Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
материал (младшая группа) на тему

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sob_samostoyatelnost.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида»

Конспект родительского собрания в младшей группе

Тема:

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

 

Разработала и провела

Воспитатель:

Павлова Татьяна Александровна

  

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!»

(Рассказывает ребенок)

Давай будем одеваться...
Я сама! Я сама!
Пойдём, будем умываться...
Я сама! Я сама!
Ну идём, хоть причешу я...
Я сама! Я сама!
Ну давай хоть покормлю я...
Я сама! Я сама!

Что такое самостоятельность? Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно.

Ситуация для анализа

Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам, сам!

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

Вопросы:

  1. Правильно ли поступила мама? И почему?
  2. Бывают ли подобные ситуации у вас?
  3. Как вы выходите из них?

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами.

  • Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?
  • Как вы считаете?
  • Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

 Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Стихотворение «Взрослым»(М. Шварц)(Рассказывает ребенок)

Я в своей родной квартире
Как на слyжбе строевой.
Командир на командире ...
Я один здесь рядовой!Всем я должен подчиняться:
По приказy - одеваться,
По приказy - yмываться,
Ровно заправлять кровать.
По команде - есть садиться,
По заданию - yчиться,
По режимy - спать ложиться,
По бyдильникy - вставать!Теперь вам ясно, почемy
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моемy,
ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!

А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили? (Родители делятся опытом)

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?»
Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы (совместно с родителями)

  • Мыть руки, засучивая рукава;
  • мыть лицо, не разбрызгивая воду;
  • правильно пользоваться мылом; не мочить одежду;
  • сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
  • одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
  • замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
  • правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. если забыл убрать обувь на место, будешь её искать, не повесила аккуратно платье — будешь ходить в мятом. Труд по самообслуживанию требует не сложной, но чёткой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное, продолжительное, систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. К четырем годам стремление к самообслуживанию угаснет, если его не поддерживать. Дитя будет охотно и послушно протягивать руки и ноги, одевающему его взрослому и будет очень возмущён, если вы его попросите сделать что-то самостоятельно: Почему это вы стали от него требовать что-то? Возможна не одна истерика. А в возрасте 7-9 лет, он начнёт уклоняться от выполнения ваших поручений, поэтому уместно вспомнить пословицу: Посеешь привычку — пожмешь характер, посеешь характер – пожмешь судьбу.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще научатся. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?

Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «молодец» или «неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В возрасте 3-4 лет дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности.

Для родителей:передавая флажок,отвечают на вопрос «В чем мой ребенок самостоятелен»

Видеофильм

 Решение родительского собрания

• Создать для ребенка необходимые условия для развития самостоятельности

• Не ругать ребенка если у него что - то не получается

• Относиться к ребенку, как ко взрослому члену семь, проявлять к нему терпимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания во II младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.Решение проблематичных ситуаций.Совместная деятельность с ребенком....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Формирует у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.                                ...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Формирует у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.                                ...

«Нетрадиционное родительское собрание (круглый стол) на тему: "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"»

Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи:1.Формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.2. Развивать интерес к познанию своего ребенк...