Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Викторовна Бондарева

Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе.

 

Задачи:

-Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страха и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
-Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха.
-Подобрать мониторинг исследования детских страхов.
-Использовать методы арт-терапии и символдрамы в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности.
-Научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_master-klass.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» города Губкина Белгородской области Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности» Педагог-психолог: Шубина Елена Викторовна

Слайд 2

Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе . Задачи: Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страха и тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха. Подобрать мониторинг исследования детских страхов. Использовать методы арт-терапии и символдрамы в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности. Научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику .

Слайд 3

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы: игра со страхом; рисование страха (метод арт-терапии); вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории, работа на основе символов – метод символдрамы).

Слайд 4

В последнее время заметно увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством и неуверенностью в себе . Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам и склонны отказываться от деятельности, в которой испытывают неудачи, не доводя начатое до конца. У них легко заметить разницу в поведении. По каким критерия можно определить тревожности у ребенка ? Ребенку тяжело сконцентрироваться на чем-либо. Ощущение мышечного напряжения в области лица, шеи и т.д. Постоянное беспокойство. Нервозность, раздражительность. Нарушение сна. Страх является причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым – причиной многих заболеваний: нервных нарушений в физическом и душевном развитии, боли в животе, головные боли.

Слайд 5

Страх сказывается и на личностном развитии ребёнка, наблюдается слабая контактируемость с окружающими, повышенная неуправляемость и агрессивность, нарушение сна, эмоциональная заторможенность, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства . Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство . В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер .

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея опыта работы по и спользованию символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности заключается в совершенствовании коррекционной работы с детьми по преодолению детских страхов и тревожности с использованием символдрамы и арт-терапии. В данном опыте работы систематизирована коррекционная и диагностическая работа по преодолению детских страхов и тревожности с использованием современного оборудования, а также с использованием инновационных методик и техник: арт-терапии, музыкотерапии, песочной терапии, релаксационных и тренинговых упражнений. Эффективными и положительными методами в работе с тревожными детьми, а также детьми подверженными страхами являются методики: символдрамы и арт-терапии . Символдрама , известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия - это метод глубинно ориентированной психотерапии, который клинически высоко эффективный при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности .

Слайд 7

Название метода происходит от греческих слов «ката» - «соответствующий» , «зависящий» и «тимос» - одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность»), «имаго» - «образ» . В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов » . Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе психиатрической клиники Марбургского университета в конце 40-ых - начале 50-ых годов. Сегодня символдрама широко распространена в большинстве стран Европы (Германия, Австрия, Швейцария, Швеция и др.), в странах СНГ, а также в Северной и Южной Америке и некоторых странах Азии. Метод официально признан системой медицинского страхования ряда европейских стран. Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном .

Слайд 8

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психологом тему (мотив). Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. В настоящем времени применяется более 150 символдраматических мотивов . Все мотивы имеют как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. Психолог - специалист предлагая ребенку темы для его образной фантазии, выполняет при этом сопровождающую, направляющую и контролирующую функцию в соответствии со специально разработанными правилами. Темы мотивов соотносятся с проблематикой личности, её аффективными нарушениями, в том числе с периодом детского развития. Х . Лёйнер утверждал, что важная роль в работе по методу символдрамы отводится работе с рисунком – (арт-терапия) , который рисуется после сеанса представления образов. В основе работы с рисунком лежит специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с наполненными эмоциями образами. Это не только стимулирует творческое начало ребенка, но и оказывает систематизирующее, терапевтическое воздействие на понимание эмоций и чувств.

Слайд 9

Работа с использованием методики арт-терапии позволяет способствовать повышению уровня осознания проблем, лучшего понимания себя, достижения большей зрелости личности, формирует уверенность в своих возможностях, в том числе и в умении строить конструктивные отношения. Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С . Мухиной , Л.С . Выготского , А.Н . Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С . Лебединской , А.В . Суворовцевой , И.В . Дубровиной , А.И . Захарова , Рейнгольд, Робинсон, Г . Эберлейн.

