Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)
проект по теме

Митенькина Елена Николаевна

 

« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

         Инновационный  проект

                                                                 « Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»

                                                                   Подготовила:

                                                                Митенькина Е.Н.

                                 

                         

                             

                              2013-2014 учебный  год

Проект  « Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации: октябрь 2013г. – май 2014 г.

Участники:

 - воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры;

- воспитанники детского сада,

- родители,

- социальные партнёры: сотрудники районного Дома  детского творчества.

Цель: создать  условия для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп   средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ, с использованием  игровых  и информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

- Познакомить с основами национальной культуры, приобщить  детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.

- Воспитывать личность дошкольника  в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания  уважения к представителям других народов.

Необходимости сохранения культуры мира.

- Способствовать пониманию самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

- Воспитывать положительное поликультурное  отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

     Музей - хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.

      Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество

В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоинденгификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов живущих рядом.

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

      Мы считаем, что именно музейная педагогика, является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

     Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Формирование культурного сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. Поэтому музейная педагогика предполагает обязательное включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство.

Концептуальность (своеобразие и новизна)

       Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых

Музейная педагогика помогает нам решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль  в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

   Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых,  желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для музеев.

Работа по поликультурному  воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики реализуется в соответствии со следующими принципами:

  • доступность содержания
  • актуальность
  • разнообразие

Материально-техническое обеспечение:

Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.  Приобретён необходимый материал к музейным экспозициям (предметы, игрушки народного творчества; предметы, литература, открытки, альбомы по краеведению)

Методическое обеспечение:

В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. Все это  способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Важными элементами  её являются мини-музей, «Татарская изба», картинная галерея.

   Для обеспечения теоретической базы  наряду с региональной программой «Мы в Мордовии живем», мы используем следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:

1.Российский этнографический музей детям. С-П «Детство-Пресс»2001г.

2.Красная изба.  С-П «Детство» 2000г.

3.Татарские народные игры и праздники. Я. Хайбеков,  Казань, 1990г.

4.Лямбирь/Саранск, МКИ, 1993г.

5.Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990г.

6.Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ РМ  (автор: Исайкина А.И.)

7.Программа обучения детей татарскому языку. (сост. Батршина В.Р.)

8.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович.  N 12. – 2007. – С.

9.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.

10.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

 

Предполагаемые результаты

Для педагогов: Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике; инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей.

Для воспитанников: Повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности; появление интереса к музейной культуре; развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников; повышение качества воспитания и образования дошкольников.

Для родителей: Повышение музейной культуры у родителей; повышение статуса семейного воспитания.

Конечные результаты реализации проекта:

 -  повышение культуры межнациональных отношений  дошкольников  в условиях ДОУ и за его пределами;

- повышение компетентности и профессионализма педагогов в музейной культуре.

1 этап   Организационный

- Разработка идеи, постановка задач;

- планирование основных этапов и структуры проекта;

- формулировка проблемы;

- подбор литературы, наглядного и дидактического материала;

- проведение опроса и анализа уровня знаний детей по тематике проекта (зона ближайшего развития).

2 этап Продуктивный

П \№

Содержание работы

                Цели

       Сроки

                                                         Работа с детьми                  

1

      2

     3

     

      4

Беседа на тему

«Чудо - вещи », «История вещей»

 

Посещение музея ДОУ по теме  «Предметы старины» (русской, татарской, мордовской культур).

Дидактическая игра « В мире старинных вещей»

Рассматривание пособия «В мире старинных вещей». Беседа

Расширить представления детей об образе жизни мордовского народа, особенности ведения домашнего  быта, кухни, утвари. Познакомить с историей происхождения вещей.

Уточнить представления детей о культуре и традициях русского, татарского и мордовского народа. Познакомить с предметами старины.

На примере игры учить детей находить сходства и различия между предметами быта разных народов.

Закрепить знания детей о предметах старины. Учить сравнивать, сопоставлять предметы быта, проводить параллель с современностью, развивать мышление интерес к народной жизни.

       октябрь

     Работа с родителями

     1

Организация помощи родителей в пополнении окружающей среды реалиями народного быта.

Консультация «Организация мини-музея в ДОУ»

Привлечь родителей в посильной помощи в организации и пополнении мини-музея, окружающей среды

    Работа с детьми                                           ноябрь

1.Посещение мини-музея.

