Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей подготовительной к школе группы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Старикова Елена Юрьевна

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества. Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, начинает формироваться ухе в дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nasha_rodina_-_rossiya.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №66 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Конспект 

занятия по нравственно- патриотическому воспитанию

на тему: «Моя Родина – Россия» для детей подготовительной к школе группы»

Составитель:

воспитатель

 высшей квалификационной категории

Старикова Е.Ю.

г. Санкт-Петербург, 2025 г.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества. Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, начинает формироваться ухе в дошкольном возрасте.

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина- Россия»

Цель: Формирование патриотических и гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как родной стране.  

Закрепить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе. Формировать уважительное отношение к государственным символам России. Познакомить с официальными символами г. Санкт-Петербурга. 

Воспитательные: Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства к своей стране и родному краю. Гордость за родную страну, любовь и бережное отношение к своей отчизне. Умение работать в коллективе.

 

Развивающие: Развивать диалогическую речь, память, мышление и творческие способности детей. Развивать творческое воображение, способности к композиции.

Словарная работа: (активизация словаря) государственные символы, Родина, Отчество, Россия, герб, флаг, гимн, скипетр, держава.

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» во взаимодействии с образовательными областями «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Предварительная работа: Беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны», беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц, поговорок, чтение русских народных сказок; прослушивание гимна, показ презентаций о народных праздниках, одежде, быте; знакомство с географической картой России.

 

Материалы, оборудование:

Глобус, карта России, мультимедийная презентация, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей, кисточки.

Ход занятия

Слайд 1

I .Вводная часть

Под фонограмму песни «С чего начинается Родина» дети входят в зал и встают полукругом.

Воспитатель: – Ребята вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим!

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

 

Воспитатель: – Ребята что это такое? (глобус)

– А что такое глобус? (модель земли)

– А что на нём изображено? (моря, океаны, страны)

(на глобусах изображают очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, границы государств, города).

– На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

I I. Основная часть

Воспитатель: -Ребята, а что нужно сделать что бы лучше узнать нашу Родину? (отправиться в путешествие)

– Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершиться оно в детском саду. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе.)

Слайд 2

-Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка. Давайте дружно друг другу улыбнемся.

– Билеты куплены – занимайте места в вагоне. Дети садятся в «поезд»

Воспитатель: – А что бы нам было не скучно ехать давайте поиграем!

Пальчиковая гимнастика  «Моя страна»
Посмотрю на карту я:

(вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.

(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,

(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!

 (прикладывают руки к груди)

Слайд 3

Воспитатель: - В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии. Какими омывается тремя океанами? (Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим). 

-Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.

Слайд 4

Первая остановка «Родина»

Воспитатель: – Как вы думаете, что такое Родина? 

(Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна).

Воспитатель: - Правильно ребята. Родина –это, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.

Воспитатель: – Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.

  • Человек без Родины что соловей без песни.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Тот герой кто за Родину горой.
  • Жить – Родине служить.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Родина поучает – Родина выручает.

Воспитатель: Ребята, чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

Д\игра «Сложи из букв название нашей страны»

Воспитатель:- Ребята вам нужно сложить из букв слова: Россия, Родина.
Воспитатель
:-Что нужно делать для того, чтобы наша Родина оставалась сильной и красивой?  (Любить, беречь, защищать, сохранять ее богатства.) 
-Как называются люди, которые стоят на страже Родины? 
(Защитники Отечества) 

 

 

Слайд 5,6,7,8

Воспитатель: – Границы России проходят и по суше, и по воде. В нашей стране более тысячи городов (великое множество городов). Послушайте и посмотрите на экран, как они называются: Санкт-Петербург, Саратов, Нижний Новгород, Самара, Волгоград , Новосибирск и множество других.

-В каком городе мы живем? (Мы живем в городе Санкт-Петербурге.)

– А в каких городах вы бывали? (Ответы детей).

Воспитатель:- Граждане России называются … (россияне).

– В каждой стране есть главный город называется столицей.

– Столица России – город …(Москва)Слайд 9

– А как вы думаете, почему Москва является столицей нашей Родины – главным городом нашей страны? (Предположительные ответы детей).

– В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады. В Москве принимаются все самые главные и важные решения для нашей страны. Слайд 10

– А кто управляет такой могучей и сильной страной? (Президент).

– В Москве, в Кремле находится резиденция нашего президента. Как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович Путин)(Показ фото президента).Слайд 11

-Ребята , давайте с вами поиграем.   Ответь, пожалуйста, на мои вопросы? Будьте внимательны.

Д\игра «Какой, какая, какое?» 
Город в России — российский город. 
Деревня в России – российская деревня. 
Паспорт гражданина России — российский паспорт. 
Москва — столица России – российская столица. 
Народ, который живет в России – российский народ. 
Наша Родина, какая она? — Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная. 

Воспитатель: -У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, гимн, герб).

Слайд 

Вторая остановка«Официальные символы нашей страны – России». Флаг.

Слайд 12

Воспитатель: -А что такое флаг? (Это прикрепленное к дереву полотнище определенного размера и цвета).

Воспитатель: Российский флаг –символ доблести и чести российского народа.

А где флаг России можно увидеть? (Развивается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников, на военных парадах, на кораблях, на самолетах, спортивных соревнованиях).

-А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный).

-Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу).

-А синяя что напоминает? (Небо, реки, озёра, моря).

