Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»
проект (старшая группа) на тему

Чуркина Елена Викторовна

Практико-значимый проект

 

«Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktiko-znachimyy_proekt.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-значимый проект

«Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»

Выполнила:

Чуркина Елена Викторовна,

воспитатель

        

Коломна

декабрь, 2014 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-4

Глава I. Теоретические основы развития нравственных представлений у старших дошкольников:

1.1. Задачи нравственного воспитания старших дошкольников в ДОУ…………………………………………………………………………...5-7

1.2.Психологические особенности развития нравственных представлений у старших дошкольников…………………………………………………….8-10

1.3. Педагогические условия развития нравственных представлений у старших дошкольников………………………………………………...…11-14

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственных представлений у старших дошкольников:

2.1. Выявление уровня нравственных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...…15-18

2.2. Совершенствование работы по развитию нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу ………………………………..………………………………..19-25

2.3. Анализ результатов исследования по развитию нравственных представлений у старших дошкольников………………………………..26-27

Заключение………………………………………………………………...28-29

Список использованной литературы…………………………………….30-31


Введение

Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Ребенок начинает сталкиваться с множеством проблем и трудностей. В процессе этого сложного познания он сам становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями и на поступки других, и на собственное поведение. В современных условиях ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных воздействий на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Формировать нравственные представления важно  потому, что они не только информируют  о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, благодаря им необходимо задумываться о последствиях нарушения нравственных норм или необдуманного поступка для окружающих людей. Современное общество нуждается в широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вот почему тема «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу», выбранная для данной работы, является актуальной.

Для раскрытия темы можно определить следующие методологические компоненты исследования:

проблема исследования: исследовать педагогические условия формирования нравственных представлений у старших дошкольников, при котором данный процесс будет проходить эффективно.

объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу .                                        

предмет исследования: влияние педагогических условий на формирование нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу.

цель исследования: определить педагогические условия формирования нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу.

В работе были поставлены следующие задачи:

-изучить психологические особенности формирования нравственных представлений у старших дошкольников;

-раскрыть педагогические условия формирования нравственных представлений у старших дошкольников;

-провести опытно – экспериментальную работу по формированию нравственных представлений у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: формирование нравственных представлений у старших дошкольников будет успешным при следующих условиях, если:

а) способствовать осознанию детьми нравственных представлений;

б) учить детей оценивать поступки (свои и окружающих).

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, диагностика, опытно – экспериментальная работа, беседа, направленная на выявление уровня сформированности нравственных представлений у старшего дошкольного возраста.Важное значение формирования нравственных представлений у старших дошкольников отмечается в трудах Белинского В.Г., Добролюбова Н.А., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д. и др.

Методологической основой исследования являются труды отечественных психологов Божович Л.И., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Мухиной В.С., Эльконина Д.Б. и др, которые подчеркивают сензитивность старшего дошкольного возраста для формирования нравственных представлений и раскрывают психологические особенности исследуемого процесса.

Глава I. Теоретико-методологические основы развития нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу.

1.1. Задачи нравственного воспитания старших дошкольников в ДОУ.

К нравственным представлениям, формируемым в старшем дошкольном возрасте, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, о нормах поведения, об уважительном отношении к взрослым.

Все знания принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – составляет понятие нравственность.

Решение главных задач воспитания должно обеспечить формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. Проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Формирование основ нравственных представлений человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания личности ребенка старшего дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Исследования Божович Л.И., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Мухиной В.С., Эльконина Д.Б. показывают, что старший дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между старшими  дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистский характер, у детей возникает чувство товарищества и дружбы, первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказаться на формировании его нравственных качеств. Чтобы формировать действенные нравственные представления у старшего дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности.                

В старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся личности моральная информация.

Добрым можно назвать человека, у которого развита любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это все – понятие нравственности.

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремления радовать старших хорошими поступками; умения самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Формирование желания заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; развитие сочувствия, отзывчивости. Воспитание скромности, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Обогащения словаря детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждение к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие стремления выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.  

1.2. Психологические особенности развития нравственных                       представлений у старших дошкольников

        Запорожец А.В., Мухина В.С., Эльконин Д.Б. и другие отечественные педагоги и психологи утверждают, что уже в старшем  дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение нравственных представлений, усваиваются первые этические оценки, на их основе поступки окружающих делятся на хорошие и плохие.

