Консультация для родителей по подготовке детей к обучению в школе "Учим детей рисовать по клеточкам"
консультация (старшая группа)

Зобнина Елена Викторовна

Актуальной проблемой современной педагогики является подготовка детей к обучению в школе. Одним из условием по подготовке к школе является развитие зрительно-моторной ориентации на листе в клетку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_podgotovka_k_shkole.docx378.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по подготовке детей к обучению в школе на тему:

«Учим детей рисовать по клеточкам»

В старшем дошкольном возрасте, подготовка детей к обучению в школе,

является одной из актуальных проблем современной педагогики, так как от ее решения зависит успешность обучения детей в школе.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость – это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

     Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребёнка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп, т.е. сформированности таких качеств, как умение эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). Другими словами, это способность ребёнка выполнять социальную роль школьника. 

Сегодня, я хочу поговорить о том, чтобы для того, чтобы правильно и красиво писать, необходимо развивать и тренировать руку ребёнка ещё в дошкольном возрасте, т.е. способствовать развитию зрительно-моторной координации.

В младшем дошкольном возрасте, проводится большая работа по развитию мелкой моторики. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к «моторным навыкам» руки и пальцев, часто используется термин «ловкость». Педагоги в своей работе используют разные методы и приёмы, игры и упражнения по развитию мелкой моторики.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется работе на листе бумаги, в начале на обычном листе. Детей учат ориентироваться на листе бумаги, дети учатся понимать и находить: левый-правый угол, нижний-верхний угол, верхнюю и нижнюю, левую и правую стороны листа, центр, середины между сторонами, учатся понимать и использовать в речи предлоги: в, между, за, под и т.д. Как только ребёнок научился работать на обычном листе, детей знакомят с листом в клетку. Умение ориентироваться в клетке и рисование графических фигур — отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. При частом выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом (или ручкой), у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Работа на листе в клетку способствует развитию зрительного внимания: умения видеть клетки, правильно их отсчитывать, точно попадать в точки пересечений линий. Всё это повышает правильность (качество) изображения.

Работу на листе в клетку следует начинать со второго полугодия старшей группы. В первом полугодии нужно обратить внимание на технические навыки детей: как ребёнок держит карандаш, как закрашивает, видит ли контур предмета. Для этого следует активно использовать пальчиковые игры, раскрашивание, лепку, игры, способствующие развитию мелкой моторики, упражнения со счётными палочками, мозаику, шнуровку и т.д..

Начинать работу следует с начального этапа. Для этого понадобится лист в крупную клетку. Рисовать можно фломастерами или простым карандашом, так как главные задачи в этот период:

- формирование навыков синхронности действия руки и глаза;      

-  повышение остроты зрения;

- развитие умения ориентироваться в клетке;

-  упражнения в работе в пределах границ линии;

-  развитие мелкой моторики рук.

 Задачей каждого задания является выполнение главного условия — не выйти за пределы рабочей строки, т. е. соотнесение своего движения со зрительно воспринимаемым полем действия, выполнение движения внутри него.

Работу нужно проводить систематически 2–3 раза в неделю по 7–10 минут как часть комплексного занятия. Также дети могут выполнять задания дома. 

Идея проведения графических диктантов не нова. Они способствуют развитию умения ориентироваться на листе клетчатой бумаги, формированию графических навыков, навыков счёта, способствуют развитию зрительного, слухового внимания ребёнка. В целом графические диктанты оказывают положительное влияние на развитие пространственного воображения. При проведении графических диктантов выделяют следующие этапы:

1)подготовительный (точки, столбики: большие и маленькие, травинки; горизонтальные и вертикальные линии: уголки, лестница, флажки, расчёска, прямоугольник, квадрат, пуговки, бусины и т.д. );

2) анализ рисунка и его воспроизведение (змейка, цифровое обозначение, ёлочка, ромбы, домики, снежинки, веточки, нарисуй фигуру);

 3) задание под диктовку и их повтор;

4) анализ рисунка и его воспроизведение, усложнение (змейка, цифровое обозначение, нарисуй и заштрихуй фигуру, штриховка в разных направлениях);

 5) кривое зеркало ( даётся образец , а на другом листе в более крупной или мелкой клетке надо отобразить);

6) выполнение симметричного рисунка. Задания усложняются постепенно.

Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке. 

  1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой. 
  1. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них. 
  1. Радуга: теплые и холодные цвета. 
  1. Наклонные прямые линии и комбинации из них. 
  1. Печатание цифр по клеткам. 
  1. Дуги, волнистые линии, круги, овалы. 
  1. Печатание букв по клеткам. 
  1. Рисование по клеткам предметов сложной формы. 

Правила для работы в тетрадях: 

1. При прямой посадке ребенок должен опираться грудью о стол. 

2. Расстояние от края стола до груди должно быть не более 3-4 см. 

3. Расстояние между глазами и тетрадью ребенка – 30-33 см. 

4. Обе руки лежат на столе, только локтевой сустав немного выступает за края, левая рука поддерживает тетрадь и передвигает её вверх по мере заполнения страницы. 

5. Свет должен падать с левой стороны. 

6. Для леворуких детей свет должен падать справа. 

Надо стараться научить детей самостоятельно проверять осанку. Для этого применяются мешочки с песком, которые кладут на голову, стараясь удержать. Тем самым вырабатывается прямая осанка. Дети должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что особенно важно для успешного овладения навыками письма. 

Учитывая проблему леворуких детей, следует объяснять им задания более подробно, давать меньшее по объему задание, делить задания на части, давать задания пониженной трудности. 

Работа с тетрадью выстроена в следующей последовательности: 

1. Знакомство с тетрадью (обложка, лист, страница) 

     2.Знакомство со страницей. 

3. Знакомство с клеткой. 

4. Знакомство со строкой. 

5. Выполнение упражнений в клетке. 

Правила выполнения заданий: 

1. Раскрашивать картинки, не выходя за контуры; 

2. Штриховать только в указанном направлении; 

3. При работе тетрадь не поворачивать «не крутить». 

На первых порах важно качество выполнения (правильность и тщательное соблюдение всех условий), а не скорость и количество сделанного ребенком. 

Можно использовать игры по работе в тетраде:

 Игра с клеткой 

Цель: Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)  

Упражнение: 

а) Найти в клетке центр (выделение центра клетки на протяжении всей строки) 

 б) Найти левый верхний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки) 

 в) Найти правый нижний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей 
строки) 

г) Найти стороны клетки (правую, левую) 

д) Найти «пол и потолок» клетки 

е) Изобразить клетку полностью (нарисовать «домик» через одну клетку) 

Работа с клеткой 

Цель: Учить работать с клеткой. 

-Формировать умение работать в пределах границ и строки по опорным точкам. 

-Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, -учить соблюдать интервал («ходим» через клетку) 

-Развивать глазомер, тренировать в написании элементов с петлей вверху, внизу. 

                    Упражнения: 

а) Вписывание различных форм, элементов в пределах клетки, использовать штриховку в различных направлениях. 

б) Вписывание внутри клетки предметы округлой формы (можно использовать штриховку по кругу) 

в) Доведение длинных и коротких линий. 

г) Соединение точек в указанном направлении. 

д) Написание отдельных элементов или узора «В домиках мы все живем и в окошечко глядим». 

е) Отрывное написание петлей «Птички на ветке сидят», «Листики летят». 

 Штриховка 

Цель: Учить работать в пределах границ. 

                     Упражнение: 

 Начертание линий внутри предмета. 

Дорисуй

Цель: Учить рисовать симметрично

               

        Симметричное

    

        Кривое зеркало

Ссылка: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_24_5_11585.pdf   О. Н. Леонтьева, учитель-логопед, г. Челябинск

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/24/rabota-v-tetradi-v-kletku


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Проблема подготовки детей к обучению в школе».

«Источники способностей и дарования детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки, которые питают источниктворческой мысли».В.А. Сухомлинский...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школ...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Подготовил воспитатель первой квалификационной категории, Яковлева И.Н.  МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР, 2016г.Обуч...

Консультация для родителей дошкольников «Подготовка детей к обучению грамоте»

Консультация для родителей дошкольников «Подготовка детей к обучению грамоте»...

Консультация для родителей (воспитателей) "Подготовка детей старшего дошкольного к обучению грамоте"

Цель: развитие звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Обучение грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Педагог считает, что обуче...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва &la...