Проект для детей младшего дошкольного возраста Тема: "Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего возраста"
проект (младшая группа)
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А.М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН ПРОЕКТА 1.Доклад « Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего возраста» Воспитатели: Мартиросян Э.Э. 2.Знакомство с предметно-развивающей средой во второй младшей группе. 3.Практикум «Что за прелесть эти сказки…» 4.Экскурс по выставке методической литературы и методического материала.
Детский фольклор включает в себя :
«Что такое хорошо…» Сострадание к ближнему и к слабому ; Уважение к старшим ; Бережное отношение к природе, растениям и животным ; Терпение , трудолюбие , верность слову и постоянство .
Сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть,сказание».
«Сказка от начала начинается , до конца читается , а в серёдке не перебивается».
Повторяющиеся определения : добрый конь ; серый волк ; красная девица ; добрый молодец .
Сочетание слов : Пир на весь мир ; идти куда глаза глядят ; буйну голову повесил ; ни в сказке сказать , ни пером описать ; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается ; долго ли, коротко ли…
Композиция сказки : зачин основная часть концовка
Задачи нравственного воспитания Вырабатывать нравственные требования , которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов ; Внедрять эти требования и связанные с ними представления в сознание каждого отдельного человека
Дружба побеждает зло.
ЗЛО НАКАЗУЕМО .
Положительные герои русских народных сказок
Сказка : предостерегает;
учит дружить;
наказывает слушайся старших;
высмеивает страх и трусость;
высмеивает хитрость;
трудолюбие всегда вознаграждается;
мудрость восхваляется;
забота о близком поощряется
«Не хвастай!»
«Битый не битого везёт…»
«за синие леса, за высокие горы…?»
Задачи нравственного воспитания на основе русских народных сказок Знакомить дошкольников с народными сказками и формировать у них на этой основе первоначальные представления о нравственных качествах личности; формировать положительное отношение к проявлениям нравственных качеств в поступках и действиях; развивать привычки поступать и совершать действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
Классификация сказок 1. Сказки о животных; 2. волшебные сказки; 3. бытовые сказки.
Сказки о животных «цепные» сказки
Волшебные сказки
Бытовые сказки
Особенности русской народной сказки: Увлекательность, оптимизм, образность, забавность, дидактизм.
Задачи образовательной области Вторая младшая группа Воспитывать у детей умение слушать новые сказки, рассказы, стихи следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитан- ного произведения, представляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Учить детей наизусть читать потешки и небольшие стихотворения. Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Средняя группа Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в произведении. Познакомить с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Старшая группа Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Помогать выразительно, участвовать в чтении текста по ролям в инсценировках. Продолжать объяснять доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
Подготовительная к школе группа Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Продолжать развивать интерес у детей к художественной и познавательной литературе. Обращать внимание на выразительные средства (образные слова и выражения) Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников
Чтение художественной литературы во второй половине дня Первая младшая группа – 10 минут Вторая младшая группа – 15 минут Средняя группа – 15 минут Старшая группа – 20 минут Подготовительная к школе группа – 20 минут
Инсценирование сказок средствами кино и мультфильмов Художественный фильм Мультфильм «Морозко» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Международный день детской книги отмечается 2-го апреля. Согласно решению Международного совета по детской книге, этот праздник отмечается с 1967 года в день рождения детского писателя- сказочника Г.Х. Андерсона .
Результаты анкетирования да нет 16 1 94% 6%
Решение собрания: 1.Использовать русские народные сказки в жизни ребёнка. 2. Уделять 10-15 минут для чтения сказок детям. 3. Приобретать сказки по возрасту. 4.Посещать библиотеку вместе с ребёнком.
Использование русских народных сказок в воспитательном процессе детей дошкольного возраста оказывает существенное влияние на формирование нравственных представлений, сознания, чувств, навыков и привычек поведения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-1023066-1521548240.jpg)
Проектная деятельность Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Именно народные сказки воспитывают у ребёнка патриотизм и уважение к своей Родине, народу, народному фолклёру...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-733685-1452415519.jpg)
Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1182143-1572457144.jpg)
Проект по теме: "Русские народные сказки в системе нравственного воспитания детей"
Проект: долгосрочный, практико-ориентированный, групповой...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-211725-1364059376.jpg)
Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1243739-1587646397.jpg)
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/07/picture-610632-1696699094.jpg)
Презентация "Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Среднесрочный проект в младшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761667-1456491368.jpg)
Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...