Консультации для педагогов по патриотическому воспитанию
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Нагайцева Ирина Дмитриевна

Знакомство с символикой Российского государства и ознакомление детей с борьбой протиы фашистских захватчиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Знакомство с символами государства Россия».

Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна.

Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Следует отметить, что в детском саду ребята только знакомятся с текстом гимна кашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.

Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим Дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий — верность и правду, красный — отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

Герб и флаг государства — явления сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаково-символический, национально-культурный и эстетический.

Герб и флаг России самобытны и имеют глубокие исторические корни, их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Золотой двуглавый орел — это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшавших женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Отсюда ведет свое происхождение и утверждение о том, что одна голова орла смотрит на восток, а другая — на запад. Солнце восходит на востоке, совершает свой дневной путь по небосклону и заходит на западе. С фольклорными представлениями о солнце как о всевидящем оке связана трактовка образа двуглавого орла в современной военной эмблематике. Двуглавый орел зорко охраняет границы нашей большой страны.

. В качестве примерных вопросов для беседы с детьми мы предлагаем использовать следующие.

♦  Что это? (Герб России, фла9 России.)

♦   Назови   цвета  флага  нашей страны. (Белый, синий, красный.)

♦  Что означают цвета Российского флага? (Добро и красоту: белый цвет — снег, облака, синий — небо, реки и моря, красный — огонь.)

♦  Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея.)

♦  Что означает изображение двуглавого орла? (Солнце.)

♦    Что  означает   изображение всадника?     (Победу   добра   над злом.)

♦  Где можно увидеть изображение флага России? (На зданиях, машинах, самолетах.)

♦  Где можно увидеть изображение герба России? (На монетах, документах.)

♦  Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолетах? (Чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран.)

♦   Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком.)



Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙ РОССИИ

Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна.

Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Следует отметить, что в детском саду ребята только знакомятся с текстом гимна кашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.

Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим Дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий — верность и правду, красный — отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

Таково, на наш взгляд, основное содержание ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России. Определение содержания позволяет охарактеризовать те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшей группы (табл. 1)

Таблице 1

Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей старшей группы

Знания и представления

Характеристика уровней знании и представлений

Минимальный

Базовый

Максимальный

Узнавать изображение герба и флага России. Называть их: «Герб России», «Флаг России». Знать, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Иметь представления о назначении государственного герба и государственного флага

Узнает герб и флаг России, выбирает их среди изображений гербов и флагов других стран

Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Имеет представления о том. что изображение герба России можно увидеть на монетах, а флага на машинах, самолетах, что флаги украшают улицу в праздничный день.

Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орел — солнце, всадник — победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и пр.). Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб.

Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе. Традиционно уровень знаний и представлений, имеющихся у дошкольников, определяют в начале и конце учебного года. В старшей группе диагностика может быть организована следующим образом: воспитатель предлагает ребятам найти среди изображений гербов н флагов разных стран государственные символы России, затем беседует с ними. Такую работу целесообразно осуществлять индивидуально с каждым ребенком. Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными дидактическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением гербов и флагов разных стран. В качестве примерных вопросов для беседы с детьми мы предлагаем использовать следующие.

♦  Что это? (Герб России, фла9 России.)

♦   Назови   цвета  флага  нашей страны. (Белый, синий, красный.)

♦  Что означают цвета Российского флага? (Добро и красоту: белый цвет снег, облака, синий — небо, реки и моря, красный огонь.)

♦  Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея.)

♦  Что означает изображение двуглавого орла? (Солнце.)

♦    Что  означает   изображение всадника?     (Победу   добра   над злом.)

♦  Где можно увидеть изображение флага России? (На зданиях, машинах, самолетах.)

♦  Где можно увидеть изображение герба России? (На монетах, документах.)

♦  Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолетах? (Чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран.)

♦   Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком.)

В подготовительной к школе группе наряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике предполагается также их расширение и углубление. Так, дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.

Хотелось бы обратить внимание на то, что выделенный в таблицах «максимальный уровень знаний и представлений» не является обязательным, однако некоторые ребята,

проявляющие интерес к социальной действительности и способности к изучению истории, могут демонстрировать и такой уровень знаний (табл. 2).

При проведении диагностики в подготовительной группе достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов.

