Занятие - беседа по патриотическому воспитанию на тему: «Как возникла Россия. Герб. Флаг. Гимн.»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Смолева Руфия Ашрафовна

Программные задачи:

 

Обучающие:

 

·      Познакомить детей с историей возникновения страны, её символикой.

·      Формировать элементарные представления о происхождении и функциональном значение символики.

Развивающие:

·      Закрепить начальные умения работать с географической картой.

Воспитательные:

·      Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за нее.

Активизация словаря:

     русь, славяне, предки, князь, Русское государство, скипетр, жезл, посох, держава, знамя, стяг, гимн, флаг, герб

Материал:

 географическая  карта  России,

герб и флаг России,

 документы с гербом России: паспорт, грамота,

 иллюстрации с видами Москвы, иллюстрации с видами Самары

Предварительная работа:

беседа о российской  символике;

 чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;

рассматривание фотографий городов Москва и Самара (беседы), рассматривание иллюстраций

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами еще раз поговорим о нашей Родине, о стране в которой мы живем, совершим путешествие в её прошлое (подвести детей к карте России, которую они рассматривали раньше).

·Ребята, посмотрите внимательно на карту. Перед нами наша страна.

·Кто скажет, как она называется?

·Кто покажет границы России? (2 - 3 человека) (работа по карте)

·Ребята, вся страна делится на части, на края и области. Как  называется область, в которой мы живем? (переход детей к карте Самарской области)

·Ребята, посмотрите внимательно на какую фигуру похожа наша Самарская область, что напоминает? (сердце) (работа по карте Самарской области )

·И главный город области - это ...?

·А кто покажет Самару на карте?

·Молодцы,все! А теперь давайте пройдем на коврик и сядем на мягкие подушки,удобно!?)

·Воспитатель:Наша Родина - государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена, еще не было ни городов, ни деревень, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домики по берегам рек, на которых жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки - это восточные славяне. Они жили возле рек Ока, Днепр, Волхов и других рек и речушек . Славяне были очень гостеприимные люди; когда к ним заходил какой - нибудь странник, они ласково его принимали и угощали. Этот обычай остался до сих пор. Ведь когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-то вкусненькое и угощает их.

Жили славяне в небольших избах. Главным у них был князь, все его слушались. Князь возглавлял войско, когда нападали враги. Много княжеств было в Древней Руси - так называлась тогда Россия. Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда на Русь нападали враги из других стран, князья объединялись и вместе побеждали своих врагов. И наконец, князья поняли, что если они объединятся навсегда,  а не только на время войн, то будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда, их никто не сможет победить (фото Древней Руси)

Как говорится в пословице: " Один в поле не воин", "Один за всех, все за одного ", (дети помогают с пословицами).

 И князья объединились. А самым главным стал князь Иван III. Все остальные князья стали ему подчиняться и образовалось Русское государство

Вопросы детям:

·    Кто были наши предки?

·    Кто был главным у славян?

·    Как звали князя, который стал главным в государстве?

Динамическая пауза:

Раз - согнуться, разогнуться

Два - нагнуться, подтянуться

Три - в ладошки три хлопка,- головою три кивка

на 4 - руки шире

5 - 6 - тихо сесть

Воспитатель:Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей и остались, но у нового Государства Русского появился свой герб, новый. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны.

Воспитатель: Что же такое - герб? Герб - это отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение – эмблема, символ. Мы можем сказать, что золотой двуглавый орёл - эмблема или символ России (фото герб России).

Давайте внимательно рассмотрим наш герб. Все гербы изображаются на щитах, вот он (показ)

·      Что вы видите в центре? (Орла).

·      Расскажите о нем, какой он?

·      Почему же на гербе России изображен орел?

Орел - это значит, что государство на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое.

 

У России великой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный

Орел – сильная птица, все видит и все знает.


Россия в то время и была таким государством. Князь Иван Ш женился на дочери императора Византии. Византия была очень сильным государством и у нее на гербе был изображен орел. И Иван 3тоже изобразил на гербе России орла, чтобы все знали, что Россия - сильная страна!

Воспитатель:Но почему у орла две головы? (предположения детей ).

Русское государство очень большое, и две головы орла смотрят в разные стороны и на запад, и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое и врагу отпор даст всегда.

·      А что еще вы видите? (корону).

·      Как вы думаете, что она означает? (предположения детей)
Корона, означает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.

·      А что в лапах у Орла? ( ответы детей ).