Мордовский национальный костюм

2.Беседа на тему  «Одежда и обувь мордвы»

3.Рисование на тему «Укрась фартук мордовским орнаментом»

( на примере мордовской вышивки).

4. Рассматривание развивающего пособия «Матрешки»

Расширить представления детей об образе жизни мордовского народа, особенности ведения домашнего  быта, кухни, утвари. Познакомить с историей происхождения вещей.

Уточнить представления детей о культуре и традициях русского, татарского и мордовского народа. Познакомить с предметами старины.

На примере игры учить детей находить сходства и различия между предметами быта разных народов.

Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой, показать красоту и самобытность русской народной игрушки, сувенира. Воспитывать интерес к народной игрушке.

    Работа с родителями              

1. Оформление пособия «Выдающиеся люди Мордовии».

2. Консультация « Приобщение дошкольников к музею ДОУ»

Организация помощи родителей в пополнении  демонстративного материала о выдающихся людях Мордовии.

Показать значимость организации мини-музея в ДОУ для подрастающего покаления.

    Работа с детьми                                             декабрь

1. Посещение мини-избы.

Рассматривание   мордовского народного костюма (выявление особенностей мордовского орнамента, сравнение с русским).

 

2. Дидактическая игра    «Наряди куклу в мордовский наряд»

3.Дидактическая игра «Сложи герб и флаг» (собрать целое из частей)

Познакомить с национальным мордовским костюмом

Обратить внимание на красоту и трудоемкость мордовской вышивки. Обратить внимание на особенности растительного орнамента, сравнить, выявить

сходства и различия с русским и мордовским орнаментом

Развивать интерес к национальной культуре.

Познакомить  с частями национальной одежды мокшан и эрзян. Формировать интерес к орнаментам женского национального костюма

Приобщать к культурным ценностям разных народов

.

Закрепить знания о  символике своей страны, своей малой Родины

    Работа с родителями              

1.Оформление пособия «Красота народного костюма»

Привлечь родителей к работе по ознакомлению с национальным  костюмом.

Работа с детьми                                                       январь

1.Дидактическая игра «Расписное лото»

2.Знакомство с национальным татарским костюмом. Посещение музея.

3.Подвижная игра

Татарская национальная игра «Скок-перескок» (Кучтем-куч).

4.Чтение стихов о Родине.

Пособие «Стихи о Родине»

Учить детей отображать в рисунке красоту мордовской вышивки, яркость и четкость колорита. Развивать творчество.

Познакомить с русским народным костюмом.

Обратить внимание на отличительные особенности русского орнамента. Развивать интерес к национальной культуре.

Учить детей находить сходство и различие в орнаменте разных народов на примере русской, татарской и мордовской культуры.

Разучить с детьми стихи о Родине. Воспитывать любовь к Родине.

       Работа с родителями              

1.Консультации  с родителями в вопросе организации  посещения мини-музеев и художественных выставок.

2. «Ребенок в пространстве музея»

3.Оформление альбома «Святые места России»

Настроить родителей на совместные  с детьми выставки  и музеи. Привлечь родителей к совместному сотрудничеству  по теме.

Организовать   совместную экскурсию в музей  

родителей и детей.

Привлечь родителей к оформлению альбома «Святые места России»

Работа с педагогами

П/ игра с руководителем по физической культуре. «Пахари и жнецы» ( с пением)

Учить детей выполнять игровые действия, обогащать двигательный опыт, развивать творчество. Приобщать к культуре русского народа, развивать потребность в музыке.

Работа с детьми                                                 январь

1.«Знакомство с творчеством великого скульптора С. Эрьзи»

 

2.Рассматривание

работ великого скульптора  

С. Эрьзи

3.Дидактическая игра «Собери целое из частей»

4.Знакомство с творчеством известного художника Ф.Сычкова

5. Рассматривание пособия «Прошлое и настоящее города Саранска». Беседа

Познакомить детей с творчеством выдающегося мордовского скульптора С.Д.Эрзи

Познакомить детей с работами известного мордовского скульптора.

Познакомить детей с творчеством известного мордовского художника

Ф. Сычкова

Познакомить детей с работами известного художника Ф.Сычкова.

Познакомить детей с прошлым г. Саранска. Показать каким Саранск стал сейчас. Воспитывать любовь к малой Родине.

                                                                  Работа с родителями  

           

1.Организация помощи родителей в пополнении  демонстративного материала о творчестве талантливых людей

(великого скульптора С. Эрьзи и известного художника Ф.Сычкова)

Привлечь родителей к теме «Выдающиеся люди земли мордовской».

       Работа с детьми                                           февраль

1.Беседа  на тему «Выдающиеся люди Мордовской земли».

2.Знакомство с мордовскими композиторами

Ниной Васильев-

ной Кошелевой и

Леонидом Петровичем Кирюковым

3.Посещение выставки ДОУ «Люди спорта».

Рассматривание пособия (альбома) «Мордовия спортивная»

4. Игра «Мордовия-республика спорта»

4.Беседа на тему  «Народные промыслы».

Посещение  музея и избы.

Знакомство с предметами труда.

5. Рассматривание альбома  «Святые места России».

Познакомить детей с героями, выдающимися людьми Мордовской земли; подвести к пониманию того, что народ хранит память о подвигах знаменитых земляков - героях Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн.

Познакомить детей с известными мордовскими спортсменами. Воспитывать чувство гордости за родной край.

Познакомить детей с выдающимися людьми

композиторами  Мордовии

Ниной Васильев-

ной Кошелевой и

Леонидом Петровичем Кирюковым.

Развивать интерес к музыке; воспитывать

интерес и любовь к родной культуре.

Познакомить детей с выдающимися спортсменами Мордовии. Развивать интерес к своей малой Родине  и воспитывать гордость за родной край.

Учить детей называть и различать виды спорта. Воспитывать интерес к спорту, чувство гордости за мордовских спортсменов.

Расширить представления детей о народных промыслах. Учить выделять характерные особенности различных промыслов, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Познакомить детей  со святыми местами России. Развивать кругозор, мышление. Воспитывать любовь к Родине.

Работа с родителями              

1. Оформление папки-передвижки ««Мастера Земли Мордовской».

Работа с детьми                                             март                                

1.Прослушивание аудиокниги «Сказки про лисиц от известных лиц».

2. Дидактическая  игра

« Собери  герб и флаг»

Символика Мордовии

3.Рассматривание альбома «Мастера Земли Мордовской»

4. Знакомство с народным фольклором.  «Народные пословицы, поговорки. Сказки».

5. Чтение и разучивание мордовских пословиц и  поговорок (сравнение с русским и татарским фольклором)

Познакомить детей с  мордовскими композиторами. Воспитывать гордость за малую Родину.

 

Учить детей складывать (собирать) из частей герб, флаг России, Республики Мордовия, села Лямбирь. Развивать память, внимание, усидчивость.

Познакомить детей с мастерами Мордовской земли.  Воспитывать гордость и любовь с родному краю.

Показать детям многообразие народного фольклора. Учить видеть доброту и справедливость во всех произведениях УНТ разных народов.

Познакомить детей с национальной литературой, фольклором. Учить сравнивать, находить общие ценности в татарской, мордовской и русской литературе.

                                                            Работа с детьми                                                апрель

1.Дидактическая  игра

«Расписное лото»

2.Знакомство с мордовской азбукой

« Тиринь кель Азбука» Раисы Щанкиной.

3.Беседа «Мое любимое село»

4 Непосредственная образовательная деятельность « Лямбирь - мое любимое село».

5. Развивающая игра «В мире старинных вещей». «Подбери пару».

6.Символика России, Республики Мордовия, малой Родины -  Лямбирского района ( герб, флаг, гимн).

Учить детей складывать (собирать) из частей целое. Закрепить сходства и различия мордовской , русской и татарской росписи.

Познакомить с мордовской азбукой  « Тиринь кель Азбука» Раисы Щанкиной. Расширить знания о мордовской культуре.

Актуализировать и дополнить знания о родном селе, учить рассказывать о его достопримечательностях.

Вызвать чувство восхищения красотой родного села; воспитывать гордость за него, желание сделать его еще красивее.

Познакомить детей с историей родного села, с его достопримечательностями. Воспитывать любовь к малой Родине.

Закрепить знание детей о старинных вещах. Учить находить им применение, сравнивать с современными вещами, находить сходство и различия.

Закрепить знания детей о символике России, Республики Мордовия, Лямбирского района. Воспитывать любовь к Родине.

Работа с родителями              

1. Анкетирование  «Любит ли Ваш ребенок  (рассматривать/читать книги мордовских авторов?)

Привлечь родителей к сотрудничеству по вопросам ознакомления с

    Работа с детьми                                      май

1. Беседа « Голубая красота»

Рассматривание альбома «Сказочная гжель»

2. Ситуация общения «Народные игры.

