Программа кружка "Умелые ручки"
методическая разработка на тему

Поварницына Елена Александровна

Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова. Способность, которая не получает своего совершенствования, которая не развивается, которой перестают пользоваться на практике, со временем теряется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_umelye_ruchki.doc492.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка художественно-эстетической направленности

«Умелые ручки»

Автор:

Поварницына Елена Александровна

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №34

«Дюймовочка»,

воспитатель

I. Пояснительная записка.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения, одного из важных составляющих творческих способностей. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Методологическую основу исследования составляют: личностно- ориентированный подход, принцип интеграции,  принцип дифференциации и индивидуализации, принцип вариативности, педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности «Дошкольник и рукотворный мир» М.В.Крулехт, инновационный вариант программы «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцаковой.

 

Ключевые понятия и термины.
       
Креативное мышление - способность внести изменения в образец или создать принципиально новый продукт труда. 

Творческие способности - способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.

Одним из ведущих специалистов в исследовании способностей является Б.М. Теплов. По его мнению, способности - психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них. Способности следует рассматривать как прижизненные образования, которые находятся в постоянном развитии.

Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова. Способность, которая не получает своего совершенствования, которая не развивается, которой перестают пользоваться на практике, со временем теряется.

Следует подчеркнуть, что только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическим занятием сложными видами деятельности, поддерживаются и развиваются соответствующие способности.

Выделяют следующие уровни способностей:
репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью):

Творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).
Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.
 

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Особенности развития детских творческих способностей обусловлены психическим и личностным развитием дошкольника. В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих творческий процесс.

Исследования Л.С. Выготского А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Н.Н. Палагиной и др. утвердили возможность формирования воображения в дошкольном возрасте. Для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как именно оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.

Само понятие «творческое» предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов. А.В. Петровский определяет творческое воображение следующим образом: «Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности».

Л.А. Парамонова  выделяет следующие особенности проявления творческих способностей в продуктивной деятельности:

- дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт, новизна открытий и продукта субъективна;

- процесс создания продукта для дошкольника  имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной  включенностью, стремлением  искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата;

- ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам.

Художественный труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота в их гармоничной согласованности.

Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Организация занятий по художественному труду проходит на основе дополнительного образовательного кружка «Умелые ручки»,  целью которого является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда.

Задачи кружка:

1. Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире.

2. Совершенствование ручной умелости, мелкой моторики руки.

3. Формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами.

4. Воспитание аккуратности, самостоятельности.

        Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в год) в мини-группах по 6 человек.

         Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в группе старшего возраста (1 периода обучения), 30 минут - в группе старшего возраста (2 периода обучения). Гибкая форма организации детского художественного труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Для активизации творческого воображения в работе с детьми широко используются дидактические и развивающие игры, игровые упражнения. Использование нетрадиционных техник художественного труда позволяет активизировать интерес дошкольников и мотивацию к занятиям. Занятия проводятся  в игровой, непринужденной форме.

Используются такие виды художественного труда как: аппликация из бумаги, листьев, семян, косточек растений, из ниток, обрывная, объемная, с элементами конструирования, изготовление поделок из бросового и природного материала, из креповой бумаги способом торцевания, оригами, лепка из соленого теста, из бумажной массы (папье-маше), пластилинография, вышивка тесьмой по картону.

         Перспективный план работы построен на основе тематического принципа (Приложение 3) в соответствии с тематическим планом непосредственно организованной деятельности основной образовательной программы «Детство». Разработанная  система интегрированных занятий, более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Так, например, в соответствии с темой недели непосредственно организованной деятельности  «Наш город. Профессии», запланирована тема занятия на кружке  «Герб нашего города » - дети выполняют коллективную работу по изготовлению герба города Нижневартовска в технике торцевания. В соответствии с темой недели «Посуда. Продукты питания. Этикет» - запланирована тема занятия на кружке  «Красивая тарелочка» - дети выполняют в технике папье-маше тарелочку. В соответствии с темой недели «Животные жарких стран. Зоопарк» запланирована тема занятия на кружке «Жираф» - в технике аппликации из яичной скорлупы дети изображают фигуру жирафа. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через продуктивные виды деятельности.

Реализация задач кружка происходит через проблемные ситуации, практическую работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.