Необходимо подчеркнуть, что понимание символических значений, нравственных смыслов, а тем более истории возникновения, становления и развития государственных символов России представляет определенную сложность для взрослого человека, не говоря уже о маленьком ребенке. Поэтому чрезвычайно важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении. Педагогам нужно овладеть и теоретическими знаниями, и методикой ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России.

Герб и флаг государства — явления сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаково-символический, национально-культурный и эстетический.

Рисунок современного государственного герба и флага регламентируют Федеральные законы Российской Федерации.

Таблица 2

Знания и представления о государственных символах России, которые могут быть сформированы у детей подготовительной к школе группы

Знания и представления

Характеристика уровней знании и представлений

Минимальный

Базовый

Максимальный

Знать и называть государственные символы: «Флаг России», «Герб России», «Гимн России».

Знать, что цвета герба  флага, изображения на гербе обозначают добро и красоту. Иметь представление о назначении государственного герба и государственного флага. Иметь представление о правилах поведения при прослушивании государственного гимна.

Называет флаг, герб и гимн России.

Называет флаг, герб и гимн России. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орел – солнце, всадник – победу над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и пр.). имеет представление о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней поэтому в праздники вывешивают на здании флаги России, а на монетах изображают герб. Знает, когда исполняется гимн, как при этом нужно себя вести.

Называет флаг, герб и гимн России. Имеет представление о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага. Двуглавый орел означает единство и независимость страны; всадник – победу добра над злом, белый цвет – чистоту, мир; синий – верность правду ; красный – отвагу, красоту, любовь. Знает о том, что государственные символы объединяют людей и служат отличительными знаками. Определяет музыку гимна России как величественную и торжественную. Знает, когда исполняется гимн , как нужно при этом себя вести

Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России. Так, например, не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Также не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Нарушение целостности рисунка герба или флага может расцениваться как нарушение закона. Однако, соблюдая правовые основы, важно поддерживать и поощрять использование изображений государственной символики детьми в их собственном изобразительном творчестве. Например, ребенок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день. Такую информацию можно включить, например, а содержание консультации для воспитателей «Правовые основы ознакомления дошкольников с государственными символами Российской Федерации» наряду с основными положениями Федеральных законов, а также с рекомендациями, имеющимися в методических письмах Министерства образования РФ.

Отдельную консультацию следует посвятить знаково-символическим, национально-культурным и эстетическим особенностям государственных символов. Общие правила, определяющие символику, сформировались еще в эпоху средневековья. Двуглавый орел на гербе любой страны мира означает единство и независимость государства. Таково его символическое значение и на современном Российском гербе. Таковым было оно и в 1497 году, когда двуглавый орел появился на печати Великого князя Московского Ивана III. Этот символ отражал перемены, произошедшие в конце XV века: объединение русских земель вокруг Москвы и освобождение их от монголо-татарского ига. Также и белый цвет на любых гербах и флагах будет символизировать духовную чистоту. Однако определение символического значения герба или флага в целом во многом зависит от национальных традиций, культурных особенностей. Белый, синий и красный цвета Российского флага несут иное значение, нежели, например, такие же цвета французского флага. На полотнище бело-сине-красного Российского флага запечатлены представления о строении мира, принятые в русской традиционной народной культуре.

Герб и флаг России самобытны и имеют глубокие исторические корни, их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Золотой двуглавый орел — это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшавших женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Отсюда ведет свое происхождение и утверждение о том, что одна голова орла смотрит на восток, а другая — на запад. Солнце восходит на востоке, совершает свой дневной путь по небосклону и заходит на западе. С фольклорными представлениями о солнце как о всевидящем оке связана трактовка образа двуглавого орла в современной военной эмблематике. Двуглавый орел зорко охраняет границы нашей большой страны.

Как показывает практика, старшие дошкольники совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами. Дети пяти-семи лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повернутые в разные стороны.

С национально-культурными особенностями связана и эстетическая сторона государственных символов. Герб и флаг страны, как правило, отражают этические и эстетические национальные идеалы. Помимо этого, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики. Необходимо подчеркнуть, что эстетическая сторона имеет огромное значение для ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами, поскольку представления о гербе и флаге России начинают формироваться у них преимущественно на эмоциональной основе. Ребенок может рассматривать изображения российских государственных символов и на занятии, и в процессе свободной деятельности как графическое произведение.