        Это посох или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти. Это значит, что в России в те времена правил царь. А в другой лапе у орла шар, или как его еще называют - держава. Держава - это могущество, т.е. страна в которой правит царь, могучая.

·      А что - нибудь в этом гербе вам уже знакомо?

        (Да, это герб города Москва в центре).

·      Как вы думаете, почему на гербе страны в самом центре герб Москвы?

        (Правильно, потому что Москва - главный город России – её столица).

·      Какую пословицу мы знаем о Москве?

"Москва всем городам мать".

Воспитатель: Этому Российскому гербу много - много лет. Конечно нет сейчас царей, но корона, скипетр и держава, напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя и могучая.

·      Где можно увидеть герб в наше время?

Воспитатель: Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах, а также в местах, предназначенных для проезда в нашу страну. Так же герб изображают на современных монетах, чтобы можно было отличить наши монеты от иностранных денежных знаков (слайд монет)

Кроме гербов стран, существуют гербы городов. Вот перед вами герб г. Самара и г. Кинель (показываю) (фото герб г. Самары)

Вопросы к детям:

·      Что означает орел, изображенный на гербе России?

·      На гербе какой империи так же был изображен орел?

·      Где можно увидеть герб России?

Практическая деятельность «Собери герб», «Собери флаг России»
 

Но у каждой страны есть не только герб, но и флаг или еще его называют знаменем или стягом. Флаг нашей страны, как и герб имеет свою историю (фото флаг России)

И в те времена и сейчас цвету придается особый смысл. Во времена правления Петра I - белый цвет означал мир и чистоту совести; синий - небо, верность и правду; красный - огонь и отвагу.

В наше время значение несколько по иному истолковывается. Постарайтесь запомнить: белый цвет - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет - это вера. Верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет - цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Флаг - символ власти в стране. Президент России имеет свой флаг. Он называется штандартом Президента Российской Федерации. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб Россия. Края штандарта украшает золотая бахрома.

Кроме того под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимается во время побед, флаги вывешиваются во время праздников. Когда спортсмены побеждают на международных соревнованиях, олимпиадах, то поднимается флаг родины победителей и звучит гимн страны. Гимн так же как герб и флаг, есть у каждой страны. Гимн - это торжественная песня, славящая страну. Её исполняют в самых торжественных случаях - во время праздников и других важных событиях, таких например, как при - бытие высокого гостя из другой страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы (включить гимн России)

Вопросы к детям:

·      Что означает каждый цвет на флаге?

·      Что такое гимн и когда его исполняют?

Мы сегодня совершили с вами небольшое путешествие в прошлое нашей Родины. Все хорошо работали, и я надеюсь многое запомнили и сможете рассказать дома своим папам и мамам.

В заключение занятия давайте вспомним некоторые пословицы о Родине.

«Нет ничего краше, чем Родина наша»

«Смело иди в бой - Родина за тобой»

«С родной земли - умри не сходи»

«Кто на нашу землю с мечом придет, тот от него и погибнет. Так было, так есть и так будет!»

Литература:

1. Пчелов Е.В., “Государственные символы России. Герб, флаг, гимн”. Москва, издательство “Русское слово”, 2002 год.
2. Соболева Н.А., “Российская государственная символика”. История и современность, Москва, издательство “Владос”, 2002 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Cимволика России - герб, гимн, флаг»

Мне очень нравится работать над темой «Знакомство детей с государственными символами»Знакомя детей с культурными традициями своей страны, своей Родины, рассказывая о неповторимости, богатстве России, ...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Программное содержание:1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию, столицу страны.2. Закрепить и обобщить знания детей о гос...

Открытое занятие в старшей группе Тема: «Символы России – Герб, Флаг, Гимн».

Открытое занятие в старшей группе. Тема: «Символы России – Герб, Флаг, Гимн»....

Методическая разработка по познавательному развитию. Презентация: "Государственные символы России: герб, флаг, гимн"

Закрепить и расширить представления детей о значении государственных символов России. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы объедин...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Мы-будущее России"

Данное занятие  для детей подготовительной к школе группе. В интересной и доступной  форме идет закрепление представлений о государственных символах России, работа по воспитанию любви к Роди...

ОД по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников Тема: «Государственные символы России – флаг, герб, гимн» для детей старшей группы 5-6 лет

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гербе, гимне. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Обобщить знания о...

Тематическая беседа по патриотическому воспитанию на тему: «Русская берёзка — символ России»

Тематическая беседа  по патриотическому воспитанию на тему: «Русская берёзка — символ России»...