Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
рабочая программа по художественной литературе (младшая группа)

Лакоева Ольга Валерьевна

           Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

        Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания.  В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 136»

Рабочая программа для детей 3-4 лет

«Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

                                                     Составитель программы:                                

                                          Лакоева О.В.

        

Нижний Новгород

2018г.

                                Пояснительная записка

Вид кружка: Познавательно – творческий, игровой

Программа духовно-нравственного направления

Программа рассчитана для детей 3-4 лет

Срок реализации - 1 год

Продолжительность занятия - 15 минут, во вторую половину дня.

Участники кружка: Дети, родители, воспитатели.

Постановка проблемы:

Дети знают мало русских народных сказок.

Предполагаемый результат:

Реализация данного проекта позволит:

- заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;

- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям;

-привлечь родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)

Актуальность

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

                                                                                       В.А. Сухомлинский

           Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

        Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания.  В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».

        Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

        Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

        Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

        Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

        Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

        Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

        Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:

Обучающие задачи:    

-  формировать  нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

- расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

Развивающие задачи:

- развитие познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

- содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

- развитие мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;

- развивать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитательные задачи:

воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

- воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

В своей деятельности с детьми мы используем следующие формы работы со сказкой: чтение; рассказывание; пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения; настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (центра литературы).

Тематическое   планирование на 2018-2019 год по работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет).

Месяц

Тема:

Часы

1

сентябрь

Русская народная сказка «Репка», «Колобок»

1 час

2

октябрь

Русская народная сказка «Теремок»

1 час

3

ноябрь

Русская народная сказка «Маша и Медведь», «Три медведя»

1 час

4

декабрь

Русская народная сказка «Снегурочка», «Снегурочка и лиса»

1 час

5

январь

Русская народная сказка «Волк и козлята»

1 час

6

февраль

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

1 час

7

март

Русская народная сказка «Лиса и заяц»

1 час

8

апрель

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

1 час

9

май

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

1 час

10

Итого:

9 часов

Перспективное  планирование на 2017-2018 год по работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)        

Номер занятия и дата проведения

Тема занятия

Содержание

сентябрь

Русская народная сказка «Репка»,  «Колобок»

05.09.2018

Показ сказки на фланелеграфе «Колобок»

помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;

12.09.2018

Рисование по сказке Колобок во 2 младшей группе

научить детей поэтапно создавать рисунок, дополненный необходимыми деталями.

19.09.2018

Заучивание сказки «Репка»

Распределение ролей по сказке «Репка»

Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты.

26.09.2018

Инсценировка сказки «Репка»

Помочь осмыслению сказки. Учить детей говорить по ролям. Воспитывать смелость, память, пробуждать интерес к театрально – игровой деятельности.

октябрь

Русская народная сказка «Теремок»

04.10.2018

Показ настольного театра

воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему.

11.10.2018

ИГРА- инсценировка

«Весёлый теремок».

развивать коммуникативные способности детей с учетом личностного и творческого потенциала ребенка; формировать у детей интерес к театрализованной деятельности.

18.10.2018

Словесно – дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?

Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты.

25.10.2018

Театрализованная хороводная игра по сказке «Теремок»

Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Помогать разыгрывать представления, используя интонацию, мимику, жест.

ноябрь

Русская народная сказка  «Маша и Медведь», «Три медведя»

08.11.2018

Показ пальчикового театра «Маша и медведь»

Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки.

15.11.2018

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь»

 знакомство детей с русской народной сказкой “Маша и медведь”.

22.11.2018

Показ настольного театра «Три медведя»

познакомить со сказкой «Три медведя»; воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу;

29.11.2018

Физкультурное развлечение «Поиграй с Медведем»

Популяризация здорового образа жизни. Вызвать у. детей эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх

декабрь

Русская народная сказка  «Снегурочка», «Снегурочка и лиса»

06.12.2018

Чтение сказки «Снегурочка и лиса»

познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка и лиса»

13.12.2018

Распределение ролей по сказки «Снегурочка и лиса»

Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты.

