«Формирование представлений о природе родного края у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование представлений о природе родного края у детей младшего дошкольного возраста»

воспитатель первой квалификационной категории

Орлова А.С.

"Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

Д. Радович

Актуальность

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Моя задача, в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.  Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем формировать осознанное отношение к природе.

Цель: Знакомство детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
• Систематизировать знания об окружающем мире.
• Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
• Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
• Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
• Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
• Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
• Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.
• Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
• Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:
• Разработка проекта.
• Постановка цели и задачи.
• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
• Разработка конспектов образовательной деятельности.

Основной этап:

Работа с детьми:
Беседы:
 «Что такое природа?»
«Деревья нашего края»
По содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

«О правилах поведения на природе»
«Лес и наше здоровье».
Рассматривание картин и иллюстраций:
• П. С. Меньшикова «Дикие животные».
• С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
• В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой».
• Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
• А. Яшина «Покормите птиц зимой».
• В. Степанов «Животные наших лесов».

Чарушин «Про зайчат»

  • Русская народная сказка «Зимовье зверей»
  • Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк»
    • Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
    • Разучивание стихотворений о птицах, о животных,
    о деревьях.
    • В. Бианки «Лесной хор».
    Загадывание загадок:
    • О птицах.
    • О диких животных.
    • О деревьях.
    • О природе.
    Дидактические игры:
    • «Природа – не природа».
    • «Кто в домике живет?».
    • «Найди перелетных и зимующих птиц».
    • «Найди по описанию».
    • «Найди, кого назову».
    • «Опиши, а мы отгадаем».
    • «Кого не стало?».
    • «Чьи следы».
    • «Назови ласково».
    • «Кто где?».
    Пальчиковые игры:
    • «Есть у каждого свой дом».
    • «Воробьи»;
    • «Птички»;
    • «Кто спит зимой?»;
    • «Осенние листья»;
    • «Дикие животные»;
    • «Осень»;
    • «Зима».
    • «Зайка».
    • «Сорока».
    Игры на развитие дыхания:
    • «Чей листок раньше улетит?»
    • «Чья снежинка улетит дальше?».
    Игры на развитие координации слова с движением:
    • «Елка»;
    • «Медвежонок»;
    • «Зайка».
    • «Дикие животные».
    Игровые упражнения:
    • «Чему человек научился у птиц?».
    • «Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?».
    • «Лес шумит».
    • «Хочу быть птичкой».
    • «Кто живет в лесу?».
    • «Дикие животные».
    • «Птички».
    Наблюдения:
    • За сезонными явлениями.
    • За деревьями.
    • За птицами.
    • «Чьи следы?».
    Труд в природе:
    • Установка кормушек.
    • Подкормка птиц.
    • Уборка мусора.
    • Сбор природного материала для поделок.
    Театральная деятельность:
    • «Как готовятся звери к зиме?».
    • «На лесной опушке».
    • «Чудесное превращение».
    Подвижные игры:
    • «Лиса и зайцы».
    • «Белка».
    • Эстафета «Собери мусор».
    • «Охотники и утки».
    • Хороводная игра «Во поле береза стояла».
    Экспериментальная деятельность:
    • Сравнение еловых и сосновых шишек.
    • Сравнение веточек сосны и ели.
    • Рассматривание семян деревьев.
    • Посадка семян сосны, ели, березы, клена.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование: (Леонова) «Медвежонок», «Вот на ветке лист кленовый», «Зимний пейзаж», «Елочка в лесу растет», «Поможем зайчатам»

Аппликация: (Леонова) «Вы со мной знакомы близко…» «Рыбки в водице», «Домик для птиц».

 Конструирование: (Куцакова) «Веселые зверушки», «Гриб», «Стрекоза»

Лепка: (Леонова) «Птичка», «Еж колючий, но не злющий», «Зима в лесу», «Они живут в лесу», «Весна пришла», «Ромашковое поле»

Познавательно – исследовательская деятельность (Природа) (Воронкевич)

«Как зимуют дикие звери», «Как живут растения зимой», «Жизнь диких зверей зимой», «Птицы».

Коммуникативная деятельность

Составление описательных рассказов о питомцах, о диких животных.

Описание животных по картинке

Взаимодействие с семьей:
• Совместное изготовление родителей и детей макета «Природа».
• Оформление выставки «Природа Нижнего Новгорода».
• Найти и выучить стихи:
- о любимом дереве родного края;
- о любимом диком животном родного края.
- о любимой птице родного края.
• Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок., примет, потешек, песенок о природе.
• Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.
• Трудовой десант «Дерево нашей семьи».
Подведение итогов.
• У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
• Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
• С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
• Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
Данная работа  нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».

Литература

 -Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
-Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Статьи из журналов
-Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
-Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Экологические игры
-Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // -Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
- Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
-Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».

-Золотова Е. И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н. -Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.

 -Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.

 -Н. А. Рыжова, Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». –М: 2008 год.

-Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» «Карапуз» М.: 2001год.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"

Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...

"Формирование любви к родному краю у детей младшего дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11398693","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"640"}}]]...

Статья по теме "Использование потенциала ИКТ в формировании представлений об объектах природного мира родного края у детей младшего дошкольного возраста"

Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождени...

Формирование представлений о природе родного края у детей дошкольного возраста.

Цель – расширить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире родного края через разнообразные формы работы....

Консультация для родителей «Формирование представлений о природе родного края у детей».

Любовь к природе, сознательное и бережное отношение к ней должны воспитываться в детях, с раннего детства в семье. Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и воспитать в их созн...