Инновационный проект
методическая разработка на тему

Федорова Наталья Анатольевна

методические материалы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx47.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

633010,г. Бердск, ул., Ленина, 33а, тел: (383-41) 2-25-56

ПРОЕКТ

Тема: Экспериментальная практическая деятельность с детьми дошкольного возраста

http://dovosp.ru/insertfiles/images/articles/for_teachers/cognitive%20and%20language%20development/perspektivnoye_planirovaniye_opytno_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_dou/image004.jpg

Постановка проблемы

В дошкольном  возрасте  познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Образовательное дошкольное учреждение должно создавать дидактические условия для развития интеллектуально-познавательных способностей детей  дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Анализ примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, ООП   МБДОУ  № 27, позволил выявить тот факт, что в ней недостаточно раскрыты  способы познания и опыта творческой деятельности по исследованию и экспериментированию согласно требованиям ФГОС. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров:

 ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,  познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

 ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

 ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

 у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

          Познавательно-исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные целевые ориентиры.

Познавательно исследовательская деятельность вызывает у ребенка интерес к изучению природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе. Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:

ЦЕЛЬ:

     Создание программы по экспериментально-исследовательской деятельности старших и подготовительных групп ДОУ, ориентированной на практических педагогических работников.

В соответствие с поставленной целью были определены и задачи проекта:

  • Изучить и проанализировать специальную педагогическую, психологическую, методическую литературу;
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов и родителей;
  • Определить составляющие пространства предметно-развивающей среды ДОУ для экспериментально-исследовательской деятельности;
  • Провести анализ условий для детского экспериментирования через наблюдения, диагностику, анкеты;
  • Разработать перспективный план «Блочное планирование программных задач экспериментальной деятельности детей» для внедрения в практику, позволяющий системно и качественно проектировать педагогический процесс;
  • Систематизировать содержание экспериментов по возрастам, блокам и определить их эффективность для развития творческой инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста;
  • Оформить картотеку схем опытов для самостоятельного экспериментирования по блокам;
  • Повысить профессиональную коммуникативную культуру педагогов, родителей;
  • Обогатить предметно-развивающую игровую среду;
  • Создать программу  по экспериментально-исследовательской деятельности в старших и подготовительных группах ДОУ;
  • Оформить обобщенный материал и представить в методическом кабинете.

Описание проекта.

Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно-исследовательского поведения ребенка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Объект исследования: детская экспериментальная деятельность с компонентами живой и неживой природы.

Предмет исследования: совокупность методов, приемов и средств, направленных на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования.

Проблема исследования: оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования.

Гипотеза: Создание программы по экспериментально-исследовательской деятельности старших и подготовительных групп ДОУ,  если:

1) будут применены эффективные педагогические методы, приемы и формы организации;

2) будет создана специальная предметно-пространственная развивающая среда.

Предполагаемый новый образовательный результат:

  • Изучили и проанализировали специальную педагогическую, психологическую, методическую литературу;
  • Определены составляющие пространства предметно-развивающей среды ДОУ для экспериментально-исследовательской деятельности;
  • Проведен анализ условий для детского экспериментирования через наблюдения, диагностику, анкеты;
  • Разработан перспективный план «Блочное планирование программных задач экспериментальной деятельности детей» для внедрения в практику, позволяющий системно и качественно проектировать педагогический процесс;
  • Систематизировали содержание экспериментов по возрастам, блокам и определили  их эффективность для развития творческой инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста;
  • Оформили картотеку схем опытов для самостоятельного экспериментирования по блокам;
  • Повысилась профессиональная коммуникативная культура педагогов, родителей;
  • Обогатилась  предметно-развивающая игровая среда;
  • Создана программа  по экспериментально-исследовательской деятельности в старших и подготовительных группах ДОУ;
  •  Обобщенный материал оформлен и представлен  в методическом кабинете.

Ресурсы проекта

В реализации проекта принимают участие воспитатели  старшие и подготовительные  группы, воспитанники  и их родители.

Для осуществления проекта имеется следующая материально-техническая база:

-компьютер с подключением к Интернет-ресурсам;

-принтер;

- сканер;

-ксерокс;

- проектор.

Этапы реализации проекта осуществляются в течение всего учебного года под наблюдением психолога (фиксировать результаты наблюдений и обеспечивать психологическую поддержку детей).

В качестве основной линии работы мы выделяем работу по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей  дошкольного возраста. Этому будут способствовать специально организованные занятия: занятия-тренинги, собственно исследования, «научные» доклады.

С целью мониторинга воспитатели группы будут вести наблюдения за детьми по выявлению исследовательских способностей. Динамика развития ребенка будет вносится в диагностическую карту посредством отметок в определенные периоды времени: начало, середина и конец учебного года.

1 этап:

Предварительная подготовка:

- целевые прогулки и экскурсии;

- наблюдения природных явлений;

- беседа «В мире интересного»;

- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;

- рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков;

- тренинг по активизации исследовательского поведения.

2 этап:

Практическая часть:

«Уроки Мудрой Совы»:

- экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Хотела галка пить», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать».

- чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»);

- беседы по изучаемым темам.

Клуб знатоков «Умки»:

- обобщение опыта по разрабатываемым темам (составление докладов);

- мониторинг (презентации научных работ),

- просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций на тему «Чудо водичка», «Планеты солнечной системы», «Чудо техники», «Мир путешественника», «Загадки изобретений», «Тайны человеческого тела».

