Конспект НОД по правовому воспитанию «Мы - дружная семья»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Дакалина Елена Григорьевна

 

 

Тема: Мы -  дружная семья.

 

Цель: Продолжать знакомить детей с их гражданскими правами и обязанностями.

 

Программное содержание:

 

Образовательные задачи:

 

 - закреплять представления детей о благополучной дружной семье;

 

 - дать детям представления о важности права на имя;

 

Развивающие задачи:

 

 - способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

 

 - развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;

 

 - развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

 

Воспитательные задачи:

 

 - воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;

 

 - прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим.

 

 

Предварительная работа:

 

 1. Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Маша и медведь», «Три медведя»… ;

 

 2. Разучивание пословиц, стихов, поговорок, хороводов;

 

 3. Рассматривание иллюстраций о правах ребёнка;

 

 4. Рисование на тему: «Моя семья».

 

Оборудование:

 

 Календарь, иллюстрации о правах ребенка, свидетельство о рождении, р/и «Семья»; кукла для сюрприза, шляпа.                                                                            

 

Раздаточный материал:

 

Цветные карандаши, свидетельства о рождении пустые на каждого ребёнка.

 

План НОД:

 

Вводная часть (5минут): словесная игра «Ты и я».

 

Процессуальная часть (15 минут): рассматривание календаря, чтение стихотворений, дидактическая игра «Папа, мама и я», игра «Что умеем мы не скажем, а что делаем покажем», психогимнастика «Согреем птичку»,  появление куклы, пословицы и поговорки об имени, игра «Танец шляпы», рассказ о «Свидетельстве о рождении», «Рисуем документ».

 

Заключительная часть (5 минут): закрепление прав и обязанностей, подведение итога занятия, сладкий подарок.

 

 

Ход НОД:

 

 

 Организационный момент.

 

Дети становятся в круг.

 

Вводная часть

 

 Воспитатель: Милые дети,

 Всех вы прекраснее на свете!

 Вот таких хороших и таких пригожих

 Я приглашаю поиграть.

 

 (Речь с движениями.)

 Ты и я, ты и я, (дети указывают пальчиком друг на друга)

 Мы с тобой одна семья (кладут руки на плечи друг другу)

Вместе мы читаем, (делают «очки»)

 Вместе мы играем, (прыгают на одной ноге)

 И друзьям своим всегда мы помогаем (хлопаем в ладоши)

 Мы немножко порезвились,

 По местам все разместились.

 

Процессуальная часть

 

Я принесла вам подарок (достает календарь). Ребята, кто знает, что это такое? (Ответы детей). Что обозначают в календаре черные числа и красные?

 

 Дети: Красные числа – это праздники, а черные числа – это рабочие дни.

 

 Воспитатель: Все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?

 

 Дети: Да, есть. Это 1 июня – День защиты детей!

 

 Воспитатель: Какие вы, молодцы! Правильно, но до этого праздника еще далеко! Что же нам делать? Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас! И назовем его – «День прав ребёнка»!

 

 Согласны? Внимание! Внимание! Объявляется праздник – «День прав ребенка»! Расскажите стихотворения о правах детей?

 

 1 Ребёнок :  Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны:

  Есть права у их детишек

Например, на чтенье книжек,

Также на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

Ещё право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!

 

2 Ребёнок : Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю

Люблю деда и бабусю

 И щенка и кошку Мусю!

 Всех кого я так люблю -

 Имеют право на семью.

 

 Воспитатель: А что такое семья? (папа, мама, брат, сестра, дом). Совершенно верно, у каждого ребёнка есть право на семью.

 

 Расскажите мне, что это за право?

 

1 Ребёнок: Каждый ребенок имеет право на семью.

 

 2 Ребёнок:  Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой.

 

 3 Ребёнок:: У каждого ребенка есть право иметь братика, сестрёнку, бабушку и дедушку.

 

 - На земле не только люди имеют семью, но и птицы, животные и насекомые.

 

Дидактическая игра  «Папа, мама и я».

 

 Детям раздаются карточки с детёнышами животных. Поможем детёнышам найти свою семью. Как называется семья … (опрос по картинкам) .

 

 Воспитатель: Вся семья вместе, так и душа на месте. Счастлива семья, если все здоровы и друг другу помогают.

 

 -Выберем по считалке ведущего для игры?

 

 (дети становятся возле стульев)

 

 Игра считалочка: «Моя семья».

 

 Раз, два, три, четыре – кто живет в моей квартире?

 

 Раз, два, три, четыре, пять – всех могу пересчитать!

 

 Папа, мама, брат и Я.

 

 Вот и вся моя семья!

 

Игра: «Что умеем мы не скажем, а что делаем покажем».                               