  Правила приобретают для ребенка определенную значимость. Знание нравственных правил помогает детям соотносить свое поведение  и поступки  с поведением и поступками окружающих, помогает строить отношения, содействует взаимопониманию между старшими дошкольниками. Следовательно, очень важно начать формирование нравственных представлений именно в старшем дошкольном детстве, иначе личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудно.

         В исследованиях Выготского Л.С., Нечаевой В.Г. отмечается, что в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение нравственных представлений. Дети усваивают моральные знания, способны различить, что является "хорошим", а что - "плохим".  Старшие дошкольники могут объяснить, кого можно назвать злым, жадным, добрым и т.д. Правила обретают для ребенка определенную значимость. В старшем дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить симпатию, сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность, любовь к близкому, чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения.

         Формирование нравственных представлений теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети начинают не только понимать нравственный смысл некоторых действий, но и относиться к ним эмоционально, переживать их. Важно учить ребенка понимать эмоциональное состояние другого человека, чувствовать его как свое, управлять своими эмоциями.

 Настоящим человеком становится только тот, - писал Сухомлинский В.А., - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков. Побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков [44].

Воспитывать в детях надо  все  элементы  их  нравственного  мира.  Всё важно.  Гармония  нравственного  мира   человека,   гарантия   его   доброты обеспечиваются  только  всеми  его  слагаемыми,  но  направляющими  являются нравственные потребности. Нравственные потребности  –  самые  благородные  и человечные – не даются  от  природы,  их  необходимо  воспитывать,  без  них невозможна высокая духовность, доброта.

        В старшем дошкольном возрасте усваиваются и первые этические оценки. На их основе поступки окружающих делятся на хорошие и плохие.      Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются выполнения правил. Одобрительная оценка окружающих укрепляет положительный образ себя, у ребенка появляется желание сохранить этот образ в глазах близких. Одновременно идет присвоение образа и осознание себя через него.

   В процессе формирования нравственных представлений у старших дошкольников особое внимание уделяется развитию нравственных чувств. Именно они обеспечивают единство сознания и поведения, предупреждают возможный между ними раскол.

Нравственные чувства развиваются на основе практического овладения нормами поведения в семье и в коллективе ДОУ. Поведение в соответствии с нравственной нормой должно восприниматься человеком  как единство для него возможное, выражающее саму сущность его личности, его "Я". Именно такое поведение позволяет ему сохранить положительное отношение к себе, общее эмоциональное благополучие.

        В основе положительных взаимоотношений детей лежат механизмы нравственной регуляции поведения. Важнейшими регуляторами выступают образцы и правила поведения. Образцами для детей служат взрослые - их поступки, взаимоотношения, а также сверстники, пользующиеся авторитетом в группе, персонажи литературных произведений и т.д. В правилах поведения, с которыми взрослые знакомят детей, закреплены доступные им нравственные законы. Правила организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в нравственных поступках.

Все элементы нравственных представлений максимально насыщены  чувствами и эмоциями.         Для воспитания у ребёнка нравственных  представлений  нужно  знать,  из каких элементов они состоят.

        Нравственные представления начинают проявляться:

   1. Отзывчивость  - это целый спектр чувств – сочувствие,  сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость  в  ребёнке  нужно  ещё  до  того, как у него сложатся  представления  о  добре,  зле,  долге  и других понятиях.

        2. Другой важнейший  элемент  нравственных  представлений  –  нравственная установка, которую можно сформулировать так:  «Не  вредить  никому,  а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка  с того времени, когда он начинает  говорить.  Благодаря  этой  установке ребёнок  всегда  будет  стремиться  к  добру,  в  нём   преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

3. И последним, важным структурным элементом  нравственных  представлений является способность к деятельной доброте и  непримиримость  ко  всем проявлениям зла.

1.3. Педагогические условия развития нравственных представлений у старших дошкольников

        Процесс формирования нравственных представлений у старших дошкольника  в ДОУ является одним из направлений педагогической деятельности, который имеет сложную структуру и свои особенности. В психолого-педагогической литературе отмечается необходимость определения условий, при которых формирование нравственных представлений у детей будет происходить наиболее эффективно. На основе анализа педагогической литературы мы определили следующий комплекс педагогических условий.

Во-первых, это  наличие высококультурного, со сложившейся системой нравственных ценностей, творчески работающего педагога, имеющего высокую психологическую, дидактическую и методическую подготовку. Именно от профессиональных и личностных качеств воспитателя зависит создание всех остальных условий.