Структура занятия кружка. В начале занятия традиционно проводится  коммуникативная игра для привлечения внимания детей к предстоящей деятельности. Для формирования позитивной мотивации детей к познанию и творчеству используются следующие приемы: психологическая коммуникативная игра, беседа, упражнения, направленные на создание благоприятной эмоциональной среды. Для решения поставленных задач используются следующие методы: словесный: беседа, работа по картинкам, ответы по операционным картам, наглядный: показ способа действия, рассматривание образца, работа с демонстрационным материалом, использование средств ТСО, практические методы: (репродуктивные и творческие) - подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий,  вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. Для активизации творческого воображения с детьми проводятся развивающие игры, игровые упражнения. (Приложение 2).

 На протяжении всего занятия осуществляется дифференцированный подход к детям: (пассивных детей нужно стараться привлечь к деятельности, сильным детям давать более сложные упражнения). На занятии используются различные формы работы: коллективная, подгрупповая, индивидуальная. Для получения оценки деятельности детей используются соревнования, прием похвалы и поощрения, педагогический такт. На развитие мышления детей используются следующие виды деятельности: анализ, синтез, метод классификации, постановка проблемных вопросов.

 В ходе занятий используются элементы здоровьесберегающей технологии: проводятся динамические и эмоциональные паузы, пальчиковый массаж – позволяющие ребенку расслабиться, отдохнуть от умственной активности, что позволяет работать в щадящем для ребенка режиме и оберегать его физическое и психическое здоровье. Физминутки благотворно влияют на восстановление  умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки.

       После проведения каждого периода работы с детьми предполагается выявление уровня творческих способностей, сформированнности общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Приложение 1

     

Игры на развитие творческих способностей 



• «Превращение» - нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами. 
• «Что там такое?» - положите какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку), пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки. 
• «Игры со словами» - пока идете с детского сада домой, ждете очереди в больнице и так далее, играйте с ребенок в слова – вы называете слово, а он пусть подбирает антоним (противоположное по значению: белый-черный, добрый-злой, мокрый-сухой), синоним (близкое по значению: красивый – прекрасный, великолепный, очаровательный и т. д.) 
• «Хорошо-плохо» - вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть. 
• «Нестандартные задачки» - пусть малыш находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

• «Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее. 


Приложение 2

Развивающие игры

Развивающие игры

Экологическое воспитание

аппликация

лепка

Нравственное воспитание

Трудовое воспитание

Работа с родителями

Дорисуй на что похоже

Расширить и уточнить знания детей о жизни земноводных

Болото, где живут лягушки

Царевна-лягушка

Формировать позицию защитника природы

Учить аккуратно

Выполнять свою работу

Прочитать дома рассказы Н.Сладкова о Жалейкине

Нарисуй по клеточкам

Познакомить  с разными сортами роз, со способом ухода за ними

Цветы из засушенных лепестков шиповника

Декоративная пластина «Роза»

Воспитывать уважение к труду цветовода

Сбор листьев для аппликации

Совместное изготовление поделок из природного материала

Найди два одинаковых

Уточнить и расширить знания детей о грибах (съедобные, несъедобные, ядовитые)

Аппликация из листьев

«Грибы»

Съедобные грибы (по представлению)

Показать, что лес – наше богатство, поэтому надо бережно к нему относиться

Продолжать учить выполнять свою работу до конца

Совместный поход в лес за грибами

Что изменилось, заштрихуй

Уточнить и расширить знания детей о голубях и среде их обитания

Украшении работы дополнительными деталями

голубь

Показать необходимость заботы человека о птицах

Подкормка голубей на улицах города

Подкормка голубей в городском парке

Найди недостающую рыбку

Расширить представление об образе жизни рыб

Аппликация из листьев «Морское дно»

Золотая рыбка

Развивать умение доводить свою работу до конца

Закрепить навыки ухода за рыбками в уголке природы

Посетить зоомагазин

Приложение 3

Перспективный план кружка художественного труда «Умелые ручки»

Кружок «Умелые ручки»

Интеграция

Месяц

 № п/п

Тема, цель, материал

Социализация

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Октябрь

1-2

«Осенний букет»

Цель: Учить лепить из соленого теста осенние цветы,

выкладывать их по силуэту, проявлять творчество,

самостоятельность.