 

Ведущий показывает картинку, а дети имитируют мытьё посуды, пекут, стирают,

вяжут.

Воспитатель: Наша группа это своеобразная семья.

 Но у каждого члена семьи есть ещё и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?

 

 1 Ребёнок: Я обязан убирать за собой игрушки.

 

2 Ребёнок: Я обязан наводить порядок в своём шкафчике.

 

 3 Ребёнок: Дети обязаны слушаться взрослых.

 

 Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких.

 

 - А давайте сейчас с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться.

 

Психогимнастика «Согрей птичку».

 

 Воспитатель: Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони и представьте, что вы держите маленькую птичку у себя в руках. Чтобы её согреть подышите в ладони (пауза). Прижмите её к груди… А теперь посмотрите на вашу птичку, согрелась она у вас? Выпустите птичку на волю. Посмотрите, она полетела к своей семье.

 

 Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькой птичке. Она согрелась и улетела.

 

 Очень хочется, чтобы и вы ценили тех, кто находится с вами рядом, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.

 

 Воспитатель: Семья должна учить любить,

 Жалеть и вежливыми быть,

 Когда семья такою станет,

 Другая сразу жизнь настанет.

 

 - Есть много пословиц и поговорок о семье. Давайте вспомним пословицы и поговорки о семье. Я начну, а вы заканчивайте:

 

 - В семье дружат – живут,. не тужат.

 

 - Семья сильна, когда над ней крыша одна.

 

 - Птица рада весне, а дитя матери.

 

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

 

(Появляется кукла и садится на стульчик.)

 

 Воспитатель: Здравствуй, кукла. Как тебя зовут? И где ты живёшь?

 

 Кукла: Меня зовут Глаша. Живу я в семье у Дашеньки Рычковой.

 

 Воспитатель: У каждого ребенка есть право на семью и имя. Имя ребёнку дают родители при рождении.                                                                                          

Всех по - разному зовут

Кот Мурлыка, пёс Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво Розочка.

Настя, Вика и Данила,

Все имеют своё имя.

 

Дети называют свои имена.

 

Воспитатель: Скажите, ребята, имя важно для человека, почему?

 

Дети рассказывают пословицы и поговорки об имени:

 

-Потому что без имени ты никто.

 

-С именем Иван, а без имени болван.

 

-Доброе имя лучше богатства.

 

-Хорошо и там и тут, где по имени зовут.

 

Воспитатель:  Взрослых людей часто называют полным именем, а к детям очень часто обращаются ласково.

 

Игра «Танец шляпы»

 

(Под музыку дети передают шляпу. Музыка останавливается. На ком оказывается шляпа, того ребёнка называют ласково.)

 

Воспитатель: Глаша, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».

 

 Эта книжка – невеличка                                                                                                  

 Нет рисунков на страничках,

Но в любое время дня

Всё расскажет про тебя.

 

 (Показывает «Свидетельство о рождении»). В этом документе закреплено право ребенка на имя.

 

 Кукла: А я игрушка, поэтому «Свидетельство о рождении» мне ни кто не давал.

 

 Воспитатель: Глаша, мы хотим сделать для тебя подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего понравится. В нём будет написано твое имя и адрес

 

Рисование «Нарисуй документ».

 

 (Дети раскрашивают документ «Свидетельство о рождении» в виде российского флага. Глаша выбирает себе, то свидетельство, которое ей больше всего понравилось. Воспитатель показывает свидетельство детям и Глаше.)

 

 Воспитатель: Глаша, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ. В нем написано твоё имя и где ты живёшь.

 

 Кукла: Спасибо, ребята, я очень рада.

 

Заключительная часть

 

 Воспитатель: Мы с вами провели сегодня необыкновенный день – «День прав ребенка! »

 

 О каких правах мы говорили сегодня?

 

 Итог нод: Каждый ребёнок в нашей стране имеет право на имя, право на свою семью, любовь и ласку. На праздник принято дарить детям подарки. Я хочу подарить вам сладкие сюрпризы и приглашаю вас на чаепитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"

Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни...

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребёнка жить и воспитываться в семье ".

Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о своих близки...

Конспект занятия по правовому воспитанию в разновозрастной группе в рамках программы «Дорога к дому» «Право ребенка жить в семье»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.Задачи:·         дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепит...

Конспект НОД по правовому воспитанию "Моя семья" в старшей группе

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.Задачи:дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Моя дружная семья»

Кем-то придумано просто и мудро,При встрече, здороваться Доброе утроДоброго утра солнцу и птицам.Доброго утра улыбчивым лицамИ каждый становится добрым, доверчивымПусть Доброе утро продлится до вечера...