Слайд 10

В первоначальной экспресс диагностике были применены диагностические методики: Анкета по выявлению тревожности ( Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М . ). Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» Авторы методики: А.И. Захаров и М. Панфилова . Методика по выявлению тревожности и страхов (А.И. Захаров ). Опросник для родителей об их способности справляться с детскими страхами и тревожностью. Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.

Слайд 11

Таким образом: из 10 человек, которые были выявлены в первоначальной экспресс диагностике, и принимали участие в тестировании на выявление детских страхов и тревожности, выявлено, 2 человека (20% детей) с высоким уровнем тревожности, у этих детей выявлена неуверенность в себе, в своих силах, у 3 человек (30% детей) выявлен средний уровень тревожности, дети при выполнении заданий испытывают беспокойство. При диагностике детских страхов, у 5 (50% детей) детей выявлен высокий уровень детских страхов (страх сказочных персонажей, страх смерти), 2 ребенка (20%) с низким уровнем тревожности и низким уровнем страхов. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте перед поступлением в школу возрастает уровень тревожности .

Слайд 12

Коррекционная работа проводилась как с подгруппами детей, так и индивидуально. Первоначально рекомендуется использовать методики, основанные на использовании игрового метода. Основная задача данного метода: научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основным средством является разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установить доверительные отношения со взрослыми, сверстниками .

Слайд 13

По результатам диагностического обследования был составлен: П ерспективный план подгрупповой и индивидуальной работы по коррекции детских страхов и тревожности. Составлены занятия с детьми. Были подготовлены консультации для родителей и педагогов

Слайд 14

С амые актуальные методики и техники в корреционно -развивающей работе по преодолению детских страхов и тревожности с использованием символдрамы и арт-терапии Для выявления чувства страха, а также для его коррекции была применена методика «Актуализация эмоции страха» детям предлагалось занять места на стульях, расставленных по кругу. Всем: и взрослому, и ребенку - знакомо чувство страха. Закройте глаза и представьте ситуацию, свои ощущения, когда вам было страшно. Придумайте этому название. Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах. Главным условием в этой методике было, чтобы первым говорил тот ребенок (взрослый), на лице которого психолог увидел наиболее сильные эмоции. Если человек отказывается говорить, его не принуждали. Для данного упражнения была оборудована среда: уютная сенсорная комната ДОУ, стулья по количеству участников.

Слайд 15

В индивидуальной коррекционной работе с использование метода символдрамы, по коррекции чувства страха с детьми была применена методика «Материализация страха» . Ребенок садился за стол для индивидуальной работы и ему была дана инструкция: Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу разрешалось никому не показывать . Поступите с рисунком, как вам хочется. Его можно смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом. Ребенок сам выбирал, как ему хотелось поступить со своим рисунком с изображенным чувством страха .

Слайд 16

В методике символдрамы широко и эффективно распространена техника ритуальная драматизация «Спонтанный театр» . На подгрупповых занятиях педагогом создавалась ситуация «публичного» проживания страха, участникам предлагалось: Рассмотреть изображения масок. Обменяться, впечатлениями. Придумать название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположить их на листе ватмана и дорисовать «картину» . Материалы для коллективной работы выбирались по желанию «художников». Далее участникам было предложено «озвучить» картину. Распределить и отрепетировать роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый должен был говорить от «лица» своей маски. На занятии получился небольшой спектакль, причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывал смех у актеров. Для данного упражнения была оборудована сенсорная комната с инновационным оборудованием, листы ватмана, краски, карандаши, маски.

Слайд 17

На каждом коррекционном занятии с использованием арт-терапии, символдрамы педагогом-психологом проводился заключительный этап, рефлексивный анализ. В процессе коллективной рефлексии каждому участнику предлагалось вербализовать собственные впечатления, обсудить : Что чувствовал участник, когда работал, что он чувствовал на рефлексивном анализе ? Участникам были заданы вопросы: Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно? Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно? Какого цвета ваши чувства сейчас?