Материал: картон, соленое тесто, стека, иллюстрации осенних пейзажей.

Формировать представление о профессии флориста воспитывать уважение к труду взрослых, Закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира; учить группировать предметы по способу использования и понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека.

Расширение представления о времени года –осень, рассматривание осенних цветов на клумбах, на иллюстрациях

Обобщить и систематизировать знания детей об осени; упражнять в составлении рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по теме; развивать внимание, память, мышление.  

Беседа об осенних цветах, составлении букета

Чтение отрывка из рассказа К.Ушинского

«Четыре желания», обратить внимание детей на красоту осенней природы в рассказе.

Знакомство с жанром изоискусства - натюрмортом, рассматривание натюрмортов с изображением осенних цветов. Пластилино-пластика осеннего букета, ознакомление с  особенностями цветовой палитры осеннего букета, использование теплых цветов.

3-4

«Портрет Осени»

Цель: учить создавать коллективную работу из бумаги при помощи конусов, упражнять в вырезании  и приклеивании по силуэту.

Материал: акварель, гуашь, цветная бумага, ножницы, клей.

Уточнить представление о профессии художника-портретиста, воспитывать уважение к труду взрослых,

учить понимать назначение предметов, создаваемых для украшения интерьера для жизни человека.

Уточнять представления о времени года – осень, рассматривание осенних иллюстраций, открыток, репродукций.

Упражнять детей в составлении описательного рассказа, умении задумывать  волшебный образ Осени.

Чтение сказки В.Даль «Старик Годовик», обратить внимание на аллегорическое представление осенних месяцев.

Знакомство с жанром изобразительной деятельности –портрет, рассматривание репродукций с изображением женских портретов.

Ноябрь

5-6

«Сказочные птицы»

Цель  учить выкладывать яичную скорлупу по силуэту птицы, закрашивать красками, подбирать цвета.

Материал: Яичная скорлупа, клей ПВА, салфетки, кисточки, картон.

Дать представление о

профессии художника -декоратора, воспитывать уважение к человеку труда;

Расширять представление о мозаике, как способе украшения интерьера.

Уточнить знания детей о перелетных и зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешний облик; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

 подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ.

Чтение русской сказки «Сивка- бурка», обратить внимание детей на описание внешнего облика жар-птицы.

Рисование птиц (синички, снегиря), обратить внимание на строение птиц, внешний облик.

7-8

«Голубое чудо»

Цель: учить создавать в технике папье-маше тарелку и затем расписывать ее в стиле русского народного промысла «Гжель»

Формировать представление о русских народных промыслах, воспитывать чувство гордости, уважение  к традициям русского народа

Дать представление об одном из способов объемнго моделирования из бумаги: папье -маше

Упражнять детей в составлении описательных рассказов, употреблении прилагательных, согласовании их с сушествительными

Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», воспитывать бережное отношение к посуде

Лепка посуды Рисование элементов русских народных орнаментов «Хохлома», «Гжель»

Декабрь

9-10

«Сказки о животных»

Цель: продолжать учить создавать аппликацию способом обрыва, украшать природным, подручным материалом (мох, вата, манка, бисер и т.п.)

Обобщение представлений детей о жизни лесных животных в зимнее время, условия их обитания, способы добывания пищи

Расширение представления о времени года –зима

Обогащение  и закрепление словарного запаса детей по лексической теме зима

Чтение рассказа В Бианки «Синичкин календарь. Декабрь»

Рисование, лепка  из пластилина лесных жителей, реальных и сказочных.

11-12

«Новогодний сувенир»

Цель: продолжать учить создавать объемные композиции из пластилина, изготавливать поделку из бросового материала

Обобщение представления о значении Нового года в жизни людей в нашем городе, в мире

Обогащение представления детей о новогоднем празднике, истории возникновения праздника, традициях.

Пополнение лексического запаса детей, продолжать учить согласовывать прилагательные существительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов.

Чтение новогодних сказок, заучивание стихов о новом годе

Рассматривание репродукций с изображением

сказочных зимних пейзажей, рисование новогодней игрушки, елочки.

Январь

13-14

«Малица»

Цель: учить вышивке тесьмой по картону, регулируя натяжение тесьмы

Расширение представления о коренных народах Севера, их традициях, обычаях

Обобщение и закрепление представления о культуре быта народов ханты, традициях в украшении одежды.