Толстой Л.Н. также отмечал силу личного примера педагога. Так он писал о том, что самое дорогое и ценное, имеющееся у воспитателя – это его чистая душа, его духовная личность, которая является и самым могущественным оружием воздействия на людей.

Многие деятели в теории и практике педагогики основную роль в организации воспитательной работы отводили личности педагога.  Ушинский К.Д. заявляет, что никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения не может заменить  личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовывать характер .

В учебно-воспитательном процессе педагог является образцом нравственной личности для своих воспитанников, поэтому в роли воспитателя хотелось бы видеть высоконравственного человека, который бы не смог ни при каких обстоятельствах унизить, оскорбить чувства воспитанника, человека, одаренного чуткостью к людям, знающего внутренние законы жизни.

Во-вторых,  особое внимание уделяется созданию нравственной атмосферы в группе: доброжелательности, уважения и доверия в образовательном процессе (Азаров Ю.П., Амонашвили Ш.А., Караковский В.А., Сухомлинский В.А., Цукерман Г.А., Щуркова Н.Е.). При этом в ДОУ воспитатель в общении с детьми придерживается позиции: "Не рядом, не над, а вместе!". Его цель заключается в содействии становлению ребенка как личности. Для развития у ребенка чувства уверенности в себе, становления чувства собственного достоинства необходимо, чтобы взрослый всем своим поведением показывал, что он понимает ребенка  и готов порадоваться его успехам, посочувствовать в случае неудачи и т.д. Воспитателю необходимо обеспечить чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования, содействовать развитию индивидуальности личности.  

        В основе взаимоотношений воспитателя и воспитанников должно лежать понимание, принятие и признание.

        1. Понимание - означает умение смотреть на происходящее одновременно с точки зрения ребенка и со своей собственной, видеть побудительные мотивы, движущие детьми. В этом заключается умение проникнуть во внутренний мир ребенка, отстранившись от своих собственных представлений и побуждений. Несомненно, от способности к децентрации, имеющейся у воспитателя, зависит развитие способности к децентрации у детей.  

        2. Принятие – это признание уникальности ребенка, безусловно, положительное отношение к нему, к его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. В воспитательном процессе педагог должен руководствоваться не безличным, абстрактным образом воспитанника, а исходить из своеобразия, уникальности личности конкретного ребенка. Только в этом случае можно разглядеть заложенный в нем потенциал.

3. Признание – это, прежде всего, право голоса воспитанника в решении различных проблем. Конечно, часто нельзя обеспечить ребенку полного равенства прав, но есть ситуации, которые могут быть представлены как допускающие выбор. Желательно дать ребенку право выбирать из допустимых образцов в пределах социальной нормы: необходимо, чтобы у него было ощущение, что выбирает он.

В-третьих, активное включение детей в разнообразные виды деятельности. Воспитатель может, достичь положительных результатов в формировании нравственных представлений только опираясь на собственную активность ребенка. Богатый воспитательный потенциал содержится и в таких разделах программы ДОУ «от рождения до школы», как Окружающий мир, Художественная литература, Развитие речи, Изобразительная деятельность, Трудовое воспитание и других.

        Поскольку ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра, то воспитателю важно подбирать и продумывать игры, в которых детям предлагается возможность выбора, в особенности нравственного выбора, воспитывается положительное отношение к нравственным поступкам.

В-четвертых,  активное включение их родителей в жизнь ДОУ. Воспитатель - педагог и родители нуждаются друг в друге как основные носители информации о ребенке. Каждый из них знает о ребенке то, чего порой не знает другой.

        Семья является традиционно  главным  институтом  воспитания.  То,  что ребёнок в детские годы приобретает в семье,  он  сохраняет  в  течение  всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена  тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни,  и  по длительности  своего  воздействия  на  личность  ни   один   из   институтов воспитания  не  может  сравниться  с  семьёй.  В  ней  закладываются  основы личности ребёнка, и к поступлению  в  школу  он  уже  более  чем  наполовину сформирован как личность.

Все перечисленные условия способствуют успешному формированию нравственных представлений у старших дошкольников. Непременным условием успешности в формировании нравственных представлений является любовь педагога к детям. Без любви дети не смогут научиться любить окружающих и заботиться о них. Дефицит любви к ребенку часто приводит к черствости его характера  и проявлению негативного поведения.

Традиционными методами формирования нравственных представлений у старших дошкольников являются следующие: поучение, разъяснение, рассказ, беседа, проблемная ситуация, внушение, приведение положительных примеров и авторитетов, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков.

