Особенности музыкального воспитания младших дошкольников
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Гасумова Парвана Гадыр кызы

В статье говорится об особенностях музыкального воспитания младших дошкольников,методах и приемах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности музыкального воспитания младших дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Теоретические основы музыкального воспитания младших дошкольников
  2. Особенности музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста
  3. Методы и приемы музыкального воспитания младших дошкольников
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум.[21, с.9]

Музыкальное воспитание всегда было и, очевидно останется особым уникальным воспитанием в Дошкольной Образовательной Организации.  Известный   советский   композитор   Д.   Б.   Кабалевский   подчеркивал:   «...попытка   дальнейшего   развития   музыкальной   культуры в стране, при отсутствии хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей  равносильна  попытке воздвигать монументальное   здание   без   фундамента». [5, с.41]

Актуальность данной проблемы, обусловлено не только необходимостью раннего музыкального развития детей, колоссальным потенциалом музыкального искусства в воспитании дошкольников, но, прежде всего привлекательностью музыкальной деятельности для дошкольников, устойчивым интересом к пению, танцевальным движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Музыка естественным образом вызывает у ребенка разнообразие эмоциональных проявлений, побуждает к творчеству, активизирует фантазию и игру, желание общаться. Обладая большой силой эмоционального воздействия, именно   музыкальная деятельность, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.  

Музыка,  воздействуя непосредственно на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. [5,с.9]

 Значение музыкального искусства во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста раскрыто в трудах таких  специалистов психолого-педагогической сферы как Б.В. Асафьев, А.В. Кенеман, А.Н. Леонтьев, В.М. Бехтерев, О.П. Радынова, Н.А. Ветлугина, Ю.Б. Алиев, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая и др.  

        Таким образом, музыкальное воспитание способствует общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически. [5,с.11]

1.Теоретические основы музыкального воспитания младших дошкольников

Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке [5,с.13]

Музыкальное воспитание начинается с самого раннего детства. Содержанием музыкального воспитания в первые годы жизни ребенка,  является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего,  формируется восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей младшего возраста, поскольку их исполнительская деятельность незначительна[24,с.3]

Восприятие искусства представляет собой сложную психическую деятельность, в которой соединяются интеллектуальные, познавательные и эмоциональные моменты. Умение воспринимать произведения музыкального искусства не может возникнуть само собой. Ему нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребенка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость - проявление эмоции при восприятии этого содержания, облаченного в художественную форму.

Большинством ученых  (Ветлугина Н.А., Радынова О.П., Катинене А.И. и др.) в качестве ведущих принципов отбора музыкального репертуара для восприятия выделяются :

- образность музыки – наличие в произведении яркого музыкального образа;

-доступность музыкальных произведений для восприятия ребенка;

- высокая эмоциональность музыки, соответствие эмоционального содержание музыки эмоциональному опыту ребенка;

- соответствие содержания музыкального произведения жизненному опыту детей

- доступность музыкального произведения по продолжительности звучания. [9,с.6]

       Л.И.Дзержинская широко изучив особенности музыкального воспитания  детей в младшем дошкольном возрасте доказала, что эстетическое восприятие музыки поддается воспитанию и развивается в целенаправленной музыкальной деятельности. Формирование восприятия музыки связано, прежде всего,  с воспитанием эмоциональной отзывчивости на музыку, поэтому важно,  чтобы музыкальные произведения вызывали у детей разнообразный строй чувств, определяемый содержанием и жанром произведения.  Прослеживая особенности восприятия музыки детьми, Л.И.Дзержинская  выявила условия, наиболее благоприятные для его формирования, отмечая необходимость правильного подбора музыкальных произведений, разнообразные по тематике и жанра, и применяемых в определённой последовательности с учетом постепенного усложнения задач развития музыкального восприятия; необходимость применения методов, направленных на развитие эмоционального отношения детей к музыке в связи с основными характерами музыкальных образов и средствами музыкальной выразительности, что предполагает формирование первоначальных основ культуры слушания. [24,с.106]

Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. В. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». [21,с.77]

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность.  Основная цель этого вида деятельности - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней. [21,с.77]

В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:

  • знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам;
  • формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
  •  развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;

♦ воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;

  • формирование навыка слушания музыки;
  • создание фонда любимых детских произведений.