Обогащение словаря: названия одежды, обуви, жилища, средств передвижения, природной зоны, в которой проживают ханты.

Чтение сказки «Айога»,

 «Хантыйские сказы» М.

Анисимковой

Рисование, одежды народов ханты, аппликация хантыйских узоров, рассматривание иллюстраций.

15-16

«Зимний лес»

Цель: продолжать учить выполнять коллаж в технике оригами, дополнять изображение деталями.

Закреплять правила безопасного поведения в лесу в зимнее время, о необходимости подкорма зимующих птиц.

Обобщать представление о внешнем виде хвойных и лиственных деревьев в зимнее время,

Пополнение словаря по лексической теме лес, птицы

Чтение стихотворения А.Пушкина «Идет волшебница зима»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимнего пейзажа, рисование цветными карандашами зимнего леса

Февраль

17-18

«Открытка к 23 февраля»

Цель: научить выполнять изображение в технике торцевания из креповой бумаги.

Закрепить знания детей о Защитниках Отечества. Познакомиться с военными профессиями.

Обобщать знания об истории возникновения армии, родов войск, военной техники

Словообразование существительных, обозначающих воинов-защитников различных военных профессий. Обогащение речи признаками, синонимами

Чтение стихотворения, беседа по содержанию «Солдатик»

В. Аушев

Рисование фигуры солдата цветными карандашами

19-20

«Жираф»

Цель: продолжать учить создавать панно, используя яичную скорлупу

Углубление представлений о многообразии живых существ, населяющих нашу планету. Приспособленность к условиям жизни.

Расширить представления о животных жарких стран, об их повадках, поведении, образе жизни.

Учить подбирать определения, образовывать притяжательные прилагательные. Активизировать словарь детей по теме «Животные жарких стран».

Чтение сказок К.Чуковского

«Айболит»,

«Крокодил»

Лепка животных жарких стран из пластилина

Март

21-22

«Панно к 8 марта»

Цель: продолжать учить лепить из соленого теста цветов, листиков

Закрепить знания о женских профессиях.

Закреплять представление о том, что изменения в мире связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных

Использовать в речи ласковые варианты обращений. Развивать словарь по темам «Весна», «Женский день». Закреплять понятия: рядом, в центре, около, справа (слева), по кругу.

Чтение, заучивание стихотворения

Е.Благининой

«Посидим в тишине»

Рисование маминого портрета, украшение рамки портрета цветами

23-24

«Герб нашего города»

Цель: продолжать учить выполнять коллективное панно в технике торцевания

Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу. Познакомить с символическими значениями герба.

Уточнить представления о родном городе. Формировать представление о  выражении «малая родина».

Активизировать словарь по теме- нефтяной край, северный город, нефтяники, оленеводы, коренные народы

Чтение «Сказы о земле сибирской»

Рисование улиц родного города акварельными красками

Апрель

25-26

«Весна -красна»

Цель:

Продолжать учить создавать цветы и бутоны с помощью скорлупы от фисташек

Сезонные изменения в природе (характеристика весенних месяцев), первые весенние цветы

Возвращение в определённом порядке (объясняются причины) перелётных птиц.

Расширять словарь по теме «Весна»-проталины, первоцветы

Чтение рассказа Н.Павловой «Ранней весной»

Рисование весенних цветов акварельными красками

27-28

«Пасха»

Цель:  продолжать учить украшать яйцо от киндер-сюрприза крупами разных цветов, бисером

Расширять представления детей о традициях русского народа

Уточнить представления о символике пасхального яйца, значении празднования русским народом праздника Пасхи

Закрепить использование в речи простых и сложных предлогов. Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.

Чтение рассказа В.Бианки «Три весны»

Рисование веточки вербы акварельными красками, восковыми мелками

Май

29-30

«9 Мая»

Цель: учить выполнять изображение Вечного огня в технике витраж.

Закреплять представление детей о значении Победы в Великой Отечественной войне для российского народа

Формировать представление о витраже, как о старинном способе украшения замков, домов.

Обогащение словарного запаса: витраж, стекло, прозрачный, контур, названия цветов спектра.

Чтение рассказов «На посту», «Вечный огонь»

Рассматривание иллюстраций о праздновании праздника Победы, рисование акварельными красками.