Учитывая социально-экономическую обстановку в стране, перед педагогами и родителями стоит совсем непростая задача — сформировать у ребенка уважительное отношение к современной государственной символике России. Необходимо подойти к решению этой проблемы очень осторожно и вдумчиво. Прежде всего не стоит вдаваться в политический смысл изменений российской государственной символики в постсоветский период. Более целесообразно обратиться к истории государственных символов. Тем более

что такой подход отвечает современным направлениям в ознакомлении детей с окружающим миром Однако и на этом пути мы, взрослые. сталкиваемся с множеством проблем. Как рассказать маленькому ребенку о непростых и неоднозначных исторических событиях? Содержание элементарных исторических знаний должно быть доступно пониманию детей, но при этом иметь строго научную основу, что невероятно сложно. Ведь даже ведущие специалисты в области российской геральдики не пришли к единому мнению в вопросах ее происхождения.

Знакомя с историей происхождения Российского герба и флага, нужно помнить о ребенке, о его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии Хотелось бы предостеречь педагогов от утверждений о заимствовании государственных символов России, скажем, у Византии или Германии. Это совершенно недопустимо. Во-первых, в силу возрастных особенностей ребенок младшего школьного возраста практически любую информацию проецирует на себя. Такими заявлениями мы рискуем подорвать в нем уверенность в себе, положительную самооценку. Во-вторых, государственная символика столь специфическая область истории и культуры, что говорить о заимствованиях применительно к шей следует крайне осторожно, тем более что современная историческая наука исключает возможность прямого заимствования каких бы то ни было геральдических элементов. Однако подобные вопросы возникают постоянно и их нельзя оставлять без внимания. Представляется целесообразным провести «круглый стол» или проблемный семинар для воспитателей «История государственных символов России», в ходе, которого будут высказаны и проанализированы различные точки зрения.

Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной.    Для    ребенка    в    силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть,  выразить в рисунке или какой-либо  другой деятельности. Представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и  флага более эффективно формируются у дошкольников в процессе  практической, творческой деятельности. Особенно это актуально на предварительном этапе ознакомления с гербом и флагом нашей страны в средней возрастной группе.

 Для воспитателей необходимо провести консультацию «Взаимосвязь занятий по ознакомлению детей с гербом и флагом России и изобразительной деятельностью». Знания и впечатления, полученные на занятии, посвященном образу солнца в русском фольклоре, могут отражаться в детских рисунках на следующие темы: «Солнышко», «Сказочная Жар-птица», «Дымковский петушок».

Представления о цветах Российского флага могут формироваться не только на занятии по ознакомлению с окружающим миром, но и в процессе изобразительной деятельности: рисования белоствольной березки, зимнего пейзажа, аппликации «гроздь рябины» и других. Для воспитателей старших и подготовительных групп целесообразно провести практикум по основам геральдики. Гербы и эмблемы создаются в соответствии с правилами геральдики — науки о составлении гербов. Конечно, педагоги ни в коем случае не должны требовать от детей точного соблюдения правил, принятых в геральдике, но все же имеет смысл освоить самим и познакомить ребят с некоторыми из них. В свою очередь воспитатели смогут подготовить материалы для родителей и провести для них консультации по составлению семейных эмблем. В настоящее время такой вид деятельности  становится довольно популярным в практике работы детских садов.

Успешность ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России во многом зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива ДОУ. Задачи формирования у дошкольников представлений о гербе, флаге и гимне нашей страны сложны, но их можно решать творчески и интересно.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с борьбой нашего народа против фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

В истории нашей Родины немало примеров, связанных с высоким подъемом патриотических чувств. Особое место среди них занимает Великая Отечественная война 1941-1945 годов. День Победы отмечает не только наш народ, но и все прогрессивное человечество, так как считает своим долгом почтить память тех, кто погиб, спасая человечество от фашизма.

Большие возможности открываются в этот период для усиления патриотического воспитания подрастающего поколения. Видные отечественные педагоги указывали на важность формирования основ патриотизма в процессе ознакомления старших дошкольников с героическим прошлым нашего народа, с подвигами его героев.

Знакомя детей с началом Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов, рекомендуем воспитателям и родителям доходчиво и эмоционально рассказать, как в одно прекрасное летнее утро мирная трудовая жизнь советских людей была прервана нападением на нашу страну немецко-фашистских захватчиков. Нарушив границы нашей Родины, враги начали разрушать города и села, убивать мирных жителей. На защиту Родины поднялся весь народ. На фронт, на борьбу с фашистами из каждой семьи ушли отцы, матери, сыновья или дочери.