     При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства. Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, а также мелодического, гармонического, ритмического и тембрового слуха.

Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по настоящему,  научатся  вслушиваться в нее и размышлять о ней. Для развития умения слушать и воспринимать музыку необходимо музыкально-сенсорное воспитание ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности. Музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания педагогу. На ранних этапах развития маленького ребёнка подражание рассматривается, как активная форма деятельности, в процессе которой малыш осваивает окружающее. Следует так же отметить, что эмоциональное состояние, возникающие у детей при подражательных действиях создаёт благоприятные условия для формирования данной деятельности. Вместе с тем уже в младшем дошкольном возрасте могут возникнуть самостоятельные музыкальные проявления. Дети сами повторяют знакомые привычные движения, сопровождающие слушание песен, сюжет которых предлагает игровые действия.  Формирование способностей дифференциации, оценки музыкальных явлений и первоначальных знаний о них происходит при постоянном живом общении с самой музыкой. Дети в процессе слушания музыки получают от педагога необходимые сведения, направленные на то, чтобы разъяснить им содержание воспринимаемого, чтобы побудить их к активному восприятию. [14,с.6] 

Большое значение имеет при слушании музыки, выбор репертуара.   Художественность и доступность — отличительные качества детских музыкальных произведений для слушания. Репертуар, отобранный в определенной последовательности, должен  отвечать  задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Поэтому имеет значение, с какой музыкой надо знакомить детей в младших  группах, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар должны входить произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным почерком композиторов.  

Например: В первой младшей группе репертуар можно составить из контрастных по характеру произведений («Ах, вы, сени» — русская народная плясовая и спокойная колыбельная «Танечка, баю-бай» В. Агафонникова, «Лошадка» М. Раухвергера и т. д.), несложных по содержанию, отражающих яркие, близкие детям образы, без особой динамики их развития. Короткие фортепианные вступления и заключения постепенно подводят детей к слушанию в дальнейшем небольших инструментальных пьес («В лесу» Е. Тиличеевой, «Машина» Т. Попатенко).

Во второй младшей группе для слушания музыки можно использовать более сложный репертуар. В нем имеют место песни, отражающие явления природы («Осенняя песенка» Ан. Александрова, «Зима прошла» Н. Метлова), близкие и понятные детям образы («Заинька» М. Красева, «Будем кувыркаться» И. Саца), плясовые народные мелодии. Значительное место начинает занимать программная инструментальная музыка («Дождь идет» И. Аросева, «Воробей» А. Руббаха, «Моя лошадка» А. Гречанинова).

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и  искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания человека,  играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно, подобно разговору». [35,с.88] 

Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми.

Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами.  При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. [21,с.87]

Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано.

Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.

В программе детского сада песни должны быть подобраны в соответствии с определенными принципами.

1. Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста. Например, текст песни «Зима» В. Карасевой в художественной форме подкрепляет знания маленького ребенка о зимней природе, о катании на санях. Простая певучая мелодия, коротенькое фортепианное вступление и заключение к песне углубляют этот художественный образ, эмоционально окрашивают его.

2.        Мелодии песен должны быть простые, ярки и разнообразные по характеру.

  1. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.
  2. Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе воспитания в детском саду.
  3. В младшей группе песня должна состоять из коротких музыкальных фраз - не более 2 тактов. Предпочтительный размер 2/4, и оканчивается мелодия четвертной или половинной нотой. Желательны окончания фраз также на длинных нотах, чтобы дети успели сделать естественный вдох перед началом другой музыкальной фразы.  
  1. Темп песен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе.  
  2. Ритм мелодий песен должен быть простым - состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер; музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

 Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу. Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка 

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

 Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания. В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия . В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает).

