Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Казарцева Елена Юрьевна

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родной природе и Отечеству.

Проработав  много лет в детском саду, я знаю, как остро стоит проблема культурно-экологического воспитания дошкольников и их родителей. Я сама люблю и восхищаюсь красотами, многообразием природы, богатством растительного и животного мира и пытаюсь в своей работе передать частицу своей любви и знаний своим воспитанникам. Поэтому в последние годы я веду активную работу по формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2017 год объявлен в России – годом экологии. Проблема экологизации никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством.

Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека в частности. Они могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. Его важность обусловлена тем, что человек — часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

Нас заинтересовала проблема экологического воспитания, которая в настоящее время расценивается как одно из важных направлений дошкольного воспитания. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родной природе и Отечеству.

Дети – это наше будущее. Какое оно будет – во многом зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ зависит все духовное и материальное благосостояние общества. Каков человек такова и его деятельность, таков и мир, который он создает.

Что характеризует человека и общество? - его культура. Культура      человека – отражение его внутреннего мира. Многие современные проблемы нашей жизни связаны с бездуховной, невежественной, разрушительной деятельностью человека.

Поэтому считаю одной из главных  задач педагогов дошкольного образования: формировать всесторонне развитую личность, способную жить в гармонии с окружающим миром, познавая красоту природы. Через красоту – к человечности. Не зря говорят, что «Красота спасет мир».

Осваивая экологические знания,  ребенок приобретает потребность в бережном отношении к природе, совершенствует  свою нравственную воспитанность.

         Для  воспитания экологической грамотности дошкольника необходимо продуманное, системное знакомство с миром природы, формирование понимания того, что все объекты  природы составляют единую систему, а человек рассматривается как биологический объект этой природы.

Проработав  много лет в детском саду, я знаю, как остро стоит проблема культурно-экологического воспитания дошкольников и их родителей. Я сама люблю и восхищаюсь красотами, многообразием природы, богатством растительного и животного мира и пытаюсь в своей работе передать частицу своей любви и знаний своим воспитанникам. Поэтому в последние годы я веду активную работу по формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям окружающего мира.

 Наши  дети живут и развиваются в  условиях, когда  жизнь вокруг меняется очень быстро, от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, использовать эти знания, мыслить самостоятельно и творчески. Задача взрослых -  помочь   им в этом.

Старший дошкольный возраст – это период значительных изменений в мышлении: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, ребенок глубже осознает связь между различными явлениями и предметами окружающего мира. Таким образом,  у дошкольников формируется база для развития представлений о мире в целом, свое отношение к этому миру, в котором он живет. В этом возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, развиваются познавательные потребности, которые реализуются через поисково-исследовательскую деятельность. Поисково-познавательная деятельность развивает продуктивные формы мышления, создает условия для самостоятельных ответов. Педагогу  надо лишь указать направление (может и не одно), не навязывая ему знаний, суждений, выводов из своего жизненного опыта.

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту. Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.

Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения, тем более что позитивное отношение к окружающему миру, основы экологического сознания закладываются именно в дошкольном возрасте.

Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектно-исследовательской деятельности.

Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельностью детей.

Помимо проектно-исследовательской деятельности в формировании экологической культуры  дошкольников воспитатель использует такую инновационную технологию, как природоохранительные акции.

Акции – это социально значимые, комплексные мероприятия, которые, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на детей, служат эффективной экологической пропагандой среди родителей. Доступные и понятные для детей природоохранительные акции чаще всего проводятся к значительным датам.

В осенний период  мы поводили экологический десант - субботник «Чистый двор  - чистая планета!»

Цель:  вовлечение детей в природоохранную деятельность и  привлечение внимания дошкольников к современным экологическим проблемам общества и нашего района. Ребята работали на  территории ДОУ. Они очищали землю от пожухлой листвы, осенней травы, бытового мусора, благоустраивали клумбу около детского сада. Дети с энтузиазмом работали, между ними проходило соревнование – кто больше соберёт мусора.  

