Главные вкладки

    Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
    учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Мокеева Мариана Борисовна

    Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mokeeva_m.b._1.docx34.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

    Мокеева М.Б., методист СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский

    На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам общества и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение педагогической компетентности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо найти эффективные формы взаимодействия с семьей, чтобы родителей сделать активными участниками педагогического процесса.

    В связи с тем, что сегодня детский сад находится в режиме развития и представляет собой мобильную систему, приходится быстро реагировать на меняющиеся запросы родителей воспитанников. В зависимости от этого меняются формы работы с семьей. Для успешного взаимодействия  с родителями нашим  педагогическим коллективом были определены следующие задачи, которые представлены на экране:

    ‒  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

    ‒ Консолидировать усилия семьи и детского сада, направленные на развитие и воспитание детей;

    ‒ Создать атмосферу взаимопонимания с родителями воспитанников;

     ‒Активизировать и обогащать знания и умения родителей по вопросам психологического детей;

     ‒ Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

     В нашей ДОО выбраны основные направления взаимодействия с родителями, которые мы используем в своей работе (обратить внимание на слайд):

    • Познавательное направление. Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей знаний и практических навыков воспитания детей дошкольного возраста.
    • Информационно-аналитическое направление. Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической компетенции, установление контакта между педагогами и родителями.
    • Наглядно-информационное направление. Цель: донесение до родителей  необходимой информации в доступной форме, тактичное напоминание о родительских обязанностях и ответственности.
    • Досуговое направление. Цель: установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

    Рассмотрим основные формы работы с родителями по следующим направлениям.

    1. Познавательное направление, которое включает в себя:

    •   Родительское собрание и встречи за «круглым столом»;
    •   Консультации и индивидуальные беседы;
    •   Проектная деятельность;
    •   Семинары-практикумы;
    •   Дни открытых дверей;
    •   Гость группы;
    •   Семейные клубы для родителей;
    •   Дни самоуправления;
    •   Выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.

    Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи являются родительское собрание. Мы ушли от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения.  В предварительной подготовке мы изготавливаем памятки, приглашения на собрания, оформляем благодарности. На родительском собрании используем деловые игры, мастер-классы, видеозаписи деятельности детей, фрагментов занятий, конкурсных выступлений и других мероприятий, которые проводятся без родителей, показ презентаций о совместной проектной деятельности. Организуя таким образом родительские собрания, мы наблюдаем положительные результаты: родители стали более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. В качестве примера, можно привести следующие родительские собрания, которые прошли с использованием интерактивных форм: в I младшей – 1  группе - «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста», в II младшей группе - «Игра – забава?»; в средней группе - «Мы и природа».

    Индивидуальные тематические консультации и беседы организуются нашими педагогами с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Такие консультации проводятся не только педагогами, но и специалистами, работающими в нашем учреждении. В нашем детском саду работают  такие специалисты, как: педагог – психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель. Педагоги стремятся дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить квалифицированную помощь и совет. В этом году стали использовать в своей работе и «заочные» консультации. В каждой группе размещен ящик для вопросов родителей (Родительская почта). Читая почту, педагог заранее подготавливает полный ответ, советуется с коллегами, а в случае необходимости переадресовывает вопрос нашим  специалистам. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

    В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Организация детско – родительских проектов проводится в ДОО на постоянной основе. Любой проект включает в себя блок работы с семьей. В ходе реализации проектов, родители участвуют в создании выставок, написании мини-сочинений, конкурсов, оформлении стен – газет  и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками  педагогов в любом деле. По опыту работы мы сделали вывод, что ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. В прошлом учебном  году у нас были реализованы детско – родительские проекты. По итогам детско – родительского проекта «Мы и природа» в средней группе родителями были созданы стенгазеты  на экологическую тематику. В рамках реализации проекта по семейному воспитанию «Моя семья» в подготовительной к школе группе родители изготовили макеты на тему «Мое генеалогическое дерево» и «Семейные гербы», а в ходе проекта «Белые пятна земли» в старшей группе была организована выставка поделок детей совместно с родителями на тему «Природа Севера».

    Семинары - практикумы Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков  воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-       практикумы, которые мы начали активно внедрять в работу с родителями в прошлом учебном году. Так как в штате учреждения появились специалисты, стали привлекать их к организации и проведению таких семинаров. Интересным и познавательным для родителей был проведенный семинар «Роль развития мелкой и артикуляционной моторики в процессе формирования речи у детей дошкольного возраста», где был организован практический показ и выполнение родителями упражнений и игр на развитие мелкой и артикуляционной моторики. Родители не пассивно выслушивали рекомендации, а были активными участниками процесса. На данном мероприятии было показано сотрудничество педагога-психолога, учителя-логопеда и родителей, взаимоотношения которых происходили в духе равноправия партнеров.