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения. Примерами могут служить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи» , музыка Т. Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой.

Важным видом музыкально-ритмического движения,  являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности. Пляски с участием взрослого обычно используются в работе с детьми групп младшего возраста. Движения в них точно зафиксированы, но в силу возрастных особенностей детей присутствие взрослого в таких плясках необходимо даже тогда, когда они хорошо усвоены детьми. Эти пляски обычно хороводного типа, но могут быть и парными.

Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.  

У младших дошкольников упражнения включают одно-два движения (более активные и спокойные), которые в зависимости от возраста ребят постепенно усложняются. Например, под музыку Э. Парлова «Марш» трехлетние дети учатся ритмично ходить; четырехлетние — маршировать с флажками и с окончанием музыки делать из них «воротики» (воспитатель и кто-либо из ребят). Затем исполняется музыка Т. Ломовой «Бег», и все малыши пробегают друг за другом в эти «воротики».

 Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи - развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте происходит становление основных видов музыкальной деятельности, которые возникают в тесной взаимосвязи и вначале их трудно разграничить между собой. Слушание музыки может сопровождаться движениями, движения — вокализациями и т. д. Постепенно происходит более четкое вычленение видов музыкальной деятельности, что позволяет и в первой, и во второй младших группах определить задачи и объем навыков по каждому из них.

     Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет педагогу уточнить последовательность задач и содержания музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе. Все положения, изложенные выше, дают возможность определить задачи музыкального воспитания в младшем дошкольном возрасте.  

Задачи музыкального воспитания у младших дошкольников

Возрастные группы

1-я младшая

2-я младшая

1. Развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку

Развивать эмоциональный отклик на музыку, умение вслушиваться в нее, узнавать отдельные произведения.

Различать звуки по высоте (октава-септима), тихое и громкое звучание

Обогащать музыкальные впечатления, воспитывать желание слушать музыку, прислушиваться к изменениям в ее звучании.

Различать звуки по высоте (октава-секста), разный ритм (шаг и бег)

2. Развитие музыкально-исполнительских способностей

Развивать певческие интонации и ритмичность движении, умение согласовывать их с музыкой

Развивать певческое звучание голоса, элементарную выразительность и ритмичность движения под музыку

2. Особенности музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие  

Задачи музыкального воспитания осуществляются: посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр. Каждое средство музыкального воспитания связано с развитием музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ребенка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, формируют музыкальный вкус.

 В младшем дошкольном возрасте, прежде всего,  формируется восприятие музыки. Вначале эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько сопереживание ее содержания, сколько внешнее проявление ребенка, связанное с музыкой. Ему нравится благозвучие, и он заметно оживляется, радуется.

В этом возрасте, в силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Выразительные интонации певческого голоса, мимика поющего особенно их захватывают. Мышление детей младшего возраста конкретное, они охотно слушают музыку, связанную со знакомыми, близкими им образами. Характерны для этого возраста внешние проявления эмоций — жесты удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. Однако чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и так же быстро исчезают. [21,с.78]  

 Учитывая возрастные особенности,  в младших группах в процессе слушания музыки необходимо стремиться :

- накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение;

- развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, дослушивать до конца произведение, запоминать его;

- развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения. [21,с.82] 

У детей третьего  года жизни уже есть небольшой музыкальный опыт, они знают несколько музыкальных произведений - радуются, когда их слышат. Так как мышление детей конкретно, они воспринимают музыку образно - считают, что она про кого-то или про что-то рассказывает. Поэтому слушание песен часто сопровождается показом игрушки. Ребенок этого возраста пробует подпевать отдельные слова и слоги при пении педагога. Детям часто предлагают сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребенка постепенно воспитывается устойчивость слухового внимания, привычка «подравниваться» под звуки мелодии, спетой педагогом.

