статья на тему " Взаимодействие с семьёй воспитанника"
статья на тему

Яковлева Ольга Николаевна

Материал о работе с семьями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении. Приоритетность направления работы с родителями, согласно ФГОС ДО. Формы работы с родителями воспитанников. Календарный план работы педагога-психолога с семьями воспитанников. Ссылки на литературные источники по тематики "работа с семьями воспинтанников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад  № 69 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Статья по теме

«Работа с семьёй»

Как одно из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения

Составлено:

Педагог-психолог ГБДОУ детский сад  № 69 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Ольга Николаева Яковлева

Санкт-Петербург

2015 год

Одним из приоритетных направлений государственной политики современной  России является стимулирование рождаемости, укрепление института семьи и воспитание ответственного родительства.

Семья-это первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности.

Модель отношений в семье закладывает основу социализации ребёнка.

Итогом выполнения функций семьи является: чувство эмоциональной защищённости у ребёнка, возможность ребёнка активно познавать мир, умение ребёнка устанавливать контакты с окружающими.

К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнять в достаточной мере эти важные функции.

Нарушение этих функций сказывается на психическом и физическом развитии ребёнка.

В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером, встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д.

                Преобразование воспитательной ситуации в семье возможно путем просвещения и обучения родителей, расширения уже имеющегося у них педагогического опыта и приобретения новых знаний, которые будут способствовать качественному изменению отношений в семье. Многие родители хотят научится лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, которые они могут  использовать на доступном им уровне.

        Родителям необходима краткая, емкая информация, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении их индивидуальных проблем.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей через распространение информации и приобретение практического опыта проходит в несколько этапов:

1.предоставление возможности  родителям  понять  поведенческие и эмоциональные проблемы ребенка (детские страхи, застенчивость, повышенная тревожность, агрессивность, возрастные изменения);

2. формирование у  родителей  умения взаимодействовать с ребенком на основе полученных знаний,  оказания помощи и поддержки ребенку, оптимальных для  его развития;

3.улучшение понимания и оценки родителями своих взаимоотношений с ребенком;

3.поддержка родителей в сложных ситуациях

Форма и методы работы педагога-психолога с родителями воспитанников:

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из  направлений в работе дошкольного учреждения является работа с родителями (законными представителями) воспитанников.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ реализуется посредством разных форм работы.

Используются традиционные и нетрадиционные формы работы. 

К традиционным формам  относятся:

коллективные: родительские собрания, групповые консультации, семинары;

индивидуальные: индивидуальные психологические консультации, беседы;

наглядные: папки «Рекомендации», стенды,  дни открытых дверей

К нетрадиционным формам  относятся:

информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, метод незаконченных предложений

наглядно-информационные формы:  

Стенд «Советы педагога-психолога», сайт «Вестюша» с фотографиями и описанием проведённого педагогом-психологом мероприятия в детском саду

Информационно-просветительские формы:

папка «Рекомендации педагога-психолога»

Методы формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к процессу воспитанию относятся:

Семинары - практикумы: анализ  и решение педагогических задач

Тренинги - игровое моделирование поведения

познавательные:  семинары-практикумы, лекции на заданную тему,    

«родительская почта» (вопросы и ответы),

досуговые:  это совместные досуги, праздники, тренинги с  элементами игры

Первичными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи является Информационно-аналитические формы.

        Основной задачей Информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых знаний, об отношении в семье к ребёнку, о запросах, интересах и потребностей родителей в психолого-педагогической информации.

        Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного образовательного учреждения, повышение эффективности воспитательно - образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы.

Анкетирование

Один из распространённых методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установка контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка

Опрос

Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью), или опосредованном (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Метод незаконченных предложений

Позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека (родительские установки), его отношение к другому человеку (своему ребёнку) и ситуации (взаимодействию с ребёнком).

         Методика «Письмо своему ребёнку»

Позволяет понять свои чувства. Взглянуть на ситуацию со стороны.

Семинары-практикумы включают в себя как информационно-теоретическую часть, основанную на разработках психологии развития, так  и практическую часть, позволяющую развивать необходимые навыки, приобретать практический опыт, исследовать собственные личностные ресурсы. В практической части используются различные игры, упражнения, задания на поиск решения педагогических задач, игровое моделирование  др. методы.

Основной целью Лекций на заданную тему является психолого-педагогическое просвещение родителей по актуальным вопросам эффективного взаимодействия родителей с ребёнком. Структура проведения лекции включает в себя: теоретическое освещение вопроса, обсуждение и ответы на вопросы родителей.

 «Родительская почта» позволяет выявить актуальные вопросы родителей для дальнейшего взаимодействия с педагогом-психологом, подготовить материал по данному вопросу.