Слайд 18

Одновременно обсуждались индивидуальные рисунки, выполненные на этапе «Настроя» . Педагогом-психологом было предложено рассмотреть изображения масок. Обменяться, впечатлениями. Участникам предлагалось придумать название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами, и расположить их на листе ватмана, дорисовать «картину» . Материалы для коллективной работы выбирались по желанию «художников». Далее участникам предлагалось «озвучить» картину. Были распределены роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый участник говорил от «лица» своей маски. С помощью этой методики был получен небольшой спектакль, причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывал смех у актеров, что тем самым было эффективным моментом в коррекции страхов.

Слайд 19

Методика «Кинопробы» , также положительно влияла на коррекцию чувства страха и детскую тревожность. Целью этой методики была: профилактика и коррекция чувства страха и тревожности, усваивание стратегии поведения в сложной ситуации. Педагог просил ребенка представить, что он пробует свои силы в актерском мастерстве. Педагог выступает в этом упражнении в качестве сценариста. Педагог – сценарист познакомил участника с сюжетом будущего фильма. Потом юный артист старался воспроизвести действие. Если помимо сценариста в фильме должны принимать участие другие люди, то педагог сам играл за них, также использовал куклы и игрушки. В придумывании сюжетов педагог проявлял творческий подход. В основу каждого сюжета должна была лечь история, действительно произошедшая с ребенком и вызвавшая у него страх, или то событие, которого нет в жизненном опыте ребёнка, но, тем не менее, ребенок его опасается. Например, ребенок боялся потеряться в людном месте, с ним была проиграна ситуация как это могло быть в реальной жизни. Для этой методики была оборудована уютная сенсорная комната с инновационным и современным оборудованием.

Слайд 20

Методика «Нить повествования» целью, которой было научить ребенка правильно и безопасно реагировать на возникшие чувства страха. Педагог-психолог брал клубок толстых ниток, затем было придумано начало рассказа о ребенке, который чего-то боялся. Пример: «Жил на свете мальчик Петя. Он был добрым и умным. У него были любящие родители. Наверное, все у Пети было бы хорошо, если бы не его страхи. А боялся он...». На этих словах клубочек передавался ребенку, оставив в руках педагога конец нити. Ребенок самостоятельно продолжил историю и наделил Петю своими страхами. Это были страхи самого ребенка, и страхи которые он давно пережил. В некоторых случаях дети придумывали совсем нестрашные страхи, отчего история получилась юмористической. Это также было положительным моментом в коррекционной работе, так как от смеха над маленькими страхами до ироничного отношения к своим реальным страхам один шаг, и он будет сделан со временем. Остающаяся в руках играющих нить показывала, сколько кругов описал клубок. Когда таких нитяных слоев было уже слишком много, педагог самостоятельно подводил повествование к концу (главным условием было, чтобы конец был счастливый).

Слайд 21

Если счастливой концовки не получалось, то ребенку было обещано продолжить придумывание историй о Пете в следующий раз, где мальчику обязательно повезет. В коррекционной работе со страхами с использованием символдрамы, применялась техника «Коллаж» . Целью данной методики было: сформировать у ребенка положительное отреагирование и трансформацию страха. Ребёнку было предложено сделать коллаж на тему «Мой страх в прошлом, настоящем и будущем» . Для данной методики была создана специальная развивающая среда: листы ватмана, старые журналы различной тематики, клей, краски. Эту техника используется с 5-ти лет. Задание выполнялось по следующей схеме: просмотр журналов, выбор картинок по теме (15 мин); вырезание нужных форм и картинок (15 мин); расположение вырезанного на листе, окончательное утверждение макета, приклеивание (10-15 мин); доработка коллажа – подрисовывание коллажа (10 мин); участниками давалось название коллажу .