31-32

«Путешествие в подводное царство»

Цель: закрепление умения выполнять изображение морского дна, сказочных морских обитателей в технике пластилинография

Пополнить представления о значении воды, водоемов в жизни человека, о круговороте воды в природе

Уточнить представления об обитателях воды, водных растениях. Приспособленность к жизни в воде.

Согласование прилагательных с существительными и практическое употребление относительных и притяжательных прилагательных в речи.

Чтение рассказов А.Клыкова «В воде», «Домашняя рыба карп»

Рассматривание иллюстраций с изображением рыб, морского, речного дна, рисование аквариума акварельными красками и цветными мелками


Приложение 1

Диагностика творческого воображения

Модифицированный вариант методики Е.П. Торренса

Для исследования уровня творческого воображения, креативного мышления использовали тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса.

Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).

 «нулевой» – ребенок не воспринимает задачу построения образа с использованием заданного объекта; чаще всего рисует рядом с эталоном, не используя его, или вовсе отказывается рисовать.

К высокому уровню относят детей, предложивших не менее пяти тем дорисовывания.

К среднему уровню отнесены дети, предложившие 3 – 4 темы.

К низкому уровню отнесены дети, изобразившие 1 – 2 темы, или отказались от работы.

Диагностика субъектной позиции ребенка в детской деятельности

Модифицированная методика М.В.Крулехт

Данная диагностика может быть использована в старших группах детского сада. Ребенку индивидуально предлагают сделать игрушку из бумаги в подарок игровому персонажу или малышу. Предлагается самому придумать игрушку, выбрав бумагу нужного качества, цвета, формы, величины и необходимые инструменты (ножницы, клей, шило и пр.) или сделать ее по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребенком на столе пять бумажных игрушек (коробочка, тележка, телевизор, диван, автобус), сделанных из квадрата путем сгибания бумаги на 16 частей, и соответствующие этим поделкам пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности: бумага сгибается на 16 равных частей; отсчитывается определенное количество квадратиков; определяются на выкройке места сгибов, надрезов, соединений, склеиваемые части и т.д.

Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы. В процессе наблюдения необходимо выявить ручную умелость и способность реализовать замысел, опираясь на реализацию следующих факторов деятельности:

- умение принять цель деятельности,

- выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место,

- наличие общетрудовых и специальных умений,

- сформированность обобщенных способов конструирования, развитость комбинаторных умений, умение использовать пооперационные карты, владение действиями самоконтроля,

- репродуктивный или творческий характер деятельности, результативность и самостоятельность в достижении результата.

При этом следует обратить внимание на владение элементами труда: экономное расходование материала, поддержание порядка на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и пр.

Оценка уровня творческой самостоятельности и овладения ребенком позиции субъекта в художественном труде осуществляется по следующим параметрам:

  • Низкий  – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.                
  • Средний  – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
  • Высокий  – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.        

В конце учебного года дети старшего возраста (1 периода обучения) могут владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, ткани и простейшими инструментами (ножницами, иголкой), выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем, иголкой; планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла; выполнять поделки из природного материала; использовать пооперационные карты.

       Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер деятельности, так как дети осваивают основы художественного  труда.

В конце учебного года дети старшего возраста (2 периода обучения) могут участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму); использовать пооперационные карты; эпизодически включать художественный труд в игровой сюжет, использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество; реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали; владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала; бережное обращение с инструментами; поддержание порядка на рабочем месте.

Приложение 4

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Методические рекомендации

для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Полноценная реализация программы кружка возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающий наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Естественно, что не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу с детьми.

Центральная задача развития художественных способностей детей всех возрастов. Это развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, в живописи, музыке, а также в исполнении этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

Программа направлена на развитие художественных способностей детей. В ней отсутствуют специальные указания, касающиеся нравственного воспитания, оно достигается общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку в отдельности и к взаимоотношениям детей между собой.

Основная линия в развитии ребенка – это способности (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия со специфическими для дошкольника образными средствами решения задач. Способности позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного детства и осознанно относится к собственной деятельности.

Основными целями программы являлись развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфически дошкольных видов деятельности. Это требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми, новых форм и методов работы. Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Естественно, что не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу с детьми.