Родительский клуб – группа родителей воспитанников, ориентированная на активную работу с педагогом – психологом в течение всего учебного года. Такая аудитория состоит из родителей воспитанников разных групп детского сада. Позволяет изменить у родителей своё отношение к взаимодействию с ребёнком с помощью ряда активных методов: лекций, игр, тестов, семинаров-практикумов, тренингов.

Индивидуальные консультации проводятся  с целью повышение родительской компетенции в  вопросах возрастной психологии, методах воспитания детей.

Папка «рекомендации педагога-психолога»  представлена в каждой группе детского сада. Целью является повышение родительской компетенции методом структурированных  инструкций к действию в конкретной ситуации.

Тренинг - групповая форма работы, направленная на решение определённых задач посредством проигрывания ситуаций.

Доклад с элементами презентации - информирование родителей о результатах исследования (диагностики)

Использование активных методов взаимодействия с родителями:

-ставит родителей в активную позицию, позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса;

-повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом;

-с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи (имеют диагностическую функцию);

-родители получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психологических знаний и навыков.

Темы работы педагога-психолога  с родителями  воспитанников

месяц

Тема

СЕНТЯБРЬ

 Информирование родителей о задачах работы педагога-психолога. Адаптация детей к условиям ДОУ. Создание «Родительского клуба».

ОКТЯБРЬ

Конфликты у детей. Значение игры в развитии личности ребёнка. Возрастные особенности детей. Готовность к школе: понятие, критерии. Тренинг (родители и дети)

НОЯБРЬ

Агрессия у детей. Причины. Профилактика. Особенности гипперактивного ребёнка. Влияние семьи на развитие личности ребёнка. Тренинг (родители «клуба»)

ДЕКАБРЬ

Кризис трёх лет. Как его пережить, сохранив с ребёнком доверительные отношения? Тренинг (родители и дети)

ЯНВАРЬ

Причины  непослушания ребёнка. Дисциплина с любовью

Как привить ребёнку дисциплину

ФЕВРАЛЬ

Техника «активного слушания». Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.

МАРТ

Неврозы, тревожность и страхи у детей. Причины. Профилактика. Тренинг (родители и дети)

АПРЕЛЬ

Техника «Я-ты сообщения» Тренинг: (родители «клуба») «Моделирование поведения в отношении с ребёнком»

МАЙ

«Детская ложь. Причина. Что делать родителю, если ребёнок лжёт» Игры с песком и водой. Разнообразие игр и их терапевтический эффект.

ИЮНЬ

Профилактика «Я и мой малыш» «Адаптация. Как её облегчить» (день открытых дверей вновь поступающим детям) Игровой тренинг.

Реестр избранных статей из справочника педагога-психолога по теме «работа с семьёй»

Год    

Название статьи

2011

1

Семинар-практикум с родителями и детьми 5-6 лет «Играем вместе с детьми»

2011

2

Исследование взаимосвязи детско-родительского взаимодействия и положения дошкольника в группе сверстников

Методики: «Взаимодействие родитель–ребенок», «Секрет», «Два дома». Анализ результатов по опроснику И.М. Марковской. Определение социометрического статуса дошкольников. Типы социометрического статуса. Популярные и непопулярные дети.

2011

4

Организация взаимодействия педагога-психолога с родителями в условиях семейного клуба «Пчёлка»

Организация и структура работы Клуба. Примерная программа встречи с родителями. Образцы анкеты и опросного листа.        Степаненко Н.М.

2011

6

Родительское собрание «Семья глазами ребенка»

Своеобразие родительского собрания-студии. Этапы собрания. Конспект родительского собрания

2012

2 и

3

Методика «Родительское сочинение»

Диагностика особенностей родительской позиции и типа семейного воспитания, выявление особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Три группы параметров анализа сочинения. Интерпретация результатов обследования.   Карабанова О.А.

2012

3

Родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей» Конспект родительского собрания. Анкета для родителей.

2012

4

Исследование эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (методика ОДРЭВ)

Характеристики детско-родительского взаимодействия. Валидность методики. Процедура проведения обследования. Текст опросника ОДРЭВ. Захарова Е.И.

2012

5

Тренинговая программа по гармонизации детско-родительских взаимоотношений

Лучшая разработка тренинговой программы для родителей среди педагогов-психологов ДОУ г. Альметьевска    Мудрых Р.Н.

2012

6

Организация и проведение педагогом-психологом родительских собраний.Основные функции психолога, ведущего работу с группой родителей. Этапы подготовки к родительскому собранию. Общие требования к построению взаимодействия психолога с родителями. Приемы активизации творческого потенциала родителей в условиях группы. План работы родительского клуба

2013

8

Тренинг для родителей «Стили семейного воспитания»         Сидельская О.А.

2013

7

Родительский клуб «Учимся общаться с ребёнком»               Кукушкина М.В., Вжесинская Т.Н.

2013

7

Психолого-педагогический семинар-практикум «Школа молодых родителей» Бирюкова Т.М., Кириллова Ю.В.

