Консультация для воспитателей на тему: «Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
консультация (подготовительная группа) на тему

В данной работе  рассмотрен один из основных видов деятельности детей - "игра".  Из опыта своей работы я попыталась рассказать о том, как можно найти общий язык с детьми посредством "игры", игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu_.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №116 «Теремок»

Дёмский район городского округа города Уфа

Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей

на тему:

«Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста»

(из опыта работы)

                                     

     Воспитатель: Целищева Светлана Николаевна

Уфа – 2015 г.

«Игра – это жизненная  лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни»

С.Т.Шацкий

        На первый план в своей работе ставлю задачи воспитания и обучения, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их полноценное развитие. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно – развивающей среды. В том и состоит особенность такой среды – через игровое действие подводить ребенка к тому, чтобы он видел не просто предмет или игрушку для развлечения, а старался придумать что то новое. Тогда у него будет зарождаться замысел, что приведёт к новым самостоятельным познаниям, творческому развитию, умению предвидеть, продумывать и действовать. И что не менее важно, накопленную информацию, знания, он начнет передавать другим детям, обучая их тому, чему научился сам. Поэтому предметно -  развивающая среда очень важна в детском саду.

        В моей группе была продумана рациональная и целесообразная  расстановка мебели с выделением различных зон и  уголков с помощью подвижных ширм – перегородок. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр.

        У меня в группе дети не являются слушателями, пассивно воспринимающими мои объяснения, наоборот, они приобретают знания, умения, навыки в  ходе самостоятельной конструктивной деятельности, сочетаясь с индивидуальными интересами и побуждениями. Дети занимаются с материалом, который сами выбирают, и сами определяют место и длительность работы с ним. Для данного вида деятельности у нас в группе есть крупный и мелкий строительный материал, конструкторы «Лего», природный материал (соломка, веточки, ракушки, камушки, семена растений…).

        Я считаю, что базой для чтения  становится устная речь. Стараюсь как можно больше говорить с детьми, даю точные знания с новыми для них словами. У детей при помощи развивающих игр, расширяю словарный запас, помогаю почувствовать красоту точного, правильно выстроенного высказывания. Поэтому постоянно обращаю внимание на свою речь, как я говорю с ребенком.

        За время работы в детском саду, приобретая и накапливая определенные знания и опыт, я пришла к выводу, что большие возможности в воспитании и развитии ребенка  заложены в играх, прежде всего, в развивающих. Поэтому в своей работе  я использую развивающие игры во всех видах детской деятельности (на занятиях, развлечениях, самостоятельной деятельности детей).

        Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности  является непосредственно – эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до  3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном – игра; в младшем школьном – учеба; в подростковом  - общение со сверстниками.

        Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть средство познания ребенком действительности.

        Игра – это сложное социально – психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает  существенные новообразования в физической, психологической и личностных сферах, дает эффект общего психического развития.

        В процессе детской игры, работы… я доброжелательно и ненавязчиво руковожу детьми, становясь посредником между ними  и подготовленной средой.

        В игре ребенок учиться управлять собой: учиться подчинять свое поведение правилам, развиваются его движения, воображение, память, мышление, внимание и речь, умение сосредоточиться, т.е. развиваются его способности, которые  особенно важны для успешного обучения в школе.        

        В своей группе я создала предметно -  развивающую среду, с учетом возрастных особенностей детей. В группе в определенном порядке расставлены дидактический материал, развивающие игры.

Ещё К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста – это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «Особенный» ребенок – может гений, а может быть неблагополучный.

        С помощью развивающей игры в моей практической работе обучение ребенка  идет эффективнее, а воспитание – приятнее. Игра – это средство диагностики психического состояния ребенка, его личности развития, но это и превосходный метод коррекции тех или  иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

        Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, я придумала, а также подобрала из уже известных игр, такие, в которых по возможности развивающая  в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

        Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у детей самые разнообразные  положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

         Иногда возрастные границы трудно определить достаточно четко. Поэтому выбирая игры для занятия, каждый воспитатель должен исходить из своих организационных способностей, личностных качеств и поставленных перед собою задач. Содержание таких игровых занятий дает мне широкие возможности для импровизации.

        Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес, готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна  и для подготовки  ребенка  к будущему, и для того чтобы сделать настоящую жизнь полной и счастливой.