В старшем возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм наглядного моделирования и его включение в решение собственно интеллектуальных задач.

В подготовительной группе происходит интериоризация действий моделирования, т.е. их перевод во внутренний план. Само овладение построением моделей включает два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу. В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка.

Что же касается развития художественных способностей, то центральную задачу в этом направлении авторы видят в развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности. Индивидуальный контакт взрослого и ребенка должен строится как разговор двух самоценных людей по поводу создания творения, то есть художественного образа.

Программа предусматривает проведение большинства занятий в подгруппах численностью 6-8 детей.

В то же время, как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью. Если занятия проводятся в групповой комнате, то остальная часть детей может находиться в спальне, а в теплое время года – на участке.

Успешное выполнение программы требует создания в группе благоприятного психологического климата, теплого и доброжелательного отношения к детям. Естественно, что проведение занятий по подгруппам создает известные трудности, связанные с тем, что дети, занятые свободной деятельностью, могут шуметь, отвлекать тех, кто участвует в занятии. Грубо пресекать этого не следует, наоборот, необходимо, чтобы дети чувствовали себя свободно, и лишь постепенно можно приучать их к тому, чтобы считаться с тем, что делают другие, не мешать им. Если занятия проводятся в доступной и интересной для детей форме, они вполне могут выполнять задания воспитателя, не нуждаясь в «тепличной» обстановке. Желательно, однако, избегать, чтобы дети, участвующие в занятии, покидали его самостоятельно до завершения и отправлялись заниматься другими делами. Но достигать этого следует не «дисциплинарными» мерами, а индивидуальным обращением к ребенку, поощрением его деятельности, если требуется – помощью в ее выполнении или изменении предложенного ему задания. Во всех случаях, когда это возможно, детям, участвующим в занятии, предлагаются разные варианты задания. Детям, выполнившим свои задания раньше других, можно (в зависимости от желания и психологического состояния самого ребенка) либо дать дополнительное задание, либо предложить покинуть занятие и присоединиться к играющим сверстникам.

Развитию воображения, творческой фантазии и использованию более полно языка символов и специфической выразительности цвета и формы будут способствовать введение в занятия элементов театрализации, актерского вживания в образ, использование на занятиях костюмов и атрибутов сказочных персонажей, «магическая» условность изменения пространства с помощью золотого ключика и волшебной палочки.

Задача педагога – поддержать сказочное настроение и ощущение необычности ситуации; зафиксировать момент «перехода» из реальности в сказку, куда он может отправляться вместе с детьми.

На предыдущих этапах обучения дети овладели передачей структуры изображаемых отношений и личного мироощущения ребенка посредством использования композиционных и живописных средств.

Подход к решению новых художественных задач усложняется выбором большого количества типов передаваемых отношений, объектов и их связей, большей обобщенностью предлагаемых для изображения тем. Значительная роль отводится сюжету, основообразующему компоненту выражения композиционных отношений. Все средства художественной выразительности используются для передачи смысловых отношений сюжетно-живописной композиции.

Индивидуальный контакт взрослого и ребенка должен строится как разговор двух самоценных людей по поводу создания творения, то есть художественного образа.

1. Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в  дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразиельные средства [Венгер А.А. Педагогика способностей ].

2. Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это не возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач». [Венгер А.А. Педагогика способностей ].

3. Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

4. Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми. [Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность ].

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выгодский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». [Дружинин В.Н. Психология общих способностей ]. Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

Система по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста основывается на раскрытии воспитателем творческого потенциала ребенка через создание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждение в необходимости принятии малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения. 

Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений.

Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувства психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, - это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, воспитателю следует относится с уважением. Более того, учитель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Фельдхузен и Треффингер (1980г.) отмечаются важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей. Групповая комната, в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя. Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей.

Воспитатель становится консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функции общего контроля за происходящим в группе, воспитатель дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов.

  1. Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.
  2. Ребенок рассматривает задачу с разных сторон.
  3. Ребенок доводит начатую работу до завершения.

Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому воспитатель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

Богоявленская Д.Б. В своей работе «Основные современные концепции творчества» выделяет 12 стратегий обучения творчеству (условия развития творчества и повышения творческой активности):

  1. Быть примером для подражания.
  2. Поощрять сомнения возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям.
  3. Разрешать делать ошибки.
  4. Поощрять разумный риск.
  5. Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли детям демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у детей была возможности применить и продемонстрировать их творческий потенциал.
  6. Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему.
  7. Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.
  8. Предоставлять время для творческого мышления.
  9. Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.
  10. Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности.
  11. Стимулировать дальнейшее развитие.
  12. Найти соответствие между творческой личностью и средой. [Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества ].

При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных этапах творческой деятельности детей, в которой выделяют три основных этапа, последовательно взаимосвязанных между собою:

1 этап – возникновение замысла;

2 этап – процесс создания продукта творческой деятельности;

3 этап – анализ результатов.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт изобретательной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение изображения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением, просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности.

К созданию творческих произведений побуждают определенные мотивы, какие-либо чувства, впечатления, отношение к поразившему его явлению. Эти мотивы приводят к возникновению замысла, который будет возникать в процессе создания продукту творческой деятельности. Суть этого этапа – в переводе представления в конкретный образ. Отмечается взаимосвязь и взаимовлияние воображения и чувств, которые ярко проявляются в творческой деятельности.

Второй этап может быть различным по времени и более длительным, чем другие этапы, так как процесс создания продукта деятельности является сложным процессом.

Последний этап – окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость. Такова структура творческой деятельности. 

Развивающая среда в уголке художественного труда детского сада.

В каждой возрастной группе д/с расположены уголки ручного труда, в которых находятся инструменты, материалы и образцы работ, необходимые для детского творчества вне занятий. Дети совместно с педагогом могут заниматься лепкой, рисованием, конструированием и ручным трудом, закрепляя приобретенные на занятиях конструктивные, изобразительные, созидательные навыки.

Содержание предметной среды данного уголка должно соответствовать программному содержанию / конкретного возраста воспитанников /, а так же включать в себя дополнительные развивающие, дидактические и др. игры, пословицы, загадки, схемы изготовления поделок,

этапы и правила использования инструментов и материалов ручного труда, шаблоны,

ребусы и головоломки,

место для выставки лучших работ и многое др.

Составляющие элементы предметной среды в уголке ручного труда  необходимо систематически обновлять: с переходом к работе новым обобщенным способом создания поделок меняется наглядность и игровой ряд. Вносятся новые заготовки, трафареты, материалы, инструменты, которыми будут пользоваться дети в самостоятельной деятельности, на основе полученных знаний. О предыдущем способе работы детям будут напоминать оставленные на выставочном стенде отдельные работы ребят.

Педагог тщательно продумывает расположение оборудования и материалов для труда детей, все должно быть доступно для самостоятельного пользования. Учитывая эмоциональность дошколенка, место для работы нужно оформить так, чтобы оно внешне привлекало и зазывало к творчеству. Например, барышня в русском сарафане и корзинкой в руках, в которой клубочки ниток, лоскутки необычных тканей; Самоделкин в комбинезоне, в карманах которого ножницы, коробочки с шаблонами, лекала, пр. карандаши.  Дети старшего возраста сами заботятся о том, чтобы корзиночки и кармашки всегда были заполнены необходимыми материалами:  нарежут ткань на полоски, наточат карандаши и др. Можно практиковать назначение дежурных, следящих за пополнением материала и привлечением своих друзей к работе.

Немаловажно для развития самостоятельности соответствие инструментов, оборудования технологическим требованиям: ножницы должны легко раскрываться, клей достаточной густоты, кисточки с хорошим ворсом и т. п. Для детей подготовительной группы желательно иметь несколько вариантов орудий труда: ножницы с острыми и тупыми концами, иголки разной длины с разным размером ушка, лекальные линейки различных форм. В зависимости от выполняемой работы дети подбирают подходящие инструменты и материалы. Так, для шитья нужна одна игла, а для вышивки - другая, разрезать бумагу, ткань можно ножницами с тупыми концами, а для многослойного вырезывания с мелкими узорами нужны ножницы с острыми концами.

Воспитателю необходимо обеспечить перенос полученного на занятиях опыта в новое содержание (подвижные игры, загадки, рассматривание репродукций произведений искусства, сочинения и беседы, наблюдения, эксперименты и экскурсии, встречи с народными умельцами и др.) Немаловажно предусмотреть и обеспечить усложнение работы как в течение года, так и по сравнению с занятиями с учетом особенностей усвоения материала. Детям, которые слабо овладели программным материалом, лучше предложить ту же самую поделку или похожую на нее. Тем, кто успешно справился с задачами занятия, помочь выйти самим на новый вариант поделки данной серии. Легко справившихся с заданием на занятии детей, побудить придумать новую поделку из другой серии.

