Логико – математическое развитие детей в процессе игр с блоками Дьенеша.
методическая разработка на тему

Кислякова Галина Михайловна

общая характеристика работы с блоками Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kislyakova.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Логико – математическое развитие детей в процессе игр с блоками Дьенеша.

Автор – Кислякова Галина Михайловна,  воспитатель МБДОУ № 62 «Родничок»  г. Северодвинска.

     Одна из основных задач дошкольного образования – логико – математическое развитие ребенка. Математическое развитие дошкольников  включает  в себя не только обучение  навыкам счета, умению решать арифметические задачи, но и способности  видеть, открывать  свойства, отношения, зависимости. Под логико-математическим развитием дошкольников, по определению Шаталовой Е. В., можно понимать «сдвиги и изменения в познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» (1).

    З.А.Михайлова  в содержание логико - математического развития детей  дошкольного возраста включает следующие компоненты: «свойства (форма, цвет, количество, размер, расположение в пространстве); отношения (подобия, порядка, части и целого); логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества)» (2)

      Логические блоки Дьениша – это уникальный по своим возможностям дидактический материал для развития у дошкольника логико-математических представлений и умений.

Он разработан венгерским психологом и математиком З. Дьенишем

«Логические блоки» состоят из 48 объёмных геометрических фигур, которые различаются по цвету, форме, размеру, толщине.

По цвету: красный, жёлтый, синий

По форме: круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный

По размеру: маленький, большой

По толщине: толстый, тонкий

В плоском комплекте 24 фигуры. Он называется «Логическими фигурами». Различается тремя свойствами: цвет, форма, размер.

Для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков  и  карточки с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность  к замещению и моделированию свойств. Эти умения развиваются в процессе выполнения разнообразных игровых действий. Так подбирая карточки, которые рассказывают о цвете, форме, размере или толщине блоков дети упражняются в замещении и кодировании свойств; в процессе поиска блоков со свойствами указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них, выкладывая карточки, которые рассказывают о всех свойствах блока создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно-логическому мышлению.

Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями важными, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Более того – закладывается в сознание малышей элементарная алгоритмическая культура мышления, развивается способность действовать в уме.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по двум свойствам (цвет-форма, форма-размер, размер-толщина). Несколько позже – по трём свойствам (цвету, форме и толщине; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём (цвет, форма, размер, толщина). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учётом возможностей детей.

Например, дети строят дорожки от домика медведя, чтобы помочь  Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством); другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами); третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру (оперирование тремя свойствами).

Или такой вариант, построить дорожки между домиками двух поросят, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или рядом одинаковые по форме, но разные по размеру, или разные по толщине, но одинакового цвета.

Можно использовать (это зависит от возраста и развития ребёнка) не весь комплект, а какую-то его часть (например, 12 штук). Это блоки разные по цвету и форме, но одинаковые по размеру и толщине.

Затем 24 штуки – это разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине. И конце – полный комплект – 48 штук. Чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а,  значит, и сравнивать и классифицировать и обобщать.

Начать игры и занятия с блоками можно с элементарного. Например, перед ребёнком выкладывается несколько фигур, которые надо запомнить. Затем, одна из фигур исчезает или меняется на новую, ребёнок должен заметить изменения.

Прежде, чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками, дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер и толщину. После такого самостоятельного знакомства, можно перейти к играм и упражнениям.

Игры и упражнения с логическими блоками, вы можете предлагать детям как на занятиях (часть занятия), так и в свободные часы (в детском саду или дома).

Список литературы:

1. Шаталова Е. В. Интеграция логико-математического и речевого развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности. http://festival.1september.ru/articles/635172/

2.Математика до школы / Авт- сост.: А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2006.

3.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. – СПб.:  Акцидент, ДЕТСТВО –ПРЕСС, 1997

4. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников./ Авт- сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М.Кларина. З.А. Серова. – СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2006.

5. З.А.Михайлова, И.Н. Чеплашкина, Т.Г. Харько. Предматические игры для детей младшего дошкольного возраста. -  СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".

В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....

Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша палочек Кюизинера

Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша  палочек Кюизинера...

Мастер-класс для педагогов "Блоки Дьенеша в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов, с целью оказания помощи по внедрению учебного пособия "Блоки Дьенеша" в развитие логико-математического мышления и ФЭМП детей младшего и старшего дошкольного возр...

Технология логико-математического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием Логических блоков Дьенеша

В данной презентации я делюсь своим опытом использования пособия Логические блоки Дьенеша, которое открывает безграничные просторы для развития у детей логического мышления, основ математики, речи, мы...

Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...