        Формы, методы, приемы и средства нравственного воспитания зависят от содержания воспитательной деятельности и характера отношений, в которых она происходит, от уровня развития коллектива и индивидуальных особенностей ребенка.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу

2.1. Выявление уровня нравственных представлений у старших дошкольников (констатирующий этап)

        Исследование проводилось нами на базе старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного  общеобразовательного учреждения комбинированного вида - детского сада № 3 г. Коломна, количество детей – 22, возраст 5-6 лет. Исследование проводилось в 2013 - 2014  уч. году. В 3 этапа: констатирующий,  формирующий  и контрольный этап.

На констатирующем этапе эксперимента участвовали все 22 ребенка старшей группы.

Целью: констатирующего этапа эксперимента является выявление уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников.

Для реализации целей и задач данного этапа эксперимента нами была использована диагностическая методика "Закончи историю" предложенной  Дермановой И.Б. и направленная на определение уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников (возраст 5-6 лет). [ Дермановой И.Б.].

Методика "Закончи историю" предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводилось индивидуально.   В истории герою необходимо было действовать или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней.  Ребенок должен был закончить историю, предлагая свои умения, способы поведения и обосновывать их.

При определении особенностей нравственного эксперимента старших дошкольников нами оценивались: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения детей; обобщенность в знаниях; их глубина и широта.

Для оценки нравственных умений испытуемых выделялись такие проявления, как они понимают содержание моральных норм, знание способов поведения, переживания, возникающих у человека в случае соблюдения или при несоблюдения моральной нормы.

        Мы предложили детям 3 истории, которые им надо было закончить. Необходимо было назвать нравственную норму, оценить поведение ребенка и мотивировать свою оценку. Данная методика ("Закончи историю") показывает нам наиболее вероятное поведение детей в подобных ситуациях.

Описание Методики «Закончи историю»: (Дермановой И.Б).

История №1. Дети строили город. Оля не хотела играть.  Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила …Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

 История №2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

 История №3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?»

Саша ответил …        Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

Обработку результатов мы проводили, опираясь на следующие критерии:

1) Знание и понимание нравственной нормы поступка;

2) Правильная оценка поступка;

3) Мотивировка оценки поступка.

Исходя из данных критериев, выделили 3 уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников:

низкий уровень - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравств Например:   (по 1 ситуации)

                Эксп-р: - Что ответила Оля?

                Маша В: - Помогу.

                Эксп-р: - Почему?

                Маша В …….

                Эксп-р: - Как она поступила?

                Маша В: - Хорошо.

средний уровень - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

        высокий уровень - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Например: (по 1 ситуации)Эксп-р: - Что ответила Оля?

Ангелина Г.: - Да, помогу.

Эксп-р: - Почему?

Ангелина Г:  - Всем людям нужно помогать.

Эксп-р: - Как она поступила?

Ангелина Г: - Правильно.

Эксп-р: - Почему?

Ангелина Г: - Нужно творить  добро.

Высокий уровень - ребенок правильно оценивает поведение, называет нравственную норму и мотивирует свою оценку.

Например: Кирилл Ч. (по 1 ситуации)

Эксп-р: - Что ответила Оля? Кирилл М: - Помогу.

        Эксп-р: - Почему?

        Кирилл М: - Нужно помогать ребятам, они же маленькие.

        Экспе-р: - Как он поступил?

        Кирилл М: - Очень хорошо.

        Экспе-р: - Почему?

        Кирилл М: - Это дружные ребята.

        Количество ответов мы занесли в таблицу №1

Качественные характеристики

Кол-во ответов

1 история

Кол-во ответов

2 история

Кол-во ответов

3 история

1.

Низкий уровень - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

9

(40,9%)

12

(54,5%)

10

(45,4%)

2.

Средний уровень - оценивает поведение правильно, мотивирует поведение, но не называет нравственную норму.

8

(36,4%)

6

(27,3%)

6

(27.3%)

3.

Высокий уровень - ребенок правильно оценивает поведение, называет нравственную норму и мотивирует свою оценку.

5

(22.7%)

4

(18.2%)

6

(27.3%)

        В результате проведенной диагностики на констатирующем этапе мы выявили, что сформированность нравственных представлений у  старших дошкольников,  составляет:

- низкий уровень – 46.93%

- средний уровень – 30.3%

- высокий уровень – 22.73%

2.2. Совершенствование работы по развитию нравственных представлений у старших дошкольников (формирующий этап)

Одной из главных задач в формировании личности старшего дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль бесед с детьми, ролевых игр, привлечение детей к общественно-полезному труду, занятий по художественной литературе. Ведь художественная литература может служить в умелых руках педагога средством воспитания нравственных представлений ребенка. С помощью детской литературы дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может открыть ребенка, вызвать у него большое желание стать намного лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. А также формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

У детей пяти - шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности — о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому воспитателю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие ребят. Недооценивая возможности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволят раскрыться старшим дошкольникам и показать сложность взаимоотношений между людьми, и многообразие человеческих характеров, и особенности тех или иных переживаний.

 Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его внутренний мир.

Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.

При чтении, помимо задач воспитания чувств и формирования нравственных представлений, как правило, решаются и еще другие задачи: 1) Развития речи.

2) Художественного вкуса.

 3) Поэтического слуха.

4) Интереса к литературе вообще.

Определить цепь зависимости: нравственные представления, эмоциональные отношения, нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие разнообразные аспекты из жизни, и тем самым перед ребенок ставится свершить то или иное действие. Проводятся также беседы по сюжетным картинкам в таком аспекте, чтобы испытуемый мог сказать, как поступил бы он в данной ситуации.

Таким образом, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к  действительности.

Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если воспитатель устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна быть обязательно отражена в плане воспитательно-образовательной работы.

Если говорить о формировании нравственных представлений у  старших дошкольников через литературное чтение, то часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, делает детей более взаимопонимаемыми, и взаимовежливыми. Существуют разные формы занятий по чтению, но их объединяет одно — они дают старшим дошкольникам возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их интересует и волнует. Общение детей, на занятиях коллективного чтения помогают сплочению детского коллектива. В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину.

Решая задачи формирования нравственных представлений у  детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической и современной русской и переводной литературе. Прежде всего, это произведения Аксакова С.Т., Блока А.А., Есенина С.А., Ершова П.П., Некрасова Н.А., Пушкина А.С., Толстого Л.Н., Тютчева Ф.И., Фета А.А., из переводных авторов – Андерсена Г.Х., братья Гримм, Диккенса Ч., Киплинга Р., Перро Ш., произведения советских писателей: Барто А., Горького М., Маяковского В., Маршака С., Михалкова С., Чуковского К. и др.

 Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. Например, для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств воспитатель   использует сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина А.С., «Серебряное копытце»  Бажова П., «Конек-Горбунок»  Ершова П., «Айболит» Чуковского К. и др.

От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает воспитатель как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки и рассказы, рекомендуемые для чтения «Программой от рождения до школы», большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Например, воспитывая у детей любовь к животным, педагог читает рассказ  Толстого А. «Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, воспитатель задает вопрос: «Какой был Желтухин? Расскажите о нем». Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. Если дети недостаточно эмоционально и полно раскрывают образ Желтухина, педагог помогает: «Вы правильно сказали, что Желтухин — это скворец, что он упал из гнезда и всего боялся. Послушайте, как  Толстой А. описывает скворца: «Он с ужасом глядел на подходившего Никиту»; «Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги»; «Он... забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика»; «У него отчаянно билось сердце». Почему же он всего боялся? Правильно, потому, что он был маленький и нуждался в защите. Кто же помог ему?».

Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволяет воспитателю проводить работу по воспитанию чувств детей. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое будет углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, самое главное, чтобы они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

Художественное произведение, безусловно, способствуют формированию нравственных представлений у старшего дошкольного возраста. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок не может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку. Книга открывает перед ним много неизвестного, и ему самому сложно разобраться во всем. Отсюда и бесконечные вопросы детей: «Почему утенка называли все гадким?», «Гадкий утенок, правда, был гадкий?» и т. п. Иногда на вопросы детей трудно ответить сразу, нужно сначала подумать, что отвечать. Готовясь к беседе, воспитатель должен продумать вопросы, которые он задаст детям в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги.

Определенные трудности у воспитателя вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых, такая беседа не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Более обстоятельная система вопросов, например: «С чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло?» и т. п., когда воспитатель занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает их пересказыванию. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему; они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи. Значение стихотворений, разучиваемых с детьми на занятиях так же носит большое значение в формировании нравственных чувств у детей. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе.

В формировании нравственных представлений у старших дошкольников особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость»,  «дружба» и т.д. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленных задач.

Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает ребят к размышлению, и к высказыванию собственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчеркивают отношения к той нравственной проблеме, которая заключена в содержании ситуации.

Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его будут развиваются более интенсивно и бурно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

2.3. Анализ результатов исследования по развитию нравственных представлений у старших дошкольников (контрольный этап)

Целью: контрольного этапа эксперимента является выявление уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников после проведения формирующего этапа эксперимента. Для этого мы использовали диагностику  Дермановой И.Б. Методика "Закончи историю".

Качественные характеристики

Кол-во ответов

1 история

Кол-во ответов

2 история

Кол-во ответов

3 история

1.

Низкий уровень - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

4

(18.2%)

5

(22.73%)

3

(13.6%)

2.

Средний уровень - оценивает поведение правильно, мотивирует поведение, но не называет нравственную норму.

10

(45.5%)

12

(54.5%)

11

(50%)

3.

Высокий уровень - ребенок правильно оценивает поведение, называет нравственную норму и мотивирует свою оценку.

8

(36.3%)

5

(22.8%)

8

(36.4%)

Сравнивая, результаты констатирующего и контрольного этапов, мы видим улучшение результатов:

- низкий уровень понизился на – 28.8%

- средний уровень повысился на – 20%

- высокий уровень повысился на – 8.8%

Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание дошкольником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении старших дошкольников. Отсюда используемые методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.

Анализ ответов и высказываний испытуемой группы показывает, что формирование нравственных представлений у старших дошкольников еще не сложилось. На констатирующем этапе необходимо, прежде всего, выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, свидетельствуют о том, что эти старшие дошкольники неправильно понимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть.

Увеличилась адекватность оценки детей к нравственным поступкам. Дети мотивировали свои оценки по ситуациям более точно, конкретно, четко.

Заключение

Сравнивая теоретико-методологические исследования с результатами опытно-экспериментальной работы, можно говорить о старшем дошкольном возрасте как о периоде интенсивного становления нравственной и психологической культуры детей и в соответствии с этим строить образовательный процесс в ДОУ.

 На этапе осознания старшими дошкольниками нравственных норм и правил как собственных эталонов поведения, происходит перенос их в деятельность. Складывается положительное представление о себе, формируется поведенческая компетентность, которая позволяет детям  адекватно действовать в ситуациях нравственного выбора и отсутствии внешнего контроля.  

Сопоставляя результаты на констатирующем и контрольном этапе нашего эксперимента, можно сделать выводы об успешном проведении работы. Эффективность формирования нравственных представлений у старших дошкольников возможна при создании педагогических условий:

1) Наличие высококультурного, со сложившейся системой нравственных ценностей, творчески работающего педагога, имеющего высокую психологическую, дидактическую и методическую подготовку;

2) Создание нравственной атмосферы в группе детского сада: доброжелательности, уважения и доверия со стороны взрослых;

3) Активное включение детей в разнообразные виды деятельности;

4) Активное включение их родителей в воспитательный процесс ДОУ.

Этой работой мы подтвердили «закономерность по формированию нравственных представлений у старших дошкольников, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.       Данная проблема «Формирование нравственных представлений у старших дошкольников» может способствовать повышению уровня нравственно - воспитательной подготовки старших дошкольников, обеспечивая развитие нравственных качеств личности. И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями.


Список используемой литературы

1. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании// Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1975.

2. Бондаренко И.В. Воспитание нравственных основ личности ребенка – дошкольника// Современный детский сад. 2008 №5 стр. 5

3. Белинский В. Г. О детских книгах // Собр. Соч.- М., 1978. Т. 3. С. 61.

4. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М.-Л., 1948.

5.Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М., Просвещение, 1980.

6. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей/ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2001.

7. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды. М.,1986. Т. 1

8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия 2000.

9. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире// Дошкольное воспитание. 2001 №9.

10. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников – М.: Просвещение, 2002.

11. Куцакова Л.В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 – 2010.

12. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.

13. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике// Дошкольное воспитание. 2006. №12 с. 104 – 110.

14. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1975

15. Нравственное воспитание в детском саду/ под. ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М., 1984.

16.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.

17. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2006 – 2010.

18. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения – М.: 1989.

19. Сухомлинский В.А. "Сердце отдаю детям". - Киев, 1974.

20. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985, т.2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых специалистов на тему: «Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу»

Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания.Ребено...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Программа саморазвития "Воспитание старших дошкольников через художественную литературу"

Программа саморазвития "Воспитание старших дошкольников через художественную литературу"...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...

Перспективное планирование на тему: «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу».

Перспективное планирование на тему: «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу».МесяцРабота с детьмиРабота с педагогамиРабота с родителямиОснащения образ...

Обобщение опыта на тему "Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу"

Уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному приме...