Воспитание гуманного отношения к миру у дошкольников через общение с животными.
консультация (старшая группа) на тему

Вешневицкая Ольга Владимировна

В статье рассматриваются основные аспекты общения детей с животными, их значение для развития полноценной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание гуманного отношения к миру у дошкольников через общение с животными.

Аннотация: в статье рассматриваются основные аспекты общения детей с животными, их значение для развития полноценной личности.

Все основные связи с миром и отношение к нему формируются у ребенка в раннем детстве. Но именно в этом возрасте дети практически лишены общения с живой природой. Такое общение, и в первую очередь с животными, учит ребенка относиться ко всему живому как к самоценному, уважать его право на существование и нести за него ответственность.

 Животные выделяются в общей картине мира. Они обладают такими физическими качествами и свойствами, которые вызывают положительную эмоциональную реакцию малыша. Это теплота, мягкость, упругость, пушистость, звуки определенного тембра и ритма. Особенно ярко эти качества выражены у детенышей животных. Постоянная изменчивость и непредсказуемость их поведения создают благоприятные условия для удержания внимания ребенка, для развития его восприятия, моторики и т.д. Активность, инициативность в общении делает животных прекрасными партнерами в играх и развлечениях детей. В таких играх ребенок получает представление о животных и их поведении, учится корректировать свое поведение в соответствии с желаниями и возможностями партнера. Позже появляется покровительственное  отношение к любимому существу. Сознание, что он делает для других доброе и полезное, пробуждает в маленьком человеке чувство самоуважения, собственной значимости, желание помочь, поступиться своими интересами ради другого.

Для детей основное – возможность прямого контакта с животными. Чем младше ребенок, тем это важнее. Но и для более старших детей, страдающих повышенной тревожностью, застенчивостью, замкнутостью, имеющих трудности в общении, животное является отличным партнером, который с готовностью принимает и отдает любовь, не судит ребенка и не оценивает его неловкостей в поведении. Конечно, лучшим партнером для ребенка могут стать кошка или собака. Они находятся на достаточно высокой стадии психического развития, их собственные способы общения таковы, что удачно «вписываются» в человеческие. Однако далеко не все могут или хотят держать дома этих животных. Прекрасными товарищами могут стать морская свинка, хомячок, белая крыса, кролик. Они быстро становятся ручными. Этих животных можно держать в клетках. Черепахи или ящерицы, лягушки, рыбки хороши для детей постарше, у которых на первом месте выступают самостоятельность и познавательные интересы. Им уже хочется самим ухаживать за своими питомцами. Птицы меньше всего подходят для малышей, поскольку обычно их нельзя брать в руки, однако для старших детей они тоже будут очень интересны.

Не стоит забывать, что ребенок строит свое отношение к миру по образу и подобию окружающих его взрослых. Поэтому, выбирая животное, руководствуйтесь склонностями членов семьи и общим укладом своей жизни. Гораздо лучше держать дома канареек, рыбок или лягушек, если ими увлекается кто-то из взрослых, чем собаку, которую не хочет никто. Ваше собственное увлеченное отношение, любовь, готовность к некоторым неудобствам и радость от общения с животными – самый лучший способ воспитания. Не заводите животное только для ребенка. Это должен быть общий любимец семьи. Вместе с его появлением перестраивается многое  в привычном укладе жизни всех ее членов. Не думайте, что ребенок будет самостоятельно ухаживать за щенком или хомячком, хотя он и обещает вам это. Главная ценность для него – эмоциональное общение, физический контакт, тепло и любовь, к которым он стремится. Забота и уход только в первое время интересны, в основном за счет своей новизны. Но ведь ребенок и в других сферах жизни не обслуживает себя или других сам. Он делает это с помощью взрослого. Поэтому не следует корить его за безответственность. Не ставьте малыша перед необходимостью сразу самому действовать с новым объектом. Пусть он сначала понаблюдает как это делаете вы. И только когда ребенок сам потянется к животному, предоставьте ему возможность дотронуться до зверька. При этом ограничьте движение животного и переключите его внимание на себя: так малышу будет легче освоиться. Первое время общение ребенка с животным должно проходить только в присутствии взрослых. Одних их лучше не оставлять. Эти правила «знакомства» применимы для детей всех возрастов, особенно если они раньше не имели опыта общения с животными и побаиваются их.

Маленькие дети быстро привыкают, что у животных есть свои привычки и потребности, им нельзя мешать во время еды и отдыха. Часто у нас нет возможности держать в доме живое существо, а иногда нет желания. Если вы не можете себя пересилить, лучше не надо. Гораздо полезней, если ребенок пообщается с собакой или кошкой в семье, где их любят, чем если он будет постоянно видеть и слышать, что щенок – обуза и помеха, а котенок – надоедливый, шкодливый и никому не нужный [4, с. 31].

Животные оказываются рядом с ребенком не только в доме. Они окружают его  в городе и за его пределами. Дети активно тянутся к собакам, кошкам, голубям на улице, в подъезде, магазине. Не стоит пугать их тем, что собака укусит, а от кошки можно заразиться. Объясните малышу, что это чужое животное и ему может не понравиться, что его трогают руками. Лучше посмотреть на него на расстоянии. Если собака с хозяином, нужно спросить разрешения погладить ее. Предупредите малыша, что совсем не обязательно ему это разрешат.

Общение с животными приносит детям не только многообразие  таких положительных эмоций  как радость, восторг, умиление, восхищение, но и учит малышей соотносить свои желания с желаниями другого существа. Что в свою очередь способствует формированию таких качеств как отзывчивость, дружелюбие, чуткость, внимательность.

Список литературы

  1. Буре Р.С. - Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2003. – с. 62
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников; Пособие для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Г.Н. Година и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – Москва: Просвещение,1980. – 233 с.-c. 42.
  3. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.
  4. Ибраимова М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным //Дошкольное воспитание - 1990-№ 1-30-32с.
  5. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. - с. 10-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников

В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...

Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста.

Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии.Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным.Ознакомление с животными на занятии.Ознакомление с животными...

Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников.

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Периодом наиболее интенсивного развития считается именно дошкольный возраст. Высокая ...

"Воспитание гуманного отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания"

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов....

Воспитание гуманного отношения детей дошкольного возраста к живому и окружающему миру

Каждый человек с детства взаимодействует с окружающим его миром, это взаимодействие складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение ...

Консультация для родителей "Воспитание гуманного отношения к животным"

Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать. В.А. Сухомлинский               ...

Воспитание гуманного отношения к животным у детей.

Человек рождается, и он окунается жизнь: живую, цветущую, поющую и красочную. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, где-то лай собак, мяуканье котенка… Но почему-то мы все ...