Детскому саду

        План дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. План – это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное – не схема и форма, а содержание.

        Рассмотрим планирование сюжетно – ролевой  творческой игры, в которой успешно формируются содержательная игровая деятельность дошкольников и их взаимоотношения. Анализ планов воспитательной работы показал, что между игровой деятельностью и содержанием занятий по ознакомлению с окружающей действительностью, наблюдениям(например на прогулке) часто нет никакой связи. Но такие наблюдения случайные, непродуманные и малоценные для общего развития ребенка. Также недостаточная связь между обучением на занятиях, и творческими играми и работой детей.

        Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, составить перспективный план развития игр в месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития.

        Кроме того, конкретизируя перспективный план, педагог должен составить календарно – тематические планы учебно–воспитательной работы (с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития). Если у детей возникла интересная и полезная в воспитательном смысле игра, воспитатель должен поддержать детскую инициативу, изменив намеченную им  игровую тематику.

        Тематическим планом охватываются те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания  сюжетно – ролевых и конструированных игр, обеспечивая концентрированную подачу материала с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре.

        Согласно ведущих игровых интересов, тематическое  планирование должно включать конкретные наблюдения за предметами,  явлениями окружающей среды, экскурсии, подбор художественной литературы, знакомство с произведениями искусства, конструирование, лепку, аппликации и рисование, игрушки  и атрибуты для игр (указать, что надо приобрести, что изготовить с помощью родителей, что вместе с детьми).

        Во время игры может возникнуть потребность в  таких атрибутах, которые нельзя было предусмотреть заранее. В таких случаях следует поддержать инициативу детей, помочь изготовить или заменить другими предметами необходимые атрибуты,  и тем самым поддержать интерес к игре.

Заключение

Разве здоровье  не чудо?

А.П. Чехов

        Нет ничего гармоничнее играющего ребенка… Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. О чем они думают? Может – быть…

….Жизнь – это часто тяжелое бремя,

Светлое детство как праздник мелькнет,

Как бы  я рад был с тобой поменяться,

Чтобы, как ты, и резвиться и петь,

Чтобы, как ты, беззаботно смеяться,

Шумно играть и беспечно глядеть!

        Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

        Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но, в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…»        

        Сбережение и обогащение здоровья ребенка – всегда актуальная и приоритетная задача для взрослых! Ребенок, как целостность физического, социально – экономического, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек, всегда необходимый другому человеку.

        Закономерно игра является незаменимым средством решения обозначенной задачи – сбережение и обогащение здоровья ребенка в дошкольном детстве, и сегодня это уже не требует доказательств. Еще более полувека назад, авторитетный отечественный педагог и врач, один из первых теоретиков дошкольного образования Ефим Аронович Аркин утверждал: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой. Или в играх с правилами. Я как врач восхваляю игру не потому только, что в ней ребенок творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому. Что  она благотворно влияет на его здоровье.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он н е мог выполнить, и вместе с тем, она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья».

Игра – это естественный путь ребенка  к здоровью, благополучию, это веселая жизнь, это радость, это красота и добро.

Игра – это когда ребенок, как волшебник, может все! Ничто не сравниться с играющим ребенком!

Игра – это чудо! Играющий ребенок – чудо! И здоровье, по мнению А.П.Чехова, это тоже чудо!

В творчестве Агнии Львовны Барто есть замечательное стихотворение - «Открытое окно». Именно им я хочу закончить свой творческий отчет.

Открытое окно

Опять в соседнем садике с утра идет игра,

Лихие скачут всадники, с утра кричат – « Ура»!

Опять шумят дошкольники, Володеньки и Оленьки,

И вся разноголосица, ко мне в окно доносится.

Закрыла я сое окно – все смолкло как в немом кино.

Нет, без ребячьих голосов, мой дом закрыт, как на засов.

Нет, пусть лихие всадники, с утра кричат – « Ура»!

Пускай в соседнем садике, всегда идет игра!

        Так пусть дошкольное детство и годы, проведенные ребенком в детском саду, останутся для него чудом навсегда.

,

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в н...

«Дидактическая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста» (Из опыта работы)

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на разви...

Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....

ИГРА – ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Ролевая игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастном...

«Огород на окне» — как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается ему через его личные ощущения, действия, переживания и опыт. Дети склонны наблюдать, экспериментировать, иска...