3. Организация НОД  « Прошлое и настоящее

 родного края».

4. Беседа «Народные промыслы».

5.Разучивание Гимна РФ.  

Закрепить знания детей о разновидности русской росписи - гжель. Учить видеть красоту, воспитывать эстетическое восприятие.

Познакомить детей с разновидностью народных игр. Развивать интерес к наследию других народов. Воспитывать толерантное отношение к представителям других культур.

Расширять круг сведений о национально-региональных особенностях родного края. Познакомить с его историческим прошлым и настоящим.

Познакомить детей с народными промыслами, народными умельцами мордовской земли. Расширять кругозор детей, воспитывать гордость за родной край.

Познакомить детей с гимном Российской Федерации. Разучить наизусть гимн РФ. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину.

  Работа с родителями

1. Организация НОД  (открытое занятие с родителями) « И в будни и в праздники вместе!»

Закрепить мордовский, татарский и русский орнамент, учить находить сходства и различия в росписях. Развивать кругозор детей, их творческие способности.

Воспитывать толерантное отношение к представителям разных культур.

Для организации работы  я  использую такие формы организации работы с детьми:

 

I. Ежедневные

 - коллекционирование вместе с детьми;

 -  пополнение мини-музея группы;

 - работа клуба «Друзья музея».

Еженедельные:

- Игры музейного содержания по формированию художественной культуры.

игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «На стойбище у хозяина тайги», « Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука».

Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;

Игры –  упражнения:

«Закрась поднос», «Закончи узор», «Сложи домино (на закрепление орнамента русской, татарской и мордовской росписи) и т. д.

Чтение  русских, татарских, мордовских сказок, мифов, произведений устного, народного творчества.

Периодические.

 Проведение в мини-музеях тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин. Например «Край ты мой любимый», «Секреты старины», « Таланты земли мордовской» ,«Мордовия спортивная» и т. д.  Театрализованная постановка по народным сказкам для детей младшего возраста с использованием музейной утвари.

Работа с педагогами:

Реализация проекта проходит в тесном взаимодейтвии с педагогическим составом  музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и сотрудников районного Дома  детского творчества.

- Разучивание и исполнение национальных песен, стихов, танцевальных композиций;

- Народные игры- забавы, такие как «Палочка-выручалочка», «Коршун», «Хитрая лиса», татарская национальная игра  «Продаем горшки», «  Кто первый», «Тимербай»,  и др.

Работа с семьей:

Семья играет исключительную роль  в нравственном становлении  личности,  в сохранении и передаче культурных ценностей.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

В реализации проектной деятельности мы используем следующие 

Формы работы с семьей:

- Выпуск семейных газет.

- Проектная деятельность.

- Выставки совместных поделок.

- Фотовыставки,  конкурсы поделок, семейные  фоторепортажи.

- Семейные праздники, фольклорные развлечения с участием родителей.

- Консультации  с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.

Результативность опыта

     Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся  в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появляется познавательный интерес к «настоящему» музею, желание сохранить то, что сберегли для них предки. У детей развивается способность учиться у других народов тому,  что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

 Возможность тиражирования

        Работа по проекту демонстрировалась в выступлении на педагогическом совете ДОУ, на районном педагогическом конкурсе « Поиск. Технологии. Успех», в выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых  «Актуальные проблемы методики дошкольного образования». Обобщенный опыт по проекту опубликован на Всепроссийском сайте  МАААМ.RU, на сайте воспитателя nsportal.ru., а так же опубликован в пособии «Комплексный подход в современной педагогической науке и образовании». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Сказка как средство нравственного воспитания детей"

Данный проект позволит приобщить детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации....

Наличие собственного инновационного опыта

Проблемой развивающего обучения математикой занимались педагоги-практики Р.А. Березина, З.А. Михайлова, Р.П. Непомнящая, Т.И. Ерофеева и другие, которые разработали методику формирования математически...

Наличие собственного инновационного опыта.

Тема: Воспитание культуры внешнего вида и деятельности у детей дошкольного возраста посредством  литературных форм...

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...

Представление собственного инновационного опыта учителя-логопеда Бояркиной Елены Тихоновны

Представление собственного инновационного опыта  «Формирование фонематического слуха у детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...

Представление собственного инновационного опыта « Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников»

Представление собственного инновационного опыта « Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников»...