В зимний период проводилась природоохранная акция «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»

Цель: формирование основ экологической культуры детей, помочь раскрыть личное отношение к проблеме; показать значимость подкормки птиц в зимнее время; способствовать проявлению творчества, фантазии при изготовлении кормушек; воспитывать чувство сострадания, сопереживания, заботливое отношение к природе.

Подготовительный этап:

- сделать папку - раскладушку для родителей «Пернатые друзья»;

- сбор семян, зерен, плодов;

- подготовить иллюстрации птиц для рассматривания, произведения о птицах для чтения детям;

Содержание акции:

- выпустить экологическую листовку «Помоги пернатым»;

- провести конкурс среди семей на изготовление самой необычной кормушки

  для птиц;

- беседа с детьми о зимующих птицах;

- деятельность в природе (наблюдение за поведением птиц у кормушки);
Подведение итогов:

- оформление фотоальбома «У кормушки»;

- показ презентации.

Перед новогодними праздниками традиционно проводится  экологическая акция «Ёлочка – зелёная иголочка».

Цель: способствовать формированию основ экологической культуры; познакомить детей с жизнью ели; вызвать интерес к природе; формировать умение любить и беречь природу; помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность.

Подготовительный этап:

- подготовить материал: иллюстрации о лесе, произведения для чтения детям;
- сделать папку-раскладушку «Для чего люди ходят в лес».

Содержание акции:

- выпустить экологическую листовку «Сохраним леса»;

- познавательное  занятие «Ёлочка – зеленая иголочка»;

- агитация детей и родителей о том, что не стоит рубить ели  и  сосны ради

  нескольких праздничных дней;

- провести конкурс среди родителей и детей  на самую оригинальную, забавную, маленькую ёлочку или ёлочную игрушку

Подведение итогов:

- выставка  ёлочных игрушек и маленьких ёлочек;

- проведение новогоднего праздника.

В весенний период участвовали в акции «С любовью к России мы делами добрыми едины», номинация «Марафон» добрых дел».

Цель: помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитание экологической культуры; бережного, заботливого отношения к природе.
Подготовительный этап:

- подготовить агитационную листовку «Сделаем город чистым»;

- сделать папку-раскладушку «Советы из сундучка»;

Содержание акции:

- выпустить газету экологического содержания «Земля в опасности»;
- участниками акции запланировать  разбивку клумб для цветов;

- деятельность в природе (ежедневная уборка территории от мусора).
Подведение итогов:

- оформление фотоальбома «Природа и мы»;

- выставка поделок из утилизированного материала.

Также проводилась акция "Березка русская моя".

Цель акции: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими  живыми организмами; воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

 Содержание акции:

  • Изготовление панно из березовых листьев.
  • Беседа "Почему березы белые?"
  • Интегрированное занятие "Символика нашей России".
  • Экспериментирование: рассматривание бересты под лупой, "Какой стороной дышат листья?", "Вода в жизни растений", "Жизненный цикл растений".

Подведение итогов:

  • Оформление альбома "Люблю русскую красавицу".
  • Экологический праздник  «Берёзка русская моя».

Самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  детям  показывается

 и  даётся  возможность  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей.

С уверенностью могу сказать, что  участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми. Проектно-исследовательская деятельность и природоохранные акции являются эффективной формой работы по экологическому воспитанию. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование любви к природе родного края через поисково - познавательную деятельность

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний...

Формирование представлений о природе родного края у детей дошкольного возраста.

Цель – расширить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире родного края через разнообразные формы работы....

Консультация для родителей «Формирование представлений о природе родного края у детей».

Любовь к природе, сознательное и бережное отношение к ней должны воспитываться в детях, с раннего детства в семье. Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и воспитать в их созн...

«Формирование представлений о природе родного края у детей младшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...