ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ.
консультация на тему

Надос Ирина Александровна

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из эффективных, в наши дни, стал метод проектов.      Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_v_deyatelnosti_dou.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ.

                                                                          Надос Ирина Александровна

                                                                         Заместитель заведующей по ВОР

                                                                         МДОУ детский сад «Ивушка»

     Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад. Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг  взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из эффективных, в наши дни, стал метод проектов.      Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

    Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

    Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т.д. Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Типология проектов

    Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

 * Исследовательско-творческие: дети проводят опыты, осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);

  - « В царстве комнатных растений»;

  - конкурс «Моя родословная».

 * Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по - своему решают поставленные проблемы и задачи;

  - «Игра-путешествие в подводное царство»;

  - сюжетно-ролевая игра «Театр»;

  - игра «Строим город будущего».

 * Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.;

  - журнал «Почемучка»;

  - «Путешествие в царство Математики».

 * Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

  - Осенний (весенний, зимний) вернисаж;

  - музыкальная сказка;

  - фестиваль искусств «Веселая капель».

Другими признаками классификации являются:

  • Состав участников (групповой, подгрупповой, фронтальный, личный, семейный, парный и пр.)
  • Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

    Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

    Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Работа в данном направлении реализовывается через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.  

    В нашем ДОУ метод проектов реализуется третий год.  Внедряя метод проекта в образовательный процесс нашего ДОУ, мы определили цель и задачи:

Цель:

    Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — “метод проектов”.

Задачи 

  1. Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.
  2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
  3. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.

   Перед тем, как начать работу в данном направлении, мы определили      

   1. Направления работы:    это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих разделах – физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.

2. Формы работы: это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс;

3. Методы работы, это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами,  презентации проектов.

    Рассмотрим механизм проектирования, который применяется в нашем дошкольном образовательном учреждении.

    Процесс проектирования состоит из трех этапов:

1 этап: разработка проектов – сюда входит: цель, задачи проекта;

2 этап: их реализация – это модель реализации и поэтапный план действий;

3 этап: анализ результатов.

        Метод проектов очень помогает нам в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной период у детей характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

     Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

    В нашем дошкольном учреждении воспитателями разработаны и реализованы оригинальные проекты, такие как:

  1.  «Растишка»

Цель проекта:

  Охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ; повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний; воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни; повышение уровня компетентности и профессионализ-

ма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения дошкольников.

 Задачи  проекта:

1.Создать кружок здоровья «Растишка» из 12-15 человек;

2.Создать концепцию работы кружка здоровья, под руководством медицинского  работника, инструктора   по  физической  культуре, заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе.

3.Приобретение и установка оборудования и спортивного  инвентаря;

4.Организация  работы  кружка  здоровья « Растишка»

5.Обсуждение   проекта  на заседание  педагогического   совета  и  родительских  собраниях.  

Результаты: Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ. Сформированность у детей потребности в физическом совершенствовании, вооружении знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Овладение навыками самооздоровления. Снижение уровня заболеваемости. Положительная динамика посещаемости детьми ДОУ. Переход детей из одной группы здоровья в другую. Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояния и ощущения.

  1. «В гостях у сказки» (посвященный 195-летию творчества П.П.Ершова)

Цель проекта:

    Познакомить детей с творчеством П.П.Ершова. Дать детям понятие авторская сказка. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», слушания диалогов, вызывающих добрые чувства.

     Развивать у детей воображение, умение представлять сказочного героя и описывать его. Вызвать у детей интерес к глубокому изучению произведения; учить драматизировать эпизоды сказки; выражать отношение к произведению в разных видах деятельности. Разработать театрализованное представление «За коньком-горбунком в сказку добрую войдем».

   Привлечь родителей к совместной творческой деятельности по реализации проекта.

3. « Экономика – жизнь и игра»

Цель проекта:

    Раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

          Создание условий для эффективного формирования начал экономических

     знаний у дошкольников.  

   Ожидаемые результаты экономического воспитания:

  • Приближенность знаний к реальной действительности, началам экономического мышления;
  • Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
  • Знания о новых профессиях, связанных с областью экономики;
  • Приобретение таких качеств как умение выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, уметь проигрывать и не бояться проигрыша;
  • Стремление доводить начатое дело до конца, общительность, ответственность;
  • Понимание факта купли-продажи

    В данное время в нашем ДОУ разработаны и реализуются следующие проекты:

  1. «Семья»

 Цель проекта – Помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей. Задачи проекта – Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим; Воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости; Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями; Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей; Обучить родителей общению с детьми; Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком; Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

Планируемый результат: Обучение педагогов навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм; Обучение (приобретение) коммуникативным навыкам; Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание; Изучение особенностей семьи; Повышение педагогической компетентности родителей; Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам – воспитателям; Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

  1. «Мой город»

Цель проекта:

    Совместно с воспитателями, родителями и детьми собрать и изучить как можно больше информации о родном городе. Проанализировать и обобщить набранную информацию. Познакомить детей с историей образования города, со старыми названиями улиц, с разрушенными историческими памятниками.

    Продолжать развивать совместную творческую деятельность детей родителей и воспитателей группы.

    Сейчас, работая по методу проектов уже более двух лет, можно сделать следующие выводы: 

  1. Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по « Программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (под редакцией Л.А.Парамоновой).  Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.
  2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.
  4. Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
  5. Изменился стиль общения взрослого с ребенком.
  6. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

    Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми. Изменился стиль общения взрослого с ребенком.

    Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

    Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Благодаря разработанной нами системе работы, педагоги освоили новую технологию – метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

    Родители стали активными участниками образовательного процесса, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

    Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

    Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

    Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

    Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

    Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в деятельности ДОУ

Постояннодействующий семинар-практикум. Теоретические основы проектного метода....

Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектный метод в деятельности ДОУ

Материал предназначен для педагогов ДОУ. В презентации дается характеристика проектного метода: понятие, классификация, виды проектов, а также примерные темы. Раскрываются этапы работы над проектом с ...

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКИХ САДАХ. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО

Презентация для студентов  пед.колледжей и ВУЗов по специальности "Дошкольное образование"...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...