Взаимодействие с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования
консультация по теме

Филоненко Юлия Александровна

материал для пед совета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филоненко Ю.А

Доклад для педсовета по теме «Взаимодействие с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Для определения перспектив развития взаимодействия работы с семьей, содержания работ и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.

Родителям была предложена анкета «Что вы ждете от детского сада», проанализировав которую мы увидели следующие результаты.

78% воспитанников посещают ДОУ с удовольствием и 19% по настроению. 56% родителей обсуждают эту проблему с воспитателем иногда, а 22% нет.

Причины, по которым дети посещают ДОУ:

60% - для подготовки к поступлению в школу;

55% - для развития способностей;

49% - для общения со сверстниками.

«Педагог должен является авторитетом для родителей, источником педагогических знаний. Но большинство родителей видят в воспитателе лишь человека, который должен осуществлять качественный уход за их ребенком (гулять, кормить, проводить занятия, следить за здоровьем ребенка) и хорошо подготовить ребенка к школе».

От детского сада родители хотели бы получить:

70% максимально полную информацию о ребёнке (настроение и поведение);

50% об успехах ребёнка на занятиях;

22% советы.

Трудности, которые испытывают родители при воспитании детей:

31% - трудности с организацией свободного времени;

42% - трудности с поведением (не слушается родителей, капризы);

7% - родители проявляют неуверенность в себе, (затруднения в выборе правильного наказания, отказ ребенку);

6% - отсутствие друзей у ребенка.

Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются иногда в 60%, а 32% - не обращаются, потому что:

40% считают, что ответы на свои вопросы найдут в книгах, журналах, по телевидению;

23% окажут помощь советом друзья;

45% не придают особого значения этим трудностям и справляются сами.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Основные задачи, которые мы ставим по взаимодействию с семьями воспитанников: задачи по взаимодействию с семьей.

 Форма работы с родителями:

изучение семей детей;

изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.

Индивидуальные формы работы: беседы.

Наглядно-информационные формы работы: информационно-просветительская (наглядная информация, наглядные консультации);

информационно-аналитическая (опросы, анкетирование).

Привлечение родителей к активному участию в жизни группы. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: семейные досуги, праздники, привлечение родителей к образовательной деятельности – открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество.

Просвещение родителей в области педагогики. Совместные мероприятия педагогов и родителей: тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо обеспечить взаимодействие между семьей и воспитателями. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

Существует ряд возможных затруднений педагогов в ситуациях реального взаимодействия с родителями:

- психологическая неготовность педагогов «Мне сложно общаться с родителями. Я постоянно чувствую психологический барьер между нами»;

- недостаток опыта педагогической деятельности у молодых педагогов «Многие родители старше меня, поэтому я просто не могу давать им советы»;

- недостаток компетентности педагогов «Иногда я не могу грамотно аргументировать свои замечания родителям. Мне кажется, что любое мое общение с родителями ведется на бытовом, а не научном уровне»;

- сложность выбора своей позиции в общении с родителями;

- индивидуальные особенности, как педагогов, так и родителей;

- социальный статус семей воспитанников «Иногда к нам приходит ребенок из такой семьи, где родителям простонет до него дела. С такими родителями очень трудно общаться, а тем более взаимодействовать».

Педагогам необходима психологическая поддержка в процессе общения с родителями. «Большое значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз; прикосновения) ».

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка на определенном этапе развития. При этом используются различные формы и методы: родительские собрания, наглядная информация, консультации, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д. Информацией о средствах повышения родительской компетентности (формах и методах работы с родителями) владеют все педагоги. Но можно отметить, что в своей работе педагоги используют традиционные формы, которые не всегда являются эффективными.

Третий этап предполагает индивидуальное ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На этом этапе устанавливаются доверительные отношения между родителем и воспитателем, воспитатель проявляет личную заинтересованность и желание помочь, а родитель может рассказать о волнующих его индивидуальных особенностях ребенка, попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например, от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Важные моменты:

• все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

• содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

• оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы) ;

• содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагога, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Технологии взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В публикации актуализирована проблема взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС, описаны технологии и виды  взаимодействия....

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Данная статья предназначена для воспитателй ДОУ в качестве планирования работы с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО...

Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями....

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноце...

Содержание взаимодействия ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Он...