Навыки культуры слушания музыки формируются на основе воспитанных в детстве умений прислушиваться к музыке. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню или инструментальную  пьесу до конца, а затем прослушать ее вторично, обращая внимание на определенные ее стороны. У них вырабатываются навыки устойчивого слухового внимания. А это означает, что ребенок способен эмоциональнее и сознательнее воспринимать музыку и испытывать силу ее воздействия, что ведет к воспитанию культуры слушания музыки.

 Если работа по музыкальному воспитанию ведется в детском саду систематически, к концу третьего года жизни ребенок может петь короткие несложные песенки.

Задачи по обучению пению в I младшей группе следующие:

- развивать певческие интонации;

- подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспитателю;

- привлекать внимание к содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению.

Для того, чтобы дети были активны в пении, необходимо использовать специально подобранный песенный материал, специальные методические приемы подпевания и пения. При обучении пению следует помнить, что дыхание детей этого возраста короткое. Большинство слов они произносят нараспев. Дети очень нуждаются в помощи взрослого: поют активнее, если видят движение губ взрослого, его одобряющую мимику, слышат пение, специально приспособленное к замедленному темпу исполнения, характерному для слабо развитой речи малыша. Обычно дети удовлетворенно улыбаются, получив похвалу взрослого (даже если она и не была вполне заслуженной), после чего становятся большими любителями пения. Поэтому педагогам необходимо как можно чаще стимулировать интерес детей к пению поощрениями.

Помимо общих требований к песенному материалу (интересное и доступное сюжетное содержание, простая привлекательная мелодия и т. д.), песня, побуждающая к подпеванию и пению, должна отличаться еще и следующими особенностями: ее слова должны быть не только понятными, но и легкими для произношения, текст - коротким (1-2 четверостишия). В мелодии должны быть повторяющиеся несложные фразы, распеваемые на простые слова и слоги.

Песенки, предназначенные для подпевания и пения, следует повторять как можно чаще, иначе дети не запоминают слов, а это в свою очередь тормозит развитие певческих умений.  

Дети во второй младшей группе  более работоспособны. Запас слов у них увеличивается, но еще не все звуки они произносят чисто. Слуховое внимание неустойчиво, хотя дети могут узнавать знакомые песни. Певческие голоса не сформированы, дыхание поверхностно, прерывисто. Поэтому в работе используются песни, состоящие из коротких музыкальных фраз в диапазоне квинты (ре-ля первой октавы).

Занимаясь пением, педагог должен выполнять следующие задачи:

- учить детей петь естественным голосом, без напряжения;

- внятно и осмысленно произносить слова, протягивать продолжительные звуки;

- не отставать и не опережать друг друга при пении;

- интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях;

- петь песни с помощью воспитателя с музыкальным сопровождением и без него.

Дети этого возраста могут петь несложные песни интонационно точно и осмысленно - эмоционально. В этом возрасте в пении продолжают использоваться игровые моменты, часто с наглядным материалом - игрушками, картинками. Повышается роль слова: педагог может задавать детям вопросы для проверки восприятия или содержания песен. Например: «Что было бы с зайкой, если бы дети не позвали его в гости?» (песня «Заинька», музыка М. Красева). В процессе разучивания песни используются различные методические приемы: пропевание ее по частям, слушание мелодии, исполненной на фортепиано, пение небольшими подгруппами, индивидуальное пение, пение «солиста» и «хора». Интерес к пению, так же как и в предыдущей группе, поддерживается поощрительными словами педагога.

На третьем году жизни дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание). Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, легкий, отрывистый. Делают они это еще несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по комнате, это дает возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят «стайкой», парами, врассыпную, друг за другом, осваивают несложные танцевальные движения. Игры под музыку помогают освоить    некоторые    образно-имитационные движения, передавая музыкально-игровой образ («зайчики», «котята», «паровоз» и т.д.). Танцевальные движения также усложняются: надо уметь одновременно хлопать в ладоши и топать ногами, покачиваться с ноги на ногу, полуприседать.

Во второй младшей группе объем музыкально-ритмических и двигательных навыков расширяется. Дети способны выполнять более точные задания.  В музыке подвижного характера они различают марш и пляску и соответственно двигаются (ходят, бегают, прыгают), отмечая движениями изменение силы звучания (громко, тихо) и темпа (умеренный, быстрый).

Внимание ребенка привлекается к началу и окончанию музыкального произведения. Используя гимнастические, танцевальные, образные движения, педагог говорит, что двигаться можно только тогда, когда звучит музыка.

Добиваясь выразительности исполнения, педагог постоянно следит за тем, чтобы ходьба была ритмичной, осанка, координация движений рук и ног — правильной, бег — не «шаркающим», прыжки на двух ногах — легкими.

Постепенно дети обогащаются разнообразными плясовыми и образными движениями, которые позволяют им полнее передавать характер музыки, учатся притопывать попеременно каждой ногой, поворачивать кисти рук, кружиться по одному, парами, могут инсценировать несложные песни, попевки, выполняя под музыку действия, подсказанные текстом. Развитию движений помогают упражнения под музыку с использованием флажков (взмахи), платочков (плавные движения), погремушек (поднимать, опускать, прятать).

Музыкальное воспитание в младшем дошкольном возрасте имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. По мнению И.Л.Дзержинской, в музыкальном воспитании младших дошкольников, следует придерживаться следующих принципов : [14, с.8-9] 

1) Комплексность, слитность разных видов музыкальной деятельности. В этот период, особенно в раннем детстве, пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения четко ещё не разграничены, не вычленяются в разделы музыкального воспитания со специальными задачами, программным содержанием и методическими приёмами. Происходит лишь возникновение этих видов деятельности, начинают формироваться предпосылки музыкальных способностей, певческие и моторные проявления. Слушание музыки сопровождается подпеванием, подпевание – движениями. К данному явлению следует отнестись положительно, такая комплексная реакция позволяет ребёнку полнее проявить свой отклик на музыку. Педагогу при этом важно вызвать его на активные действия.

2) Неразвернутость процесса обучения. Музыкальная деятельность направлено на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой. Формирование сенсорных способностей – основа музыкального развития в этом возрасте. Поэтому  значительное место в деятельности, занимает восприятие звучаний различной высоты, тембра, динамики. Во второй младшей группе более конкретно даются задачи по каждому виду деятельности, намечаются первоначальные вокально-хоровые навыки.

Таким образом, последовательность в освоении задач музыкального воспитания выявляется постепенно. При характеристике навыков и умений мы говорим не «научить чему-то», а «подводить к такому-то навыку». Уровень навыков в младших группах характеризуется такими словами, как «первоначальные певческие проявления», «элементарная ритмичность движений». Этим и подчёркивается незавершённость процесса обучения в младшем возрасте.

3) Повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения. Большая неустойчивость образовывающихся навыков у детей младшего дошкольного возраста требует многократного повторения одних и тех же задач. Новых программных задач не много, и они совсем не сложные. Весь педагогический процесс, строится на их длительном усвоении при разучивании различного музыкального репертуара. Например, задача смены движений в связи с двухчастной формой произведения выполняется  в младших группах в течение всего года, но на разном репертуаре.

4) Небольшой объём программных умений и музыкального репертуара. В младшем возрасте систематическое обучение лишь начинается, однако здесь есть дети наиболее отличающихся своей активностью, уровнем проявления музыкальных способностей. Число музыкальных произведений, с которыми надо познакомить детей, невелико. Важно часто повторять репертуар и стремиться к тому, чтобы все дети его усвоили.

Следует отметить, что частое повторение знакомого репертуара малышам в этом возрасте не надоедает. Чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет. Дети как бы узнают свои возможности, им нравится уверенно действовать.

Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет педагогу уточнить последовательность задач и содержания музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.    

3. Методы и приемы музыкального воспитания младших дошкольников

Задачи и содержание музыкального воспитания определяют выбор методов и методических приемов обучения. Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.

Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность.

