Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
консультация на тему

Елена Анатольевна Чепелева
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. 
Современная  система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx343.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Консультация для педагогов

«Особенности патриотического воспитания

дошкольника на современном этапе»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04e5/000a78ac-2e5f1d06/hello_html_m3d636872.jpg

Подготовила:

Воспитатель ВКК

Чепелева Е.А.

СЛАЙД 1

Происходящие процессы экономического и политического реформирования в современном российском обществе предполагают необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное  значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которой происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни.

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера.

Но  в  силу  последних  перемен   все   более  заметной  стала  утрата  нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В   связи   с   этим   очевидна   неотложность   решения   острейших   проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Современная  система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:   СЛАЙД 2

Экологическое:  Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое:  Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное:  Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

СЛАЙД 3

Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.  

СЛАЙД 4

 Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. СЛАЙД 5     Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. СЛАЙД 6,7     

Формирование патриотических чувств  проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.  СЛАЙД 8     Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.  Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Ведь важно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Мастер класс для педагогов

«Из настоящего в прошлое»

СЛАЙД 9     

Чувство Родины ... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.

Сейчас хочу вам предложить провести конкурс эрудитов под  СЛАЙД 10    названием  «Из настоящего в прошлое России», в которую можно поиграть как с родителями, так и с детьми ваших групп. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.  В конце состязания по количеству полученных вами жетонов, мы поприветствуем эрудита среди эрудитов.

Конкурс  эрудитов

Итак, внимание, мы начинаем!

В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству» дать понятие, что такое Родина.      СЛАЙД 11   

Задание 1: Ответь правильно (эрудиты не зевайте, на вопросы отвечайте)

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство) СЛ12    

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?   (флаг)  СЛ. 13

3.Официальная эмблема государства? (герб) СЛ. 14

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)  СЛ. 15

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)  СЛ. 16

6.Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)  СЛ. 17

10. Почему Красная площадь так называется?  («Красная» - значит красивая) СЛ. 18

11. Что означают три цвета флага? Значение цветов:  СЛ. 19

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

Белый -  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

 Задание 2: Скажи пословицу иначе  СЛ. 20

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

  • «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».   СЛ. 21

  • «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) –

«Глаза – зеркало души».   СЛ. 22

  • «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».    СЛ. 23

  • «Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) –

«Тот не ошибается, кто ничего не делает». СЛ. 24

  • «Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».  СЛ. 25

  • «Как постелешь, так и поспишь» - (гагаузская).

«Как аукнется, так и откликнется».   СЛ. 26

  • «На море много черного, но не все это тюлени» (финская).

«Не все то золото, что блестит».  СЛ. 27

  • «Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу» СЛ. 28

  • «Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарищей нет».  СЛ. 29

  • «Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская).
  • «Муж и жена – одна сатана».  СЛ. 30

Задание 3: Разгадай ребус   СЛ. 31

Ответы:

  1. Герб  СЛ. 32
  2. Гимн  СЛ. 33
  3. Россия  СЛ.34
  4. Честь   СЛ. 35
  5. Родина   СЛ.36 
  6. Москва    СЛ.37
  7. Война  СЛ.38

9. Победа  СЛ. 39


- Ну, а теперь перенесёмся из настоящего в прошлое.

Задание 4: Русский народный костюм  СЛ. 40

- Вам будут предложены вопросы, касающиеся русской народной одежды.

  • Старинный женский головной убор замужней  женщины?

(Кокошник) СЛ. 41

  • Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)   СЛ. 42

  • Украшение и оберег от сглаза на одежде?   (Вышивка) СЛ. 43

  • Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?

   (Зипун) СЛ. 44

  • Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак   или   пояс   он   был   не   только   деталью   костюма,   а опознавательным знаком, символом благородства) СЛ. 45

  • Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?

(Порты) СЛ. 46

Задание 5: Мыслительная игра «Солнышко»  СЛ. 47

Вам нужно ответить на разнообразные вопросы

  • Как в старину называли дом? (Изба)  СЛ. 48

  • В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы

(Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.) СЛ. 49

  • Какой день Масленой недели назывался Широким?

 (Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.) СЛ. 50

  • Какое   дерево   сажал   крестьянин   недалеко   от   места,       выбранного для строительства избы?

(Березу - считали счастливым деревом, верили,  что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так лее защищает от молнии.)  СЛ. 51

  •  Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?

(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)  СЛ. 52

  • Один из православных праздников? (Пасха) СЛ. 53

  • Короткая шутливая песенка? (Частушка) СЛ. 54

  • Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар) СЛ. 55

  • Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

  • Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

  • Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар) СЛ. 56

  • Население определенной стороны? (Народ) СЛ. 57

  • Отечество, страна, в которой человек родился? (Родина) СЛ. 58

  • Человек любящий свою страну? (Патриот) СЛ. 59

Задание 6: Творческое задание

Нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина.

- НУ, А ТЕПЕРЬ ПРИШЛО ВРЕМЯ ДЛЯ НАГРАЖДЕНИЯ САМОГО ЭРУДИРОВАННОГО ЭРУДИТА.  СЛ. 60

СЛ. 61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

 В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граж...

Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"

Консультация для воспитателей"Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"...

Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"

Консультация о значении патриотического воспитания в детском саду в современном мире....

Консультация для педагогов " Особенности патриотичесеого воспитания дошкольников на современном этапе."

в нашем современном мире прививать детям патриотические чувства , очень и очень важно. консультация поможет воспитателям дошкольных учреждений в их работе с детьми в воспитании патриотов нашей Великой...

Консультация для педагогов "Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"

В консультации отражены особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе....

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»

Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою стра...