Консультация для педагогов
консультация на тему

Рожкова Наталья Николаевна

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_lgs_rechi.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматического  строя речи у детей.

Важное направление в развитии малыш - формирование его правильной речи. Эта проблема волнует многих родителей. В детском саду все дети, начиная с трехлетнего возраста, проходят ежегодное обследование речи логопедом. Это помогает вовремя направить детей со значительными речевыми нарушениями в логопедические и коррекционные ДОО. При работе с детьми в группе общеразвивающей направленности от воспитателя во многом зависит, с каким уровнем сформированности речи пойдут в школу. Основная работа по развитию правильной речи правильнойложится на воспитателя и родителей, поскольку в такой группе логопеда нет.

Правильная речь помогает ребенку комфортно и уверенно чувствовать себя со сверстниками и взрослыми в детском саду и повседневной жизни.

У каждого ребенка свой индивидуальный темп овладения языком, который может сильно отличаться от сверстников. Но независимо от этого стадии речевого развития всегда одинаковы.

Первые слова (10-15) у детей появляются к первому году жизни. К полутора годам многие произносят уже около 50 слов, к двум - появляются первые фразы из двух слов.в чем

Крем-четырем годам дети последовательно усваивают грамматические формы падежей, могут пользоваться такими категориями, как род, число, время, говорить простыми и распространенными предложениями, составлять  небоьшие рассказы.

Встаршем дошкольном возрасте формирование грамматических навыков совершенствуется, усложняется синтаксическая сторона речи, усваиваются способы словообразования.

Решая задачу по формированию лексико-грамматического строя речи, необходимо, чтобы у ребенка была возможность для самостоятельных высказываний: что-то объяснить воспитателю и сверстникам, чемв чем-то убедить их. Исследовтели отмечают, что именно эти ситуациидля общения дают наиболее сложные варианты высказываний.

Необходимо уделять особое внимание организации видов самостоятельной деятельности детей, которые больше всего стимулируют их высказывания.

Детей следует учить отвечать на вопросы по поводу причинно -следственных и временных зависимостей. При каждом подходящем случе надо показывать им разницу между вопросительными типами: " Почему произошло событие?" и " Почему ты так думаешь?" В первом случае ответ ребенка должен быть нацелен на поиск причины, во втором -на доказательство своего суждения.

Исследователи отмечают, что в речи старших дошкольников присутствуют придаточные предложениявсех видов, но пользуются они ими крайне редко. Поэтому анализируя детские высказывания, воспитател  должен обращать внимание не только на неправильно сконструированные предложения, но и на наличие (или отсутс вие) сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины, места и времени, а также причастных и деепричастных оборотов. В употреблении конструкций с сочинительной и подчинительной связью детей упражняют с помощью приема " Дополни предложение" ( Уженаступила зима, потому что.....). В работе с детьми своей группы используем приемы " составления письма" (дошкольники помогают сочинять письмо своему заболевшему другу): дети оказываются в ситуации совместного обдумывания. В такие моменты решаем  не только задачу развития правильной речи, но и формирования таких качеств характера, как доброта, любовь, чуткость, сопереживание, что очень важно. Поэтому данный прием сдедует ширеиспользовать в детском саду и дома. С целью формирования грамматических навыков можно использовать сказки или произведения малых фольклорных жанров.

Дошкольники употребляют слова в нужном роде, числе, падеже;  с уменьшительно-ласкательным значением и личными местоимениями, но для успешного освоения лексико-грамматическим строем речи необходимо подбирать специальный речевой материал,  позвляющий ребенку установить правило звукового оформления той или иной грамматической категории.

Вот некоторые примеры игр, используемых в детском саду и родителями дома.

Найди родственные слова

Белка-белочка-бельчонок-беличий-бельчиха.

Слон-слоненок-слонище-слониха.

Лис- лиса -лисенок - лисонька  - лисичка. - лисий.

   Большой - маленький

Употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Кот - котик, чашка - чашечка, носок - носочки, шапка -шапочка.

Лото " Моя, мой, мое, мои"

Согласование существительных с местоимениями.

Моя тарелочка, мои сапоги, мой шарф, мое пальто.

" Что изменилрсь? Чего не стало?"

Употребление существительных в разных падежах; развитие вн мания, памяти.

На столе выкладываются несколько игрушек. Детям предлагается их запомнить, затем закрыть глаза. Взрослый меняет расположение игрушек или убирает 1-2 игрушки и др.

Для успешного развития детской речи необходимо выполнять следующие условия.

* Речь взрослого должна быть образцом для подражания, с четкой артикуляцией и точной интонацией.

* Во время общения проговаривайте вслух слова, относящиеся к каким-либо  предметам или действиям.

* Стремитесь создать такие ситуации, при котопых дети будут вынуждены обращаться ко взрослому с просьбой, вопросом или повторять ваши слова.

* Не следует повторять неверный ответ ребенка, лучше несколько раз повторить правильную форму.

* Умейте выделить ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность.

* Предоставьте ребенку возможность самому увидеть проблему и найти способы ее решения.

* Создайте предметно-развивающую среду, в которой ребенок мог бы овладеть правильным строением речи.

Таким образом создание условий, педагогическая грамотность и творческий подход педагога позволяет  успешно решать задачи правильной речи у детей.

Литература журнал " Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. N7/ 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....