Слайд 22

Методика символдрамы и арт-терапии включает в себя эффективную технику в работе с коррекцией страхов: «Чудеса на песке» . Эта техника являлась одной из способов работы с песком — закапывание негатива в песок с последующим извлечением. Ребёнку было предложено выбрать из множества фигурок те, которые настолько неприятны, что их хочется спрятать или закопать. Он прятал в песок те фигурки, которые ему не по нраву, которые вызывают негатив, страх, раздражение или просто ему не нравятся. Далее следует выкапывание спрятанного. Постепенно, по одной фигурке, ребёнок извлекал из-под слоя песка свои нерешенные проблемы, преодолевая сильное нежелание посмотреть в глаза проблеме или страху. Педагог-психолог на протяжении занятия задавал участнику вопросы: «Что это может значить для тебя?», «Что это за фигурка?», «Что это такое?», «Что ты спрятал здесь?» Соотнося фигурку со значением поля, в которой она спрятана, психолог задавал вопрос, связанный с местоположением фигурки или предмета. Вопросы были заданы не конкретно, обтекаемо, тем самым давая ребенку проявить фантазию, и получить от ребенка как можно объемней ответ.

Слайд 23

Метод арт-терапии и символдрамы - это одни из самых интересных и творческих методов психологической работы, использующие возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии детей с особыми образовательными потребностями; благодаря комплексному сочетанию методов арт-терапии и символдрамы возможна более эффективная психокоррекция . Результатами арт-терапевтической работы являются - развитие коммуникативных навыков, с помощью творчества преодолевается негативное отношение друг к другу, дети становятся дружелюбными и более контактными; внимание становится более устойчивым; значительно улучшается работоспособность детей; и самое главное - «внутренний» мир ребенка становится более понятен педагогам, родителям, близким людям, дети получают уникальную возможность выразить себя и быть при этом услышанными .

Слайд 24

Библиографический список 1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш . пед . учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с. 2. Диагностика в арт-терапии. Метод « Мандала ». Под редакцией А.И. Копытина СПб.: Речь, 2005 3. Керлот Х. Э. Словарь символов. М., 1994. С. 305. 6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов. Педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с., илл . 4. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2001. – 224с.: ил. 5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. 2-е стереотип. Изд.-М.: « Когито -Центр», 2010.-197 с. 6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб.: Речь, 2008. -256 с. 7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010. – 400 с.

Слайд 25

8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр . И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. 9. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112 с. 10. Таланов В.Л., Малкина И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2004. – 928 с: ил. 11. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации/авт. сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с. 12. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010. – 80 с .

Слайд 26

13. Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – М., «Просвещение», 1993. 14. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб., 2000. 15. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000. 16. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 2006 г., №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."

Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ...

Теоретическое сообщение из опыта работы "Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности"

Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛДРАМЫ И АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ

Актуальность использования методик «Символдрамы» и «Арт-терапии» состоит в том, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше о...

Мастер-класс «Использование технологии «Роботы» Т. Ушаковой в консультативной и психопрофилактической работе педагога-психолога»

Мастер-класс «Использование технологии «Роботы» Т. Ушаковой в консультативной и психопрофилактической работе педагога-психолога» [[{"type":"media","view_mode":"media...

Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультационной практике

Коррекционная работа по преодолениюдетских страхов в консультативной практике Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и младших школьников. Одна из причин обращения — страхи...

Мастер-класс «Использование мини-роботов «Bee-bot» в процессе логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Обучение детей элементарному программированию с использование мини-роботов "Bee-bot", Представлена работа учителя-логопеда с использованием мини-роботов для автоматизации звуков, развит...

Коррекционные методики для преодоления детских страхов

В первую очередь – это игры.Одной из самых простых, но в то же время эффективных игр, является игра в прятки. Она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого простра...