    Дни открытых дверей в настоящее время приобретают широкое распространение, также они стали неотъемлемой частью в нашем учреждении. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день наши родители имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

    Сближению детей, родителей и воспитателей способствует  такая форма работы, как  – «Гость группы». Родители беседовали с детьми о профессиях, проводили мастер-классы, играли в игры. В течение учебного года гостями детского сада стали начальник пожарной части п.г.т. Балашейка – Неустроев С.В.; машинист экскаватора ЗАО «Балашейские пески» - Шван Е.А.; учитель – логопед – Степанова С.Н.

    Семейный клуб. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. В нашем детском саду создан семейный клуб по музыкальному просвещению родителей, руководителем которого является музыкальный руководитель Трифонова Наталья Викторовна. Заседания клуба для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей, а также планом работы клуба.

    День самоуправления - это мероприятие является новой современной формой работы, как для большинства детских садов, так и для нашего детского сада. Данное мероприятие направленно на вовлечение родителей в образовательный процесс. Мы считаем, что такая форма работы с родителями позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Основной целью Дня самоуправления является  привлечение родителей к образовательному процессу. Проще говоря, родители в этот день выполняют роли воспитателей. Впервые данная форма работы с родителями была реализована в старшей группе. С начала рабочего дня воспитатели-дублёры активно включились в педагогическую деятельность: вели утренний приём детей, проводили гимнастику, организовали игровую деятельность, проводили занятие по развитию речи на тему  «Фрукты», организовали прогулку на свежем воздухе, читали сказки перед сном. Родители стали активными участниками образовательного процесса, повысился уровень их педагогической компетентности. Укрепились партнёрские отношения между детским садом и родителями.

    2. Следующим немало важным направлением является информационно-аналитическое, которое включает в себя:

     ‒ Анкетирование. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. На основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности

               ‒ Сайт. Информационно-просветительские формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей. С этой целью в детском саду создан сайт для информирования родителей о деятельности учреждения, консультирования по различным вопросам, организации обратной связи.

    3. Одним из направлений работы с родителями является наглядно-информационное, которое включает в себя:

    ‒  Информационные буклеты;

     ‒ Памятки – небольшие рекомендации родителям по различной тематике.

    ‒ Информационные листы и стенды.  Педагоги используют информационные листы для доведения до родителей информации предстоящих собраниях, мероприятиях, экскурсиях;

    ‒ Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Я хочу быть здоровым», «Как приучить ребенка к книге»,  «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

    ‒ Фотовыставки, организованные в нашем детском саду, носят тематический характер. В них запечатлены самые интересные моменты проведенных в ДОУ различных мероприятий.

    4. Важным направлением является досуговое, которое включает в себя:

    ‒  Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).

    ‒  Выставки работ родителей и детей

    ‒  Совместные походы и экскурсии

    Досуговые формы организации общения устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей мы считаем эффективными, потому что воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

    Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относится проведение педагогами детского сада таких традиционных совместных праздников, как «День защитника Отечества», «8 Марта», «День матери», «Новый год», «Папа, мама, я — дружная семья». Из нетрадиционных мероприятий можно выделить праздник «День семьи, любви и верности»; досуг по изучению правил дорожного движения «Устами младенца»; спортивные развлечения «Веселые старты»; игру – квест «По следам уходящего лета» и др.

    Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). В нашем детском саду были организованы выставки «Дымковская игрушка», «Осенние фантазии», «Подарки деду Морозу», вернисажи «Моя семья», «Времена года».

    Еще одной интересной формой взаимодействия с родителями являются Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества. Так как детский сад находится в окружении лесных массивов, мы решили использовать такую возможность. В летнее время была проведена экскурсия с детьми подготовительной группы совместно с родителями «Мы – друзья природы», нацеленная на ознакомление дошкольников с окружающей природой.

    Ежегодно родители наших воспитанников вносят большой вклад в создание предметно – пространственной среды на участках детского сада. Зимой родители создают снежные фигуры, а в теплое время года создают различные постройки для игровой деятельности детей.

    Заключение

    Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия ДОО и семьи — двух важных социальных институтов социализации ребенка, дает положительные результаты. Всей своей работой педагогический коллектив нашего детского сада доказывает родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. А внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, что дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологии взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    В публикации актуализирована проблема взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС, описаны технологии и виды  взаимодействия....

    Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....

    Совместные праздники и развлечения как эффективная форма взаимодействия с родителями, в условиях реализации ФГОС ДО

    Главной и общей целью родителей и воспитателей является воспитание здорового и всесторонне развитого ребенка....

    Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

    Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образ...

    Творческая мастерская как форма взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

    Образовательная практика по взаимодействию с родителями воспитанников в форме "творческой мастерской"...

    "Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"

    С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микрокл...