 В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы:

  1. Наглядный;
  2. Словесный;
  3. Метод практической деятельности.

Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей.

Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:

- обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;

     - учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;

- учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

 Выбор методов и приемов зависит от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных ( в том числе наглядно - зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных приемов, их речь недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи ( в том числе образной) возрастает. Он использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающую эту возможность. Например, альтернативные, подсказывающие вопросы, которые помогают выбрать подходящую характеристику; « Музыка нежная или задорная? Спокойная или грустная?» Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой наглядности (звучания музыки) и зрительной.

 В младшей группе используя словесный метод, педагог чаще всего применяет объяснение. Оно должно быть четким и кратким. Например, дети слушают музыку к пляске «Пальчики и ручки» (русская народная мелодия в обработке М. Раухвергера). Педагог объясняет, что на громкую музыку надо хлопать в ладоши, а на тихую - ударять тихонько пальцем о палец. При вторичном исполнении пляски дети выполняют задание, т.е. объяснение подкрепляется практической деятельностью самих детей.

Помогают педагогу также короткие пояснения. Например, знакомя детей с песней «Праздничная» Л. Сидельникова, музыкальный руководитель говорит о том, что скоро наступит праздник, детский сад будет украшен, ребята и взрослые придут нарядные, с флажками, цветами, вечером вспыхнут огни салюта. Эмоциональный тон настраивает малышей, заставляет внимательно, с интересом слушать песню, усваивая знакомые слова. После двух-, трехкратного исполнения педагог повторяет название песни.

Указания даются во время исполнения детьми игры, танца, упражнения. Например, музыкальный руководитель говорит во время выполнения упражнения с флажками: «Дети, держите флажки прямо, как Нина Викторовна». В младшей группе широко применяется поэтическое слово. Например, перед песней «Кошка» (музыка В. Витлина) можно прочитать следующее стихотворение: «Серенькая кошечка села у окошечка, хвостиком виляла, деток поджидала».

Занимаясь и слушанием, и разучиванием игр, плясок, упражнений, педагог всегда беседует с детьми, задавая им много вопросов; например: «Какой характер музыки? Какая музыка, быстрая или медленная? Есть ли вступление у этой песни?», но на вопросы в большинстве случаев отвечает сам, потому что у детей еще нет знаний в области музыки, им трудно словами выразить свои чувства и ощущения. Необходимо постепенно приучать детей к доступной музыкальной терминологии, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно ею оперировать. Детям задаются вопросы не только по музыке песни, но и по ее содержанию. Например, после слушания песни «Кошечка» (музыка В. Витлина) педагог спрашивает у детей: «О чем говорится в песне? Что сделала кошечка? Кого она поджидала?».

Широко применяется в младшей группе образный рассказ. Он дается перед сюжетной игрой и слушанием программной музыки. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.

Например, образный рассказ к сюжетной игре «Зайцы и медведь» (русская народная мелодия «Заинька», «Медведь», музыка Е. Тиличеевой).

«Зимнее утро в лесу. На полянке бегают, кружатся, прыжками согревают себя зайчики. До того разыгрались, что разбудили медведя, который спал в своей берлоге. Пошел он посмотреть, кто же спать ему мешает?! Увидали зайцы медведя и разбежались, под кустами попрятались. Ушел медведь. Зайцы опять выбежали на полянку и стали прыгать».

Большое место в работе с детьми занимают приемы наглядного метода, особенно слуховая наглядность. Любое произведение, которое будут исполнять дети, сначала слушается ими в исполнении педагога. Широко применяется и зрительная наглядность. На занятия педагог часто приносит картинки и игрушки. Например, после новогоднего праздника он показывает детям маленькую елочку с игрушками и говорит: «Дедушка Мороз нам оставил эту елочку в подарок. Он очень, очень добрый. Послушайте песенку о Дедушке Морозе и об этой красивой елочке. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни, ее запоминанию.   Кроме того, педагог показывает певческие приемы и способы выполнения движений. Широко  используются игровые приемы. Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова, педагог показывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у»,— напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу

