Консультация для родителей на тему "Чему и как учить до школы"
консультация (старшая группа) на тему

Шилец Татьяна Сергеевна

Прочитав данную консультацию вы сможете правильно и грамотно подготовить ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Консультация для родителей на тему: «Чему и как учить до школы».

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ «Ягодка»

Г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский

Шилец Татьяна Сергеевна

                             Хочу всё знать и уметь        

Когда мы говорим об обучении, то, как правило, имеем в виду школьное обучение. Однако фактически обучение начинается с момента рождения и имеет целью приспособлениеребёнка к требованиям к жизни. Ни один вид на земле не зависит от своей способности к обучению в такой мере, как человек. В конечном счете, обучение - основной фактор выживания человека. По мнению специалистов, обучаемостъ ребёнка, то есть скорость продвижения в умственном развитии, существенно выше, чем взрослого, Э.Торндайк считает, что к трём годам жизни ребёнок проходит уже полпути своего умственного развития. Существует много данных и о том, что обучаемосгь школьников младших классов выше, чем старших.При этом обучение дошкольника происходит главным образом в ходе его общения со взрослыми, его исследовательской и игровой деятельности, то есть не в ситуации специально организованного педагогического процесса. А те сложности, которые могут обнаружиться в последнем, можно и нужно
прогнозировать ещё у дошкольника, рассматривая обучение какчастный случай поведения ребенка. Поведение же находится в зависимости от зрелости и уровня функционирования мозга ребенка. Так, поведение ребёнка в течение первых двух лет жизни определяется созреванием мозговых систем памяти. Только при ее достаточном развитии становится возможным направленное внимание, запечатление и воспроизведение фактов и слов. Дошкольник должен выучить язык, обучиться многочисленным играм и правилам поведения. Он должен овладеть своим телом как инструментом, в том числе научиться поддерживатъ равновесие. Ребёнку необходимо также научиться правильно,обращаться с различными объектами и умело пользоваться мнотчисленными инструментами.

                 

                          Основные условия успешного обучения: 

  • сохранные, нормально функционирующиемозговые системы;

  •  поддерживаемая и развиваемая семьёй и культурной
  • традицией потребность в обучении;

 

  • доступность средств и возможностей обучения.

Именно по этому мы рассматриваем подготовку ребёнка к школе не как избирательное формирование некоторых, необходимых навыков (умение считать, читать и т.д.), а в контекстеего биологического и социального развития.

Как начинать готовить ребёнка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Десятки этих и подобных вопросов волнуют не только специалистов, но и родителей. Единого для всех рецепта нет и быть не может: с одним ребёнком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать. А
четвёртого учить по минуточкам сидеть и внимательно работать. Одно ясно: готовить ребёнка к школе, обучать можно буквально с рождения и все, чему вы научите ребенка, а
главное - чему он научится в раннем детстве сам, оплатится сторицей. Хотя существуют и другие мнения: одни считают, что нужно начинать готовить ребёнка к школе с трёх лет,
другие - за год до поступления в школу. Мы склонны считать, что весь период развития ребёнка до школы со всеми его особенностями и есть то время, когда идёт подготовка к
школе. Но и здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не натаскивать ребёнка, не требовать непосильного только потому, `что «другие дети уже умеют это», дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь, потом переходить к чему - то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможности ребенка. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается желание учиться, снижается интерес к новому, незнакомому, а значит, затрудняется процесс обучения.

Можно попробовать «нарисовать» суммарный «портрет» первоклассника, не готового к школе, и, отталкиваясь от этого, решить, чему и как учить до школы. Отберем для «портрета» самые характерные черты:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гипер – активность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно – моторных координаций ( неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития ( это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т.п.).