Игровой центр:

- игры дидактические;

- развивающие игры и упражнения.

Мини-центр «Лаборатория Мудрой Совы» (экспериментальный уголок):

- изготовление макетов: типы почв, «мини огород», горы, вулканы;

- действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов;

- наблюдения и плановые работы в уголке природы (посадка семян, полив, уход за растениями);

- оформление альбомов по темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).

Работа с родителями:

- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;

- совместные экскурсии;

- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;

- родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий клуба знатоков «Умки»;

- консультации на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

- оформление наглядной информации в родительском уголке.

            При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности.  Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.

2. Работа с детьми строится по принципу «от простого  к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

1)действие показывает педагог;

2)действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

3)иногда ошибку сознательно совершает масс педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

4)действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

5) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.

7. Для успешного руководства экспериментально - исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.

3 этап:

Результат проектной деятельности:

- мониторинг;

- открытые занятия на родительском собрании (октябрь, май);

- открытое занятие для педагогов (февраль);

- конкурс «Огород на окне» (апрель);

- выставка детских изобретений «Невероятные приспособления» (март);

- итоговое занятие с презентациями лучших проектов детей (май).

Специфика организации воспитательно-образовательного процесса.

После проведения диагностического обследования детей и обоснования условий для проведения исследовательской деятельности с детьми  дошкольного возраста, разрабатывается перспективный план работы. Первоначальный этап работы, который заключается в предварительной подготовке детей  дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами мини-центра «Лаборатория «Мудрой совы» и уголком природы, их назначением. В данном мини-центре имеются:

- знаки-символы, отражающие неживую природу, растения, животных, человека и связи с ним, а также позволяющие отразить изменения эмоционального состояния: растения - ψ, светэ -        лектрическое поле –

- приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы, лупа;

- природный материал: камешки, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена, листья, шишки, каштаны и т.п;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки,

разные виды бумаги;

- красители: гуашь, акварельные краски;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, конструктор;

- схемы различных способов достижения цели познавательной деятельности;

- контейнеры с почвой, глиной, песком, горшки с цветами, мини-огород, инструменты для обработки почвы и для ухода за растениями.

Далее идет ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выяснение их ценности.

Затем, следующий этап (практический) - занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Реализуется в специально организованной познавательной деятельности, имеющей разнообразные формы организации: учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально-исследовательская.

Учебно-игровая модель.

Цель состоит в освоении социальных ролей и деятельности, логичности, и творчества. Задачей выступает: обеспечение интенсивного усвоения физических понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдений, рассматривание схем и создание мотивации к обучению благодаря самостоятельному овладению способами познавательной деятельности, развитию эмоциональной и интеллектуальной рефлексии.

Деятельность завершается обсуждением процесса, игровых и реальных взаимодействий детей и педагога, обеспечивших эмоциональный комфорт участникам деятельности. Данное обсуждение включает составление схемы проведенного эксперимента.

Коммуникативно-диалоговая модель.

Цель заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания физических законов природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации с субъектом и объектом. Основными задачами выступают развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, а также развитие способности к раскодировке законов и символов, содержащихся в схематичном изображении законов и явлений природы, проводимых опытов и экспериментов, развитие основ критического и рефлексивного мышления, дискуссионной культуры детей.

Экспериментально-исследовательская модель.

Строится по следующей логике: постановку проблемы или ее поиск дети осуществляют самостоятельно на основе проведенной упрощенной схемы или наглядной картинки природного явления, самостоятельно описывают проведение опыта, выдвигают гипотетические предложения о путях проведения эксперимента, самостоятельно апробируют средства и способы, направленные на разрешение ситуации, а также самостоятельно применяют полученные результаты в собственной или совместной жизни. Экспериментально-исследовательская модель носит индивидуальный характер и ставит ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. От ребенка требуется проявить способность к аргументации необходимости принятого им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.

После проведения такой плодотворной исследовательской работы целесообразно в конце учебного года устроить выставки детских работ «Невероятные приспособления». А также непременно отметить активность и поощрить каждого участника клуба «Медалями», а родителей «Благодарственным письмом за поддержку своего ребенка в исследовательской работе» от воспитателя группы. На итоговом мероприятии  устраивается мультимедийная демонстрация лучших проектов.

Представление образовательных результатов.

Представления образовательных результатов происходят:

- на родительских собраниях;

- во время проведения индивидуальных бесед с родителями;

- на педагогических советах, а также семинарах, МО.

Мониторинг.

Мониторинг осуществляется психологом 2 раза в год (в начале и конце учебного года со всеми детьми). Педагоги заполняют диагностические карты, отражающих уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: сформирован, не сформирован, формируется. Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения исследовательской деятельности как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности. Повышение коммуникативной культуры (личностно-ориентированная модель) взрослый – ребенок – педагог – родитель.

Заключение

В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Список литературы

  1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  3. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
  5. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
  6. Н.В. Нищева. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г.
  7. Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М., Центр педагогического образования, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.

Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом  для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)

« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"

В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

Инновационный проект: «Инновационные приемы обучения к чтению детей с раннего возраста (по методике Домана – Маниченко)»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23096199","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23096201","attributes":{"alt...

Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»

Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»...