20.12.2018

Разыгрывание по ролям сказку «Снегурочка и лиса»

Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки, совершенствовать умение инсценировать знакомую сказку

27.12.2018

чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Рассказывание русский народной сказки по мнемотаблице «Снегурочка»

Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»

Развивать речь детей через рассказывание сказки по мнемотаблице к сказке «Снегурочка»

январь

Русская народная сказка «Волк и козлята»

10.01.2019

чтение русской народной сказки «Волк и козлята»

Знакомство с русской народной сказкой «Волк и козлята»

17.01.2019

Рассказывание русской народной сказки по мнемотаблице «Волк и козлята»

Развивать связную речь детей через рассказывание сказки по мнемотаблице к сказке «волк и козлята»

24.01.2019

Театрализованная по сказке «Волк и козлята»

Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Помогать разыгрывать представления, используя интонацию, мимику, жест.

февраль

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

07.02.2019

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»

14.02.2019

Подвижная игра «Лиса и зайки»

Помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям.

21.02.2019

Аппликация «Избушка для лисы»

Развитие продуктивной деятельности и воплощение коллективного замысла в аппликации.

март

Русская народная сказка «Лиса и заяц»

07.03.2019

Показ сказки на фланелеграфе «Лиса и заяц»

Познакомить детей с новой сказкой. Учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию,

14.03.2019

Драматизация сказки «Лиса и заяц»

Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Помогать разыгрывать представления, используя интонацию, мимику, жест.

21.03.2019

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Развитие слуховое восприятие, поднятие слухового фона детей

28.03.2019

Викторина по сказке «Лиса и заяц»

Развивать воображение, фантазию детей, побуждать их самих к сочинительству через путешествие в мир сказки.

Поддерживать интерес к книгам и литературным произведениям.

апрель

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

04.04.2019

Чтение народной сказки «Кот, петух и лиса»

познакомить детей с новой русской народной сказкой «Кот, петух и лиса». Продолжать учить следить за развитие действий, сопереживать героям. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

11.04.2019

Игра импровизация по русской народной сказке «Кот, петух и лиса»

Развивать речь у детей.

18.04.2019

Беседа с детьми «Всем нужна доброта»

воспитывать в детях общечеловеческие ценности (доброту и отзывчивость) формировать осуждающее отношение к таким недостаткам, как равнодушие, душевная черствость, жестокость.

25.04.2019

развлечения по сказке “Кот, петух и лиса”

Расширять словарный запас детей с помощью прилагательных и глаголов, применяемых при описании внешнего вида, характера и действий персонажа – петушка. Укреплять память при запоминании песенок, прибауток, учить интонационно – выразительно воспроизводить их в процессе инсценировки. Развивать у детей понимание, какое поведение может привести к беде.

май

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

07.05.2019

чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»»

 Познакомить детей со сказкой "Гуси- лебеди", вызвать желание у детей послушать сказку еще раз.

14.05.2019

Путешествие по сказке «Гуси – лебеди»

Через игровые, проблемные ситуации воспитывать у детей положительные взаимоотношения, отзывчивость, чувство сопереживания.

23.05.2019

Игра «два гуся»

развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представления о таком домашнем животном как гусь

30.05.2019

Сказочная игра – КВН «Угадай сказку!»

Расширить, углубить и проверить знания детей по знакомым сказкам. Развивать познавательную активность. Прививать интерес к сказкам, рассказам и русскому фольклору.

                      Перспективный план работы с родителями

Месяц

Содержание

сентябрь

Анкета  «Сказка в жизни вашего ребёнка»

октябрь

Консультация «Какие сказки читать детям?»

ноябрь

Акция «Подари книгу детскому саду»

декабрь

Выставка работ детей и родителей «Я люблю сказки»

январь

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

февраль

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

март

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

апрель

Конкурс «Сочини сказку»

май

Вечер сказок

Результативность :

- Дети научились понимать смысл сказок;

- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;

- С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины;

-Занятия помогли  детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев;

- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль;

- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

По результатам диагностики видно, что работа  дала положительные результаты. Если на начало проекта доля высокого уровня -22%, то на конец проекта -76%.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка кружка позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в младшем возрасте.

Реализация кружка показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.

Литература

1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000

2. Т.А.Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей

3. Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с   дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс.

4. Литвинова М.Ф .Русские народные подвижные игры- М., Изд.центр Академия, 2002

5. Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории-М., Дошкольное воспитание, 2011

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005

7. Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993.

8. «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко

 9. Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.

10. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. –    М.:Линка-Пресс.2003  

11. Шаманская Л. Н., Козина Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. — М.: ТЦ Сфера, 2010

12. Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006

13. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: Фолио, АСТ,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком....