"Воспитание гуманного отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания"
материал по окружающему миру на тему

Щербакова Елена Владиславовна

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_gumannogo_otnosheniya_doshkolnikov_k_prirode.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание гуманного отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания»

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. Важно все: оформить группу, внутренний двор, и проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром.

Как это сделать?

Многолетнее накопление теоретического и практического материала, позволило нам создать систему работы направленную на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.

 Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир.

  Для достижения этой цели решаем следующие: 

                                                      задачи

  -  воспитание у дошкольников гуманного отношения к миру природы (нравственное воспитание);

       - формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе

       - направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы

      - развивать познавательный интерес к миру природы

Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края)

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.

Научность и доступность

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают нетрадиционные занятия: занятие - путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, и т.д.

Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным, является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Практическая деятельность в природе. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие  акции:

  • «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев )
  • «День цветов» (создание цветочных клумб)
  • «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
  • «Чистое утро» (уборка территории)

С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Реклама —  реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я – ромашка, красивый  летний цветок, живу на полянке. У меня красивый бутон, а еще я лекарственное растение».

Большие возможности открывает игровая деятельность, которая также выступает средством воспитания гуманных чувств к природе. В большей степени этому способствуют ролевые игры, где включены роли животных о которых нужно заботиться.  Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам.

Игра "Пищевые цепочки водоёма"

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба

«Пищевые цепочки в лесу». Цель: закрепить знания детей о пищевых связях растений в лесу.

растения — гусеница — птицы

растения — мышка — сова

растения — заяц — лиса

 «Пищевая цепочка на лугу». Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

растения — гусеница — птица

злаковые травы — грызуны — змеи

злаковые травы — мышь — хищные птицы

трава — кузнечик — луговые птицы

насекомые и их личинки — крот — хищные птицы

тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы

травы (клевер) — шмель

насекомые — ежи

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.  Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Для полноценного осуществления экологического развития детей, мы привлекаем родителей,  поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира.

 Работа с родителями

• ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия,  собрания, конференции, информация в уголках и т. д.);

•  организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, пожарника).

• туристические походы на природу, соревнования.

Итоги работы

Анализ работы  позволяет нам сделать выводы, что разработанная нами система экологического воспитания детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна,  дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях.  Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды,  на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. 

Все хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра побудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы  хотим, чтоб земля расцветала,

И росли как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала-

                                                                                                             Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. Здесь представлен материал, который способствует воспитанию у детей правильного отношения к природе. Весь материал основан...

Воспитание гуманного отношения к природе, средствами изобразительной деятельности

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...

Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по формированию  у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников...

Тема: "Воспитание гуманного отношения к природе у старших дошкольников"

Опыт работы по образовательной область "Познание"...

Перспективное планирование по методической теме: «Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников» на 2018– 2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме:«Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников»на 2018– 2019 у...

Воспитание гуманного отношения к живой природе посредством тематических недель

Из опыта работы по нравственному воспитание детй младшего дошкольного возраста...