Как правило, эти «недостатки» ребёнка нс единичны, а встречаются в комплексе, что значительно осложняет адаптацию к школе и дальнейшее обучение. Не все родители считают, что подготовка к школе — их забота. Многие(особенноте‚ чьи дети ходят в детский сад) стремятся перепоручить все воспитателям детского сада и
нередко возмущаются плохой или недостаточной работой с детьми. Другие думают, что все придёт само собой - «вырастет» - «научится» - и не следует уделять подготовке  к
школе специального внимания. Конечно, в детском саду ведется обязательная работа с детъми , но кто лучше знает своего ребёнка, чем родители, кто может найти самый эффективный подход к нему, кто может проявить любовь и
терпение, необходимые в работе с малышом?

Пофантазируйте и обязательно найдёте то, что интереснее вашему ребёнку. 

Необходимые занятия ребёнок получает не только в процессе общения со сверстниками, но и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, что он стремится разобрать 
новую машину, не очень ругайте его, если в порыве любознательности  вдруг окажутся разобранными до винтика часы, не отмахивайтесь от желания вашей дочери пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением. Свойствами новых предметов
действий, путь познания.

Все дети любознательны, и их потребность в новом следует целенаправленно развивать, тренируя наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это удается в процессе рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала.

Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребёнка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина трибы: лисичку и сыроежку, подберёзовик и опенок, мухомор.
Разберитесь, что общего у них, в чём отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно рассказать, как заготавливать трибы на зиму: сушить,
мариновать, солить. Можно рассказать, как готовят себе грибы на зиму белочка и ёжик. Это только один пример. Но важен принцип. Усвоив и поняв его, вы сможете развить в ребёнке наблюдательность, творческое воображение.

Воображение ребёнка развивают книги, фильмы, спектакли. Дошкольнику доступны не только обобщения, классификация,но и понимание таких общих свойств действительности, как пространство и время (времена суток и времена года, возраст). Им доступен довольно сложный анализ, и умение делать выводы.

Четырехлетняя Анечка спрашивает:

- Сейчас морковка молодая, а потом будет зрелая?

- Да

-А потом состарится?

- Если будет долго лежать—сморщился, завянет, можно считать—состарится.

Анечка надолго задумывается, а потом делает неожиданный для мамы вывод:

- Все, как у людей : я  - молоденькая, ты, мама, -зрелая, а бабушка – старенькая.

    Ребенок в этом возрасте очень любопытен, ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Развитию логического мышления способствует решение тех задач, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, но вы можете стимулировать этот процесс вопросами типа : как? что? почему? а если бы? что, если?.. Ребенок учится при этом самостоятельно рассуждать, предполагать, делать выводы. Родители не всегда знают, как ответить на тот или иной вопрос. Думаем, что в таком не следует делать вид, что вы очень хорошо знаете, как ответить на этот вопрос, но постарайтесь узнать и потом расскажете. Слово свое обязательно сдержите. Одним из источников знаний ( вы можете искать ответы на неясные вопросы вместе) является научно – популярная литература: энциклопедии, книги о природе, жизни растений и животных).

 Важным источником знаний, механизмов развития, познавательной деятельности являются разного рода дидактические игры.

Познавательная деятельность дошкольника имеет свои отличия: ему уже важен не только конечный результат,но и сам процесс, ход деятельности, способ выполнения задачи. И это имеет большое значение,так как осознание деятельности и является начальной формой необходимой в дальнейшей учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».Д/с. №81 воспитатель Богуш Татьяна ВладимировнаНе только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить де...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу»....

Консультация для родителей подготовительной группы на тему: «Учите детей любить книгу»

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интере...

Консультация для родителей по правилам дорожного движения « Учите детей безопасности с детства»

Консультация для родителей по правилам дорожного движения« Учите детей безопасности с детства»Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразитель...

Консультация для родителей по подготовке детей к обучению в школе "Учим детей рисовать по клеточкам"

Актуальной проблемой современной педагогики является подготовка детей к обучению в школе. Одним из условием по подготовке к школе является развитие зрительно-моторной ориентации на листе в клетку....