-В России много, много озер и рек. Какие крупные реки России вы знаете? (Волга, Нева, Ока, Енисей, Лена, Обь, Амур). Какое самое глубокое озеро нашей страны? (России- Байкал).

– Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).

Воспитатель: –Цвета флага выбраны не случайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды.

Воспитатель: 

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет (В. Степанов)

 Воспитатель:-Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий – небо и верность, красный огонь и отвагу.

Поехали дальше.

Слайд 13

Третья остановка «Официальные символы нашей страны – России». Гимн.

Воспитатель: второй государственный символ – государственный гимн.

– А что такое гимн? (Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны).

-Когда звучит гимн страны – нужно встать и слушать его стоя, так мы проявляем свое уважение к нашей Родине.

Воспитатель: -Ребята , давайте исполним гимн нашей страны

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава — 

Твоё достоянье на все времена!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная! 

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

Державная – это значит независимая страна.

Твое достояние – это значит право на все времена.

Отечество – это значит страна где жили предки: бабушки и дедушки.

Братских народов союз вековой: что в нашей стране живет много разных народов и все они живут дружно.

Воспитатель: А какая природа в России мы сейчас покажем.

Физкультминутка «Наша Родина — Россия» 

В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх) 

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки) 

Степи широкие, (раскидываем руками) 

Леса большие, (руки вверх)

А мы — ребята вот такие! (показываем большой палец)

Слайд 14

Воспитатель: – ну что же едим дальше. Четвертая остановка. «Официальные символы нашей страны – России». Герб.

Воспитатель: -Герб – это отличительный знак государства. 

Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? 

Вот золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Правой лапой он сжимает скипетр, в левой лапе-держава. Над головой орла-золотая корона. Посмотрите на крылья орла – они тоже золотого цвета, похожи на солнце. Солнце всегда было символом добра, справедливости. На груди орла изображен щит, на щите всадник.

Воспитатель:-Какого цвета конь? (Белого)

-Какого цвета плащ у всадника? (Синего)

-Какого цвета щит? (Красного)

-Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Цвета государственного флага России)

 Всадник Георгий Победоносец, издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества.

Воспитатель: -Что в руках у Георгия Победоносца? (Серебряное копье)

– Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей – символ зла. Так наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

 

-А где можно увидеть герб?  (Он изображается на флагах, печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах).  Слайд 15 

  Воспитатель: -   Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других мира приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию. Слайд 16

Слайд 17

Остановка пятая  «Официальные символы города Санкт-Петербурга».

Воспитатель: – У каждого города нашей необъятной родины тоже есть официальные символы –герб, гимн, флаг.

Флаг г. Санкт-Петербурга – Представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, в центре которого изображены два перевёрнутых белых якоря — морской и речной, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом. 

Слайд 18

Гимн г. Санкт-Петербурга – Текст гимна Санкт-Петербурга

Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твоё Медный всадник хранит.
Несокрушим — ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой, Бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!
Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарён тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь — жить единой судьбой! 

Автор слов гимна — Олег Чупров (2002). 

Музыка — «Гимн Великому городу» из балета «Медный всадник», композитор — Рейнгольд Глиэр (1949), в редакции Григория Корчмара.

Слайд 19

Герб г. Санкт-Петербурга. Основу герба составляет прямоугольный щит красного цвета — в память о пролитой крови в Северной войне. На поле щита расположены два серебряных якоря, лежащие крест-накрест. Один — речной (четырёхлопастный), второй — морской (двухлопастный). Это означает, что город имеет два порта — морской и речной. Поверх скрещённых якорей находится золотой скипетр с двуглавым орлом — символ царской власти, указывающий, что Санкт-Петербург — столица государства. 

Д/игра «Разрезные картинки»

Ребята делятся на две команды: 1 собирает герб России, 2 герб г. Санкт-Петербурга.

 

III  Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, походите к столам, мы с вами сделаем красивую коллективную аппликацию «Флаг России».

На столе лежит все, что нужно вам для аппликации. Вы должны вырезать сердечки, аккуратно наклеить на картон, чтобы у вас получился вот такой флаг.

Воспитатель: -Молодцы, ребята! Проходите на свои стульчики и присаживайтесь.

Воспитатель: -Наше путешествие подошло к концу. Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране).

-О чем вы узнали в путешествии?  (Официальные и неофициальные символы страны)

-Что означают цвета российского флага? (Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий – небо и верность, красный огонь и отвагу).

-Что такое гимн? (Самая главная песнь страны)

-Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

-Что символизирует наш герб? (Победу добра над злом).

-Будущее нашей страны России во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будите любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми.

Воспитатель: Спасибо всем. Наше занятие закончено.

Список литературы

1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

2. Мельников Петр «Санкт-Петербург. Полная история города», Издательство «АСТ», 2024.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по нравственно- патриотическому воспитанию на тему "Наша родина- Россия "

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию  на тему: "Наша родина -Россия"...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по нравственно-патриотическому воспитанию НА ТЕМУ: «НАША РОДИНА-РОССИЯ».

Мы почти с рождения начинаем учить кроху различать цвета, узнавать животных и     растения, рассказываем ему об устройстве планеты. Но почти никогда ничего не говорим о нашей стране, об исто...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Наша Родина- Россия»

Занятие раскрывает важность приобщения дошкольников к патриотическому воспитанию...

Конспект комплексного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию на тему: «Матрешка - символ России» (для детей подготовительной группы)

Данное занятие формирует воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством –  русскими  матрешками....