Артикуляционные упражнения как средство развития звуковой стороны речи.
консультация по теме

Луцык Ольга Владимировна

Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционные упражнения как средство                                                                развития звуковой стороны речи.

        В настоящее время дети дошкольного возраста очень часто испытывают трудности в овладении родной речью. Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Речь может быть недостаточно отчетливой, чистой по звучанию. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка?

        От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.

          Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Эти упражнения способствуют выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет: подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л). Так же эти упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

 Все артикуляционные упражнения можно разделить на два вида: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как Вам не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать: «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».

Рекомендации к проведению упражнений:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт до пяти. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

• Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект. 

Разнообразить занятия Вам помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям

          Предлагаю Вашему вниманию серию артикуляционных упражнений

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи»

Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения.Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

"Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство языковой культуры речи"...

"Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи"

В консультации раскрывается цель и значение артикуляционной гимнастики, даются рекомендации по её выполнению для педагогического коллектива ДОУ. Представлены различные виды артикуляционных упражнений ...

Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300577","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"422","width":"480"}}]]...

Игры и упражнения, направленные на развитие звуковой стороны речи

Языковые игры помогают: эффективно развивать фонематический слух дошкольников, закреплять правильное произношение, воспитывать плавность речи,тренировать речевое дыхание и мышцы органов речи.Во время ...

Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи

Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи            Цели:Повышение профессиональной компетентности во...