Помощь родителям в преодолении детских страхов
статья (младшая группа) на тему

Коптелова Анна Викторовна

советы родителям в преодолении детских страхов, основные группы страхов, методы преодоления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Детские страхи

Малыши боятся многого: летающих насекомых, ползающих червяков, собак, кошек, машин, высоты, тишины, темноты – список бесконечный.

Что же происходит с нашими детьми? Кто их напугал, и главное – как с этим бороться?

Открою вам тайну: в 80% случаев никакой серьезной травмирующей или опасной ситуации за страхами нет. Дети боятся своих фантазий.

■ Первая категория детей боится того, с чем столкнулись впервые. Например, летит шмель. Он жужжит, издает много непривычных ребенку звуков. Что от него ждать – ребенок не знает. Начинается рев – эта реакция фиксируется психикой и перекладывается на встречу с любым летающим насекомым.

■ Категория вторая – «напугали». Одна из самых частых форм – это добрые бабушки (да чего греха таить, иногда и мамы) дабы внести ребенку некий запрет, говорят: «Не ходи туда, там темно и живет Бабайка». Кто это, Бабайка – ребенок не знает, и опять появляется встреча с непознанным. В сознании малыша закрепляется такая цепочка: темно, Бабайка, ужасный монстр, я погибну, темнота – это смерть. Думаете, это смешно? Это страшно! Ко мне приходят взрослые люди с фобией смерти. Мы тратим время на сеансы и находим корень зла в тех самых «бабайках», которыми их пугали в детстве.

Родители, бабушки, дедушки и другие родственники помните: подсознание ребенка – очень мягкий и подверженный травме «материал», одно неосторожно сказанное слово может навредить всей жизни.

■ Категория третья – страхи, порожденные обильным информационным потоком. К ним, прежде всего, относятся ночные страхи. Ребенок тихо играет, когда вы смотрите страшное кино, ребенок смотрит мультики с непонятными персонажами. Вы читаете книжку, например, про Незнайку. Мы не проводим глубокий анализ происходящего. А порой даже просмотренные рядом с папой новости, наполненные человеческим страхами и болью, порождают у детей до 5 лет ночные кошмары.

■ Категория четвертая – страхи родителей, переложенные на детей. Например, мама боится воды. Ее эмоциональное состояние (пусть даже без слов) передается ребенку. Сразу скажу: в этой категории способ «лечения» один – убирать фобии родителей.

■ Категория пятая – страх потерять маму. Он развит у детей, которые, например, оказались без мамы в незнакомой обстановке (например, в больнице) даже в очень раннем возрасте –до 6 месяцев. Часто такой страх есть у детей, которые жестким методом отучались от груди (с помощью отсутствия мамы), и пережили ряд стрессовых ситуаций (мама уходит, а ребенка тянут в другую сторону, как бы отбирая у него самого близкого человека).

Это основные группы страхов. Что же со всем этим делать?

1. Не порождать детские страхи. Новый объект не значит опасность; реагируйте спокойно, если жизни ничего не угрожает.

2. Не злоупотребляйте словом «опасно», которое многим родителям (совершенно не понятно, почему) кажется лучше, чем слово «нельзя».

3. Проводите воспитательные беседы с родней. Искореняйте «бабаек», наказание запиранием в темном помещении, крики «не ходи, там темно и страшно».

4. Говорите с детьми с рождения! Много, часто и обо всем – на обычном человеческом языке.

5. При встрече с опасным или непонятным явлением, например, в мультиках, проговаривайте это. Например, гусеницы в «Лунтике» – это не пример вселенского зла, это просто плоховоспитанные червяки, но они исправляются и хотят быть хорошими. Это сказка, выдумка. Покажите гусеницу в банке. Она сидит, не разговаривает, не кричит и не дерется. Старайтесь так разбирать любую встречу с опасностью.

6. Сочиняйте сказки про страхи ребенка. Если у самих не получается, пользуйтесь готовыми книжками из серий «Сказки про».

7. Рисуйте страхи. Рисуйте, обсуждайте и потом торжественно уничтожайте, показывая ребенку конечный характер любого страха. То же самое можно делать из пластилина.

8. С детьми старше 3-4 лет практикуйте игры, несущие в себе профилактическую основу.

a. «Пятнашки». Смысл игры заключается в следующем: вы должны обозначить игровую площадку, на которой находятся игроки. Ведущий должен догонять участников. Тот, кого догнали, становится ведущим. Атмосфера во время игры должны быть как можно более дружеской и весёлой. Обязательно сами принимайте участие в игре, периодически поддаваясь ребёнку. Эта игра помогает ребёнку избавиться от страха перед наказанием. Кроме того, она прекрасно помогает восстановлению утраченных доверительных отношений между родителями и детьми.

b. Всем известная и с детства любимая игра «Прятки» – так же является отличным средством для преодоления ребёнком страха темноты, замкнутого пространства и чувства одиночества. Для достижения наилучшего результата позвольте ребёнку быть ведущим. Заранее обсудите места, где прятаться нельзя, после чего погасите верхний свет, оставив лишь ночник или работающий телевизор. Однако помните о том, что, если ребёнок проявляет признаки страха, или вообще отказывается от игры, принуждать его нельзя, чтобы не усугубить проблему ещё больше

9. Не порождайте в детях страх по отношению к вам. Старайтесь контролировать свои эмоции, не повышать голос и тем более не применять физическое наказание, особенно без повода.

10. Делайте все возможное, чтобы не оставлять ребенка с чужими людьми. Ведь и ваша мама – родная вам. А ребенку, который видит ее раз в месяц, она лет до 3 – мало знакомая. Поверьте, вы еще успеете отдохнуть и без него.

11. Лечите свои фобии – не калечьте детей вашими страхами. Ведь если вы больны инфекцией, вы защищаете ребенка? А чем лучше страх? Любите своих детей, и они ответят вам тем же.

Ну а что же касается страхов перед больницами, то не стоит забывать, что малыш, оставшийся один в больнице, испытывает сразу и страх одиночества, и страх перед чужими людьми, и страх перед такими помещениями общего пользования, как туалет – тут все чужое, неизвестное…

Поэтому не стоит забывать, что на состояние ребенка очень влияет обстановка..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое сообщение из опыта работы "Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности"

Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛДРАМЫ И АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ

Актуальность использования методик «Символдрамы» и «Арт-терапии» состоит в том, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше о...

Игры на преодоление детских страхов

В какие игры играть с ребенком, если  у него появились страхи....

Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности»

Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе. Задачи:-Обобщить теоретический материал по п...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Способы преодоления детских страхов»

Для здорового, нормально развивающегося ребенка испуг и страх – естественные реакции при познании окружающего мира, поскольку жизненный опыт отсутствует, а инстинкт самосохранения ярко выражен. ...