2014

1

Формирование детско-родительских отношений в ДОО

План работы родительского клуба "Семь Я". Содержание и структура встреч. Сценарий встречи "В гостях у Деда Мороза" Айкашева Т.В.

2014

4,5

Анализ семейной истории в психологическом консультировании (семейные стереотипы, правила, границы) - №4 (мифы и стабилизаторы) - № 5 А.В. Фокина

2014

5

Диагностика привязанности ребёнка к матери Е.А. Нечаева

2014

5

Родительское собрание-диспут «Стили воспитания в семье и личность ребёнка, или Что посеешь, то и …» С.Ю. Прохорова, Е.Б. Хижова

2014

8

Диагностика детско-родительских отношений: проективный тест «три дерева».               А.З. Губайдуллина

2014

9

Родительские запреты (тренининг-беседа с родителями)                  Н.Ю. Филимонова

2014

10

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей     С.Н. Клёмина

2015

1-3

Программа «На пороге школы» для детско-родительской группы  М.Н. Фоминова

2014

4

Игровое взаимодействие с детьми  в ДДО  Н.В.Устинова

2015

2

Психодиагностические методики оценки привязанности ребёнка к родителям Д.В. Иноземцев

2015

2

Взаимодействие с ребёнком в ситуации развода родителей                 А. В. Сорин

Литература

 для педагога-психолога:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
  2. Гарбузов В.И. От младенца до подростка. Размышления о развитии и воспитании ребёнка. СПб.: Респект, 1996 г.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком КАК? М.:  MASSMEDIA, 1995 г.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. ТАК. М.: ACT, Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 г.
  5. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. СПб.: Тускарора, 2000 г.
  6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009 г.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 г.
  8. Как предупредить отклонения в поведении ребенка А.И. Захаров Москва «Просвещение» 1986 г.
  9. Детские страхи (решение проблемы в условиях детского сада) Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова Москва 2008 изд. Аркти Лаборатория Антона Маниченко 2010 г.
  10. Лжёт ли Ваш ребёнок? Е. Герасина Изд. АСТ Москва 2006 г.
  11. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников В.Я. Зедгенидзе Изд. Айрис пресс М 2005 г.
  12. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду И.Л.

Арцишевская Изд. Книголюб М.2004 г.

  1. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта В.Г. Каменская Изд. Детство пресс СПб, 1999 г.                    14.«Конфликтные дети» Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова Изд. «Эксмо»,  Москва 2010 г.

     15.Если у ребёнка страхи Е.И. Шапиро Изд. Детство пресс СПб, 2011 г. Детские страхи (решение проблемы в условиях детского сада) Т.В.  Бавина, Е.И. Агаркова Москва 2008 г.  изд. Аркти

  16. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет Автор-составитель Е.В.Шитова, Волгоград, изд. «учитель» 2009 г.

17. Также избранные статьи из справочника педагога-психолога  

Литература для родителей воспитанников:

  1. Гарбузов В.И. От младенца до подростка. Размышления о развитии и воспитании ребёнка. СПб.: Респект, 1996 г.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, как? М., 2005 г.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так. М., 2010 г.
  4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1999 г.
  5. Ступени общения от года до шести Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова Москва Ингор 1996 г.
  6. 10 законов воспитания ребенка Ирина Маниченко Группа авторов Леванов, Волошина, Плешаков, Соболева, Телегина, 2-ое издание Изд. Питер 2009 г.
  7. 10 секретов воспитания И. Маниченко Изд. Умница 2011 г.
  8. Воспитываем ребёнка без окриков и упрёков Н.С. Резникова Изд. Мой мир Москва 2008 г.
  9. «Расти, первоклашка» Энциклопедия для родителей под ред. Профессора М.М. Безруких Москва, Эксмо, 2010 г.
  10. У нас разные характеры... Как быть? Ю. Б. Гиппенрейтер АСТ Москва 2013 г.
  11. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своём ребёнке. Тесты Л. Матвеева, И. Выбойщик, Д. Мякушкин Москва «АСТ-ПРЕСС» 1997 г.
  12. Спокойной ночи, малыш! Л. Образцова АСТ сова Москва Петербург 2006 г.
  13. Популярная психология для родителей Под ред. А.С. Спиваковской Союз СПб, 1997 г.
  14. Я сама воспитываю ребёнка Г.Е. Коляда Минск 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьёй".

В статье описаны варианты форм взаимодействия инструктора по физической культуре в детском саду с родителями....

Взаимодействие с семьёй воспитанников в коррекционной работе учителя-логопеда.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию  с родителями в коррекционном процессе в современных условиях....

Планирование взаимодействия с семьёй воспитанников.

Планирование взаимодействия с семьёй воспитанников....

Статья на тему: "Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьёй"

Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье.Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”.Здоровая семья – здоровая на...

План работы по взаимодействию с семьёй воспитанников

Установление отношений партнерского сотрудничества с семьей....

Статья: «Современные формы взаимодействия с семьёй»

Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного про...