На захваченной врагом земле даже маленькие дети узнали это страшное слово «смерть». Они видели, как фашисты убивали наших соотечественников, слышали горький плач матерей, дочерей и сыновей, которых угоняли на немецкую каторгу.

По-взрослому, серьезно дети войны переживали боль и страдания своего народа, они жадно ловили рассказы о тех, кто боролся с оккупантами, сами вставали на борьбу с врагом.

Интересным и ярким может быть рассказ воспитателя о героизме наших воинов в жестоких битвах с фашистами. На доступном иллюстративном материале необходимо рассказать дошкольникам про подвиги наших солдат и офицеров в годы войны, их мужестве, бесстрашии, преданности Родине и своему народу. Расскажите про то, какой подвиг совершили некоторые из них. Например, сержант Вячеслав Василевский, участник битвы за Москву, он был первым среди тех, кто защитил от верной смерти своих товарищей, пожертвовал собой, грудью прикрыл амбразуру противника, потушив испепеляющий все вокруг огонь противника. Такой подвиг позже совершили 200 героев-красноармейцев, и среди них - легендарный 19-летний Александр Матросов, который грудью упал на вражеский замаскированный пулемет, чтобы обеспечить успех своему наступающему подразделению.

Необходимо рассказать про подвиг экипажа самолета, командиром которого был Николай Гастелло. В бою с фашистами самолет Гастелло был подбит и загорелся над вражескими позициями. Гастелло приказал экипажу - лейтенантам Бурденеку и Скоробогатову, старшему сержанту Калинину взять парашюты и покинуть самолет, а сам направил пылающую машину на колонну фашистских танков. Ни один из членов экипажа не пожелал оставить своего командира. Все погибли смертью храбрых, пылающей машиной уничтожив большое количество немецких танков.

А с каким волнением слушают дошкольники рассказы о мужестве наших славных медицинских сестер. Под пулями и артиллерийским обстрелом врага, рискуя жизнью, спасали они бойцов и офицеров, оказывая им помощь на месте, вынося с поля боя тяжело раненных. Часто им и самим приходилось вступать в бой с врагом.

Для конкретного художественного образного ознакомления детей с подвигами и героизмом медицинских сестер можно прочитать рассказ Л.Кассиля «Медсестра». Сводите детей в музей школы №126, где собраны сведения об Уральском Добровольческом Танковом корпусе. Пусть дети узнают о боевом пути в годы Великой Отечественной войны своих земляков-уральцев, запомнят их имена, будут горды совершенными ими подвигами.

Интересно будет дошкольникам побывать в музее Боевой Славы в Центре дополнительного образования, рассмотреть представленные экспонаты, побеседовать о них.

Старшим дошкольникам доступны рассказы о борьбе отважных партизан. Можно рассказать детям о том, что старики, женщины, подростки вставали на борьбу с фашистскими захватчиками, в глубоком тылу у фашистов вступали в партизанские отряды, не давали покоя врагу. Они пускали под откос поезда с оружием, подрывали мосты, вражеские склады, аэродромы. Фашисты очень боялись партизан. Желая их уничтожить, они организовывали карательные операции, прочесывали лес большими группами своих солдат, люто издевались над народными мстителями, попавшими им в руки, расстреливали мирное население за помощь партизанам и связь с ними. Однако партизанское движение расширялось и становилось массовым.

Хорошо в работе с детьми использовать тематические альбомы под названием «Города-герои», необходимо подключать к этой работе и родителей детей. Рассматривая с детьми во второй половине дня принесенные иллюстрации, воспитатель выясняет, что знают дети от своих близких, из передач радио и телевидения о городах-героях. Можно дополнительно рассказать о наших храбрых моряках, под беспрерывным обстрелом врага, прорвавшихся на своих кораблях в окруженный Севастополь, чтобы доставить туда оружие, еду, одежду, забрать раненных; о пережитом жителями Ленинграда - голоде, холоде в страшные блокадные дни, о мужестве, стойкости, взаимопомощи жителей города-героя на Неве.

Используя иллюстрации необходимо знакомить детей с примерами массового героизма защитников Сталинграда: 200 дней и ночей длились ожесточенные бои с врагами, закончившиеся грандиозной Победой нашей Армии.

