Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"
методическая разработка на тему

Бобудаева Светлана Ивановна

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsiya_v._i.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Представление педагогического опыта воспитателя                                              Бобудаевой Светланы Ивановны

С 2013 года я работаю над темой «Ознакомление дошкольников с природой родного края через мордовскую культуру».                                                                              

    Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Окружающая нас природа – это комплекс безграничных возможностей для познавательного, социально-коммуникативного, физического развития детей: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять закономерности, делать выводы.                                                                                                     

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса                Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического и патриотического воспитания.

     Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты - одна из главных  задач педагогов.

       Крайне важно ознакомить ребёнка с природой родного края через культуру мордовского народа.

        Я считаю, что  тема  моего инновационного опыта очень актуальна  на сегодняшний день, так как  формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников.

   Обогащение духовного мира современного ребенка, его нравственных и интеллектуальных интересов, содержание различных форм его деятельности (игры, труда, учения) средствами мордовской культуры является целевым приоритетом воспитания в Республике Мордовия.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта                                                                                                       Воспитание любви к природе, к своему Отечеству к своей малой Родине, культуре  мордовского народа – задача важная и сложная. Особенно, когда относится к детям дошкольного возраста

     Развивая ребёнка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры , природы,  на желании участвовать в их сравнении и приумножении,  на чувстве гордости , уважения и любви к малой  родине.

      Дошкольный возраст, период становления личности, имеет свои возможности для формирования социальных чувств, к которым относится чувства патриотизма. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях  культуры своего народа. Следует заметить, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по этому вопросу.                                             Но в ней освещаются лишь отдельные стороны экологического и  патриотического воспитания детей. Видимо, это закономерно, потому что чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к природе родного края, и гордость за свой народ, и желание сохранять богатства своей страны.                                   Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа происходит наиболее успешно в деятельности. Немаловажное значение играет включение доступных детям элементов национальной культуры в содержание занятий, таких как: чтение художественной литературы, познания природного мира, художественное развитие. При системе работы и правильном подходе - любовь к природе родного края, национальным традициям и обычаям вносит огромный вклад в духовное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста.                                                                                                                           Результатом этой деятельности стали разработки перспективно –тематических планов, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед.                                             Для закрепления знаний по различным направлениям экологического и патриотического воспитания организовываю мероприятия, которые отражают степень увлечённости той или иной проблемой и являются своеобразным итогом моей работы по самообразованию. 

Теоретическая база опыта.

Для обеспечения теоретической базы я использую следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:

1.  Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

2. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. – М.: Просвещение , 1993. - 128 с.

3. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 4. 2011.Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М.: Молодая гвардия, 1986

4. Воронкевич О. В. Добро пожаловать в экологию! – СПб. : «Детство-пресс»; 2002.

5. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг, М.: Просвещение, 1993.

6. Стрельцова, О. Б. Создание экологически развивающей среды / Стрельцова О. Б. // Творчество в детском саду – 2012 – № 2. – с .12-15

7. Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н. Н. Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н. Ф. Губановой, Г. В. Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 97-100.

    Исследования Н.Ф.Беляевой  Т.Г.Тимошиной также внесли определенный вклад в решение вопроса изучения народной педагогики мордвы, труды ученых-фольклористов А.И.Маскаева, К.Т.Самородова, Н.Ф.Мокшина, архивные фондовые материалы «Научно-исследовательского института» дают основание полагать, что предки мордвы осознавали свою неразрывную связь с окружающим миром. Процесс познания ими окружающей среды шел последовательно, постоянно развивался, углублялся. Поэтому большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о национальной культуре, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного этнокультурного материала.                                                                                                 Работы этих педагогов помогают мне при работе над моей инновацией.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Мною был разработан образовательный проект «Природа родного края», в котором были задействованы дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.    

Тематический план  мероприятий  

1. Познавательное развитие: «Край, в котором мы живем! »

Цель: закрепить представления детей о географическом положении Мордовии, климатических особенностях. Учить находить столицу республики на карте, формировать знания о значении флага. Воспитывать любовь и уважение к родному краю. Познавательная и художественная литература об истории Мордовии.

2. Беседа «Традиции и обычаи мордвы в весенний период»

Цель: познакомить детей с весенними обрядовыми праздниками эрзян: «эрьбань чи», «инечи», «васенцеде паксяс лисема»,..

3. Рисование: «Весенний пейзаж».

Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать природу родного края. Воспитывать любовь к малой родине.

4.Чтение худ. литературы « Произведения мордовских поэтов и писателей о красоте природы родного края»

Цель: познакомить детей с творчеством мордовских писателей и поэтов;

привить чувство  любви и уважения к родному краю, к природе Мордовии.

5.Посещение мордовского мини–музея

Цель: познакомить детей с предметами быта, одеждой мордвы, изготовленными из природного материала, показать их уникальность, самоценность.

6.Фотовыставка «Лес, бесценное богатство»

Цель: воспитывать уважительное отношение к природе леса;

- учить видеть красоту природы;

- привлекать активное участие родителей к созданию выставки.  

 

7. Экскурсия в сосновую посадку

Цель: обогащать и закреплять знания об особенностях  сосны, и других хвойных деревьев;

- высадка ростков ели;

- воспитывать желание быть полезным, делать хорошие поступки, понимать для чего надо сажать деревья.

8. Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край родной! »

Цель: разучивать с детьми стихи и песни о родном крае, растительном мире Мордовии.

- обобщать, активизировать словарный запас.

Анализ результативности

В ходе проведенной работы у детей сформировались представления о ценности труда родителей и близких родственников, о детсаде, о способах поддержания родственных связей, дети проявляют заботу и любовь друг к другу . Они знают стихи о природе родного края, познакомились с растительностью и животным миром Мордовии, узнают мордовский костюм, дети стали иметь представление о жизни мордвы.                                                                                                                         Родители проявили заинтересованность и готовность к сотрудничеству с педагогами детского сада по работе над проблемой  формирования экологического и патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. Педагогический коллектив сплотил родителей и воспитанников в интересном и творческом деле.

Начало периода

Процентное соотношение

Конец периода

Процентное соотношение

Высокий уровень

28%

Высокий уровень

60%

Средний уровень

47%

Средний уровень

31%

Низкий уровень

25%

Низкий уровень

9%

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В работе над данной темой я испытывала трудности в том, что не всегда удавалось совершать запланированные экскурсии, из-за неимения транспорта, необходимого для доставки детей.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, результативность, оптимальность, стабильность, научность.                                                                                                                               Опыт своей работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста рекомендую педагогам, как творчески работающим, так и начинающим, интересующимися данной темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."

Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....

Творческий отчет "Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды педагогической деятельности"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 98-детский сад  Творческий отчет по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды п...

Мониторинг "Сформированность представлений старших дошкольников о природе родного края и ее особенностях"

Материал содержит подробный инструментарий  и критерии уровней знаний детей о природе родного края   и ее особенностях,.показатели мониторинга....

Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...