 Обучая трехлетних детей подражательным пляскам и пляскам с зафиксированными движениями, воспитатель использует различные приемы. Всегда предлагается правильный показ, чтобы научить ребят точно следовать образцу и дать им возможность в дальнейшем самостоятельно пользоваться выученными движениями. Воспитатель исполняет пляску и предлагает поплясать вместе с ним, отмечая ребят, которые двигаются лучше, и танцует с ними повторно (остальные дети смотрят). На следующих занятиях усвоившим пляску воспитатель предоставляет возможность действовать самостоятельно, а сам танцует с детьми, которым еще требуется помощь.

В упражнениях вычленяются отдельные музыкально-ритмические навыки, при обучении которым педагог также использует выразительный показ, в дальнейшем предоставляя малышам некоторую самостоятельность в выполнении задания, одобряет хорошо выполняющих движение, поощряет тех, кто затрудняется,  двигается вместе с ними.

Обучая четырехлетних детей музыкально-ритмическим движениям, воспитатель использует как свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих задания. Разучивание новой пляски, игры требует целенаправленного восприятия музыки, определения особенностей ее звучания (хлопками в ладоши, взмахами рук и т. п.). Например, различая контрастное звучание двухчастной пьесы «Игра с куклами» В. Карасевой, ребята подкладывают ладошки под щеку — кукла «спит»; подняв руки, вращают кистями — кукла «пляшет».

Все методы музыкального воспитания используются педагогом как единая система, неразрывное целое. Слово подводит ребенка к восприятию и пониманию содержания произведения, а музыка эмоционально углубляет возникшие впечатления. Музыка воздействует на чувства, но она рождает и мысли. А мысль не существует без словесного выражения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Музыкальное воспитание детей происходит посредством музыкальной деятельности. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.   Особое значение приобретает применение различных методов и приемов в музыкальной деятельности, которые используются с учетом возрастных особенностей детей. Использование различных средств наглядности в музыкальной деятельности у младших дошкольников (игрушка, картинка) способствует пониманию содержания исполняемой песни (пьесы), ее запоминанию. Выразительный показ педагога формирует правильные действия подражания. Систематические занятия пением, разучивание движений под музыку, слушание ее содействуют развитию музыкальной восприимчивости детей. Эмоции, вызванные музыкой, становятся более устойчивыми, интересы - более прочными. Целенаправленный отбор педагогом музыкального материала, системность его подачи детям содействуют музыкальному развитию ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антипина В.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Электронный ресурс]http://saratovdmsh19.ucoz.ru/publ/muzykalnoe_vospitanie_doshkolnikov_antipina_v_p/1-1-0-3 ( дата обращения: 19 апреля )
  2. Балагурова С.В. Учимся петь и любить музыку// Современный детский сад. -2011.-№3.-С. 43-47.
  3. Бодраченко И.В. Разнообразие форм работы музыкального руководителя с родителями  // Современный детский сад. -2011.-№3.-С. 49-54.
  4. Брова Т.П., Буданова А.Б. Детское музыкальное творчество// Современный детский сад.-2011.-№3.-С. 32-39.
  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду  — М., 1981. —С. 6-61, 76 – 174.
  6. Виноградова Н.Н. Цикл статей о музыкальном воспитании дошкольников [Электронный ресурс].  URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/06/28/tsikl-statey-o-muzykalnom-vospitanii-doshkolnikov ( дата обращения :19 апреля)
  7. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская  —— М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  8. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка  в детском саду //  Детский сад от А до Я .- 2010.-№3(45).-С. 4-14.
  9. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Организация слушания музыки с детьми дошкольного возраста // Справочник музыкального руководителя. -2013.- №2.-С. 6-10
  10. Григорьева А.И. О музыкально-эстетическом воспитании дошкольников // Современный детский сад. -2011.-№3.-С. 72-74.
  11. Груздова И.В.  Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования // Дошкольное воспитание. –  2011. – №2. -С. 79 – 88.
  12. Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников  // Детский сад от А до Я. -2010.-№3.-С. 84-92.
  13. Губанова Н.Ф. Использование игровых методик в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников  // Детский сад от А до Я. -2009.-№4.-С.60-67.
  14. Дзержинская Л.И. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. - М.: Просвещение,  1985. 3-15, 32-37,84-88
  15. Дубогрызова Г.Н. Проблемы духовности в современной педагогике и музыкальное искусство//  Детский сад от А до Я. -2010.-№3.-С. 15-18.
  16. Дубровская Е.А.  Детское музыкальное творчество как деятельность и как продукт // Дошкольник.- 2012 .-№2. -  С. 5-9.
  17. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2003.-173 с.
  18. Жукова Г.Е. Фольклор в музыкальном воспитании детей // Современный детский сад. -2010.-№5.-С. 56-60.
  19. Зацепина М.Б. Cовременные проблемы музыкального воспитания дошкольников//Детский сад от А до Я.-2010.-№3.-С.30-34.
  20. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание дошкольника - основа его культурного развития //Современный детский сад.- №3.- 2011.-С.23-25.
  21. Зимина А.Н., Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 20-34, 77-137.                                                                                                                                                                                                             
  22. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание.— М., 1973.—С. 15.
  23. Калиуллина С. А.  Воспитание дошкольников восприятием музыки [Электронный ресурс]. http://doshkolnik.ru/musika/11116-vospriyatie.html (дата обращения 19 апреля)