Важно, чтобы мимо детей не прошло и то, что в Победе над врагом помогал героический труд детей в тылу. Вдохновенно и эмоционально нужно рассказать воспитателю о тяжелом изнурительном труде колхозников (стариков, женщин и детей), каждый из которых выполнял любую необходимую работу; они отдавали последнее, что имели сами, чтобы у наших воинов на фронте был хлеб и другие продукты.

На заводах круглые сутки изготавливали самолеты, танки, снаряды и другое оружие для фронта; женщины на фабриках шили одежду для воинов. Часто рабочие и работницы совсем не ходили домой: час-другой поспят прямо в цеху и опять за работу. Помогали отцам, работали за верстаками, станками и подростки, фронт и тыл были едины! Они вместе ковали Победу!

Важно донести до ребят большую радость тех дней, когда враг стал отступать, и началось освобождение захваченных им территорий. Сердечными объятиями и слезами радости встречали советские люди в городах и селах нашей многонациональной страны своих защитников. С горячей любовью всматривались дети военной поры в лица героев. Разговоры с ними были для детей наивысшей радостью. Воспитателям можно прочитать детям в этой связи произведение М.Сома «Генерал Колобок», в котором рассказывается про то, как дети любили легендарного генерала Ватутина.

Дошкольникам необходимо дать знания о том, какую великую миссию осуществляла наша Армия в освобождении народов Европы от фашистов. Много наших воинов погибло, освобождая эти страны.

Глубоко волнуют детей рассказы и просмотр иллюстраций об освобождении людей из фашистских концлагерей, где людей подвергали нечеловеческим испытаниям, изнуряли непосильной работой, травили собаками, сжигали живыми. Как велика горячая ненависть к фашистским захватчикам и гордость за воина-победителя. Наглядным примером для воспитания патриотических чувств являются рассказы о гуманных поступках наших воинов по отношению к немецким женщинам, детям, старикам.

Показывая иллюстрацию с изображением памятника воину-освободителю, что стоит в Берлинском Трептов-парке, можно рассказать о факте, который стал поводом для возведения этого монумента, про то, как ценой своей жизни русский солдат спас во время жестоких боев на улицах фашистской столицы маленькую немецкую девочку, накрыв ее собой, хотя в самый первый день войны от вражеской бомбы у него погибли мать, жена и дочка. Чтобы дать выход детским впечатлениям, чувствам после бесед, рассказов, рассматривания картин и иллюстраций рекомендуем воспитателям провести рисование по замыслу, подготовить общие выставки на тему: «Шла война народная».

Со старшими дошкольниками нужно вспомнить о том, что на защите нашей мирной, счастливой жизни стоит наша Армия, она относится с любовью к народу, хорошо оснащена и вооружена, сильная и могучая, она охраняет границы нашей Родины.

Важно также отметить, что, не смотря на то, что минуло немало лет, как закончилась война с немецким фашизмом, народы, чьи земли захватывали фашисты, не забыли про ужасы войны, не хотят, чтобы она вновь повторилась. В настоящее время, когда существует страшное ядерное вооружение, война угрожает исчезновению на земле всего живого.

Вот почему в разных уголках земного шара трудящиеся выступают против войны, борются за вечный мир. Большой вклад в дело вносит Россия. Миллионы трудящихся нашей Родины вносят свой вклад в сбережение мира.

Расскажите детям, что прошло уже 60 лет, как окончилась Великая Отечественная война. Сейчас мы готовимся встречать праздник, посвященный 61 годовщине Победы. Рекомендуем провести вместе с детьми экскурсии по праздничной улице Победы, привести детей к памятнику «Воина-освободителя», возложить цветы к его подножию, как дань уважения и памяти о его великой миссии. Рассказать, как люди встречают этот праздник, что в детском саду будет утренник, посвященный этой дате. Организовать встречи, беседы с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. Порекомендуйте родителям сходить с детьми на городской, праздничный парад Победы. Хорошо, если дети приготовят для ветеранов подарки, поздравительные открытки, сделанные своими руками, подарят цветы, выращенные в группе.

И в заключении хочется отметить, что работа по воспитанию детей не должна проводиться лишь в праздничные дни. Тема Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов, героизм, мужество, стойкость советских людей должны проходить «красной нитью» через всю работу с детьми, которая ведется в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов УГОЛОК ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В данной консультации я предлагаю параметры оформления патриотического уголка в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности...

Консультация для педагогов " Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста, на сегодняшний ...

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

 В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граж...

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в органи...