Итак, предметная среда должна побуждать детей к самостоятельности, быть вариативной, соответствовать опыту детей, а также способствовать закреплению, расширению и совершенствованию полученных умений; развитию творческих способностей, фантазии, эстетического и художественного вкуса, дизайнерских навыков; воспитанию любви к ручному труду, искусству в целом.

Приложение 5

Консультация для родителей

Что способствует развитию творческих способностей у ребенка?


На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду. Вы можете заниматься с ребенком сами – и это совсем не трудно, а наоборот, очень интересно. Итак, какая деятельность рекомендуется для развития творческих способностей? 
     1) Окружающий мир. 
Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша. Переданные вами знания станут хорошим стартом для обучения ребенка, развития его способностей, в том числе и творческих.

2)Развивающие игры и игрушки. 
Следите, чтобы в «арсенале» вашего непоседы были только полезные игрушки и игры. У малыша обязательно должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы они и другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-нибудь пользу. 

3)Рисование. 
Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется стирать перепачканные рубашки и штанишки, следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку, пользоваться красками. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности. 

4)Лепка. 
Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря – ведь лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков малыша, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий. 

5)Чтение. 
Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день. Посещайте вместе с малышом библиотеку, и вы увидите, когда ваш малыш подрастет и пойдет в школу, он будет сам частенько захаживать в библиотеку. 

6)Музыка. 
С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти. Постепенно вы сможете вместе с ребенком сами петь песенки. Если у вас нет музыкальных способностей, то по желанию ребенка его можно записать в танцевальный кружок, или кружок по обучению игре на том или ином музыкальном инструменте. 

7)Аппликация. 
Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть малыш их вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций. 

Приложение 6

Ресурсное обеспечение

Наименование критерия

Количество

1

Кадровое обеспечение

Заведующий ДОУ

1

Зам.зав. по ВМР

1

Зам.зав по АХР

1

Воспитатель

1

Помощник воспитателя

1

Бухгалтер

1

2.

Учебно-методическое обеспечение

Тематический план кружка «Умелые ручки»

1

Учебно-методическая литература

3.

Материально- техническое обеспечение

Наличие специально оборудованного мобильного центра художественного творчества в групповом помещении

1

Наличие столов и стульев на подгруппу детей с учетом антропометрических показателей

2 стола и не менее 6 стульев

Наличие различных художественных материалов - гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, кисти разных размеров, акварель, фломастеры, пластилин, кусочки поролона, разные крупы, семена различных растений, лоскутки ткани разных форм, размеров и фактур, ножницы, клей-карандаш, ПВА – на подгруппу детей, цветная бумага, белый и цветной картон, бумага разной фактуры – обойная, креповая, калька, альбомная.

По набору

Наличие магнитофона, дисков с записью классической музыки и «звуков природы»

1

Список использованной литературы

1.  Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги», М., Просвещение, 1992

2.  Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. –

СПб.: Союз, 1997

3. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования.– Ростов/Д.: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.

4.  Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994 

  1. Интегрированная программа интеллектуально-художественного творческого развития личности дошкольника /Под ред. Д.И. Воробьевой. СПб.: ЛГОУ, 1996

6. Крулехт  М.В. Ребенок и рукотворный мир. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002

7. Куцакова  Л.В. «Конструирование и художественный  труд в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2006

8. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. - М.: Молодая гвардия, 1989

9. Изольда Кискальт. Соленое тесто. Увлекательное моделирование. – М.: Профиздат, 2002

10. Рэй Гибсон. Поделки. Папье – маше. Бумажные цветы. – М.: «РОСМЭН», 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Классные ручки"

В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительны...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет

Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального  построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Программа "Умелые ручки" Степанова Ж.М.

Как из бросового материала сделать игрушку? А потом ещё и поиграть? Какой можно сделать подарок бабушке и дедушке? Как украсить свою детскую комнату? На все эти вопросы мы отвечаем на занятиях студии ...

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....