  24. Комиссарова Л.Н. Дзержинская И.Л. – один из основоположников музыкального воспитания дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением.-2014.- № 8.-С.104-109.
  25. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.— М., 1982. С. 8-52.
  26. НадыроваЛ.И. Навыки пения в воспитании младших дошкольников [Электронный ресурс].  URL http://festival.1september.ru/articles/611216/ (дата обращения 19 апреля)

  27. Петрушин В.И. Музыкальная психология М.: Изд. Академический проект, «Трикста» – 2008. –193 с.
  28. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Издательство: Академия Год: 1999
  29. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ.фак-оф дошк.воспит.высш.и сред.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр « Академия»1998 .-240с.
  30. Тарасова К.В, Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание.-2001.-№11.-С. 63-72.
  31. Тарасова К.В. Дети - вне культуры? //Современный детский сад.-2011.-№3.-С. 20-22.
  32. Тарасова К.В. Основы системы музыкального восприятия// Дошкольное воспитание. – 2002. № 6. –С. 80-86 .
  33. Федорова И.В. Навыки пения в воспитании младших дошкольников [Электронный ресурс].  URL: http://50ds.ru/detsad/music/5360-navyki-peniya-v-vospitanii-mladshikh-doshkolnikov.html (дата обращения: 19 апреля )
  34. Халабузарь П.,  Попов В.,  Добровольская Н., Методика музыкального воспитания - М., 2000. – 189 с.
  35. Чернышевский    Н.   Г.   Эстетические   отношения   искусства   к   действительности.— М., 1948.— С. 88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности музыкального воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Детей с нарушением развития становится все больше. Этому много причин: от неблагоприятных экологических условий, напряженного ритма жизни до развития современной медицины, позволяющей выхаживать недон...

Особенности трудового воспитания младших дошкольников в соответствии с ФГОС

Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и про...

Консультация для воспитателей "Особенности экологического воспитания младших дошкольников"

В консультации указываются методы и приемы, а также формы работы по ознакомлению детей младшего возраста с природой....

Особенности нравственного воспитания младших дошкольников в игровой деятельности

Процесс воспитания длиннее и сложнее, когда объектом воспитания является человек, который имеет отклонения в развитии. Проблема нравственного развития детей младшего дошкольного возраста содержит широ...

Статья "Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора"

Статья ориентирована на музыкльных руководителей, воспитателей и родителей....

Музыкальное воспитание младших дошкольников

стаья для музыкальных руководителей...