«Формирование патриотических чувств к родному краю у детей младшего дошкольного возраста посредству русских народных сказок.
консультация на тему


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формирование патриотических чувств
к родному краю у детей младшего дошкольного возраста
посредству  русских народных сказок.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа.

        Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна. Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

        Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

ЦЕЛЬ нашей работы:  Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

        Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно: 

Обучающие задачи:    

- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

- сказка позволяет формировать  нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

Развивающие задачи:

- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;

- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные задачи:

- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

        Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа, в которой нет полутонов, а присутствуют глубокие яркие цвета.

        В сказке присутствует яркая образность. Благодаря сказке ребенок познает мир  и не только умом, но и   сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.

. Необходимо давать дополнительные задания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал: привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев.

        В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания. Необходимо акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

        Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эту работу можно проводить и дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой.

        Особенности ознакомления детей со сказкой:

1.знакомство со сказкой

2.эмоциональное переживание знакомого материала

3. художественная деятельность детей (изготовление поделок и рисунков по мотивам русских народных сказок)

         4. обыгрывание сказочных сюжетов через разные виды театров, в сюжетных играх и свободной деятельности.

Основной формой является чтение сказки. Одним из главных требований к воспитателю  здесь является ее выразительность речи, чтобы дети могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит непосредственная образовательная деятельность

        Для содействия образному восприятию сказок используем иллюстративный материал: в стиле И. Билибина, репродукции картин В.М. Васнецова, которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно – прикладного искусства.

Наиболее активными формами работы со сказкой являются инсценирование сказок, постановка спектаклей по ним.  Очень важно, чтобы в подготовке спектакля участвовали все дети группы. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело»: кто – то играет, поет песенки, читает текст, готовит пригласительные билеты, встречает гостей и т.д.        ,

Влияние сказок на духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Интерес к сказкам постоянно возрастает, расширяя кругозор у детей и интерес к истории России и русского народа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование патриотических чувств к родному краю у детей младшего дошкольного возраста посредству русских народных сказок» Выполнила: Попова Ирина Николаевна

Слайд 2

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине

Слайд 4

Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Слайд 5

Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.

Слайд 6

Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

Слайд 7

Цель: Формировать интерес к истории России, традициям и культуре русского народа .

Слайд 8

Задачи Обучающие задачи: - сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения; - с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство.

Слайд 9

Развивающие задачи: - сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития; - содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи; - сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор; - развивает у детей социальные умения и навыки поведения.

Слайд 10

Воспитательные задачи: - сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Слайд 11

Особенности сказки как воспитательного источника Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др.

Слайд 12

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию.

Слайд 13

Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который положительно влияет на весь процесс обучения

Слайд 14

Увлекательность сюжета делают сказки весьма эффективным педагогическим средством

Слайд 15

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Слайд 16

Особенности ознакомления детей со сказкой: - выразительное чтение (в младшем возрасте лучше рассказывать); - знакомство со сказкой на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования; - обсуждение действий и поступков различных персонажей, поиск и оценка их ошибок, путей их исправления; - выдвижение возможностей дальнейшего развития сюжета сказки, традиций народа .

Слайд 17

Формы работы со сказкой: чтение; пересказ; драматизация; рассматривание иллюстраций ; инсценировка произведения.

Слайд 18

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"

Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...

«Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста».

предлагаю вам статью на тему «Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста».Данный материал будет полезен воспитателям детского сада, а так же родителям....

"Формирование любви к родному краю у детей младшего дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11398693","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"640"}}]]...

Статья по теме "Использование потенциала ИКТ в формировании представлений об объектах природного мира родного края у детей младшего дошкольного возраста"

Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождени...

«Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»

laquo;Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»...

«Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»

         На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развити...

«Формирование представлений о природе родного края у детей младшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...