ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ ( 7-10) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
учебно-методический материал на тему

Пирожкова Людмила Евгеньевна

Благодаря программе воспитанники детского дома овладеют системой знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни. Данная программа разработанная воспитателями детского дома Пирожковой Л.Е и Банщиковой Л.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsel_programmy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В

МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ ( 7-10)

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  1. Создать условия для формирования у воспитанников готовности к самостоятельной семейной жизни, учить выстраивать модель построения семьи.
  2.  Создать условия для развития морально-нравственных основ личности, составляющих базис человека как социального существа.

ЗАДАЧИ:

  Компонент 1: Семейное воспитание

  1. Расширять знания, формировать у детей представления о семье, ее функциях и значении в жизни каждого человека.
  2. Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства.
  3. Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
  4. Познакомить с понятием «традиции» семьи.
  5. Дать определенные знания о себе, познакомить с нормами полоролевого поведения человека.
  6. Научить соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни.
  7. Расширить представления о мире профессий.
  8. Развивать познавательный интерес.

Компонент 2: Социальная адаптация

Формирование «социального портрета» ребенка по морально-нравственным параметрам:

- Ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

- Любознательный, активный;

- Эмоционально отзывчивый;

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействиями с взрослыми и сверстниками;

- Универсальными предпосылками учебной деятельности;

- Необходимыми умениями и навыками;

- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые норм и правила поведения

- Решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

- Имеющий первичные представления о себе, семье, об обществе, государстве, мире и природе.

Прогнозируемый результат:

Конечная цель программы – воспитание полноценного гражданина общества, имеющего сформированные социальные навыки и способного к самостоятельной жизни.

Благодаря программе воспитанники детского дома овладеют системой знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни.

Предполагается, что в ходе реализации программы у детей будет развиваться способность адекватного, наиболее полного познания себя и  других людей, они смогут скорректировать, если это необходимо, личностные качества и умения.

У воспитанников  будет заложен фундамент для формирования гражданского правосознания, они приобретут дополнительные знания, связанные с формированием ценностных представлений гражданского общества, что поможет им самостоятельно принимать правильные решения в сложной ситуации выбора.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАНИСКА

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создавали бы такие условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи.

Как бы хорошо не было в детском доме, каждый маленький человек мечтает о семье, семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности, именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у  детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.

Поэтому важно создать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта. Учить практике взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, но и со старшими и младшими детьми. Создать условия для воспитания и развития морально-нравственных основ личности, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.

При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности  ребенка в детском доме.

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1 РАЗДЕЛ « Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ»

ЗАДАЧИ:   Дать детям понятие о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, расширять представления, что полезно и что вредно для здоровья, воспитывать заботливое отношение к собственному здоровью.

Способствовать повышению общего психофизиологического тонуса ребенка, возникновению положительного настроя, формировать элементарные умения самокоррекции работы функциональных систем организма.

2 РАЗДЕЛ «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

ЗАДАЧИ:  Формировать у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, воспитывать желание заботиться о близких. Формирование представления о семейных ролях, приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Дать понятие о благополучной семье. Формирование половой идентификации.

3 РАЗДЕЛ «Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

ЗАДАЧИ: Продолжить развитие коммуникативных качеств, позитивного отношения к окружающему миру, показать значимость образования в формировании воспитанников положительной «Я – концепции», знакомить с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие. Активизировать знания о правилах поведения, умение применять их в жизни.

4 РАЗДЕЛ «МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

ЗАДАЧИ: Расширять представления о мире людей, о том, что для каждого человека мир людей начинается с себя, продолжать знакомить детей с окружающим миром.

5 РАЗДЕЛ «Я – ГРАЖДАНИН»

ЗАДАЧИ: Воспитывать чувство собственного достоинства, способствовать формированию патриотических  чувств детей, развивать познавательный интерес к истории нашей Родины, воспитывать чувство гордости за ее историю, помочь детям осознать, что все люди разные, но все равны в своих правах. Формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их.

6 РАЗДЕЛ «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

ЗАДАЧИ: Знакомить детей с видами профессий, показать важность трудовой деятельности в жизни человека, воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. Пробудить интерес к труду, воспитывать в детях потребность и желание трудиться.

7 РАЗДЕЛ « Я – ЭКОНОМИСТ»

ЗАДАЧИ:  Формирование экономического мышления, способствовать развитию деловых качеств, бережливости, практичности. Познакомить детей с понятиями: «экономика, собственность,  товар, деньги, цена, сделка, партнеры, бартер,  покупатель-продавец».

8 РАЗДЕЛ «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

ЗАДАЧИ: Формирование у младших школьников социального отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умения распознать и оценивать опаснее ситуации, определять способы зашиты от них. Научить поведению на улицах и дорогах и необходимым мерам по безопасности при обращении с огнем, газом, общении с животными и во многих других ситуациях.

9 РАЗДЕЛ «ОБРАЗ «Я»

ЗАДАЧИ: Формировать умение учиться, быть самим собой, общаться со сверстниками. Воспитывать чувство собственного достоинства, умение анализировать свои поступки и оценивать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа «Лучик» для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитывающихся в условиях детского дома.

Программа рассчитана для детей  с ТНР, которые поступают в детский дом в младшем дошкольном возрасте. Как правило, речь таких детей характеризуется нечетким и  нестабильным звуковым оформлен...

"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

ПРОГРАММА : «СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО ДОМА»

Данная программа поможет детям подготовиться к созданию будущей собственной семьи и сформировать представления о жизненном идеале семьи....

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Разработана в соавторстве с воспитателем Барсковой Ириной Сергеевной "ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В  МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА  "...

Семейное воспитание детей в условиях детского дома

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной рол...

Программа семейного воспитания в условиях ЦПД «Радуга»

Программа семейного воспитания в условиях ЦПД «Радуга»         Семейное воспитание детей в условиях ЦПД - это одна из наиболее важных, актуальных и ...