ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША» В ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Григорьева Александра Михайловна

Использование блоков Дьенеша на занятиях математикой в ДОУ и  дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_temu_bloki_denesha.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ  НА ТЕМАУ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША» В ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

           

"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать."
                                 Я.А. Каменский

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Окружающий мир сегодня переполнен условными знаками и символами. Установлено, что чем более развита символическая функция сознания ребенка, тем богаче для осмысления и познания становится окружающий мир (Л.А. Венгер, М.В. Крулехт, Л.А. Парамонова, О.В. Дыбина и др.). Человеку сегодня, для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять свою творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно самосовершенствоваться.

            Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Главное - создать условия для самостоятельного поиска детьми решения задач, не предлагать при этом никаких готовых способов, образцов решения. Помочь ребенку овладеть такими мыслительными умениями, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Такие умения позволят легко осваивать новое, развить самостоятельность и активность мышления. Реализовать поставленные перед педагогом задачи развивающего обучения можно с помощью оригинальной системы игровых упражнений, основанных на применении универсального дидактического материала – палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша, игр Воскобовича и игры - головоломкиГлавное назначение этих игр- развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Логические блоки Дьенеша позволяют формировать в комплексе все важные для математического развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Работа с блоками Дьенеша  поможет ребенку перейти от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению; научиться оперировать несколькими свойствами предметов одновременно; научиться моделировать разные множества с заданными свойствами; понять сложные логические отношения между множествами.

         Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально математических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логико-математического мышления, способность «действовать в уме».

         Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Наиболее эффективными средствами развития мыслительной активности являются палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры головоломки.

Применение в работе нестандартных дидактических игр, требует разработки некоторых этапов при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определенные цели и задачи.

Этапы знакомства детей с новой игрой

1 Этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 Этап: Собственно игра.

Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

· Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов

· Развивать пространственные отношения

· Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

· Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Игры и упражнения применяются в определенной системе. Постепенно игры усложняются как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. 

Логические блоки Дьенеша (Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш).– абстрактно-дидактическое средство, являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики. Знакомство детей с логическими блоками проходит в несколько этапов. На начальном этапе работы, прежде чем приступить к играм, мы предоставляем детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Цель.

1. Показать возможность разнообразных манипуляций с блоками в различных видах деятельности.

2. Установить, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), использование их при решении развивающих задач по сенсорному развитию.

Мы рассматриваем три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений:

- первая группа – для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

- вторая группа – для развития умений сравнить предметы по их свойствам;

- третья группа – для развития способностей к логическим действиям и операциям.

В играх и упражнениях решаются конкретные задачи:

- развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер, толщину;

- помочь освоить первые представления о замещении свойств знаками – символами;

- учить строго следовать правилам при выполнении действий;

- развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум, трём свойствам;

- сравнивать предметы по заданным свойствам;

- развивать внимание, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;

- развивать классификационные способности к анализу, сравнению, обобщению.

В играх и упражнениях для детей подготовительной группы ставятся более сложные задачи:

- развить умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам;

- развить умение производить логические операции «не», «и», «или»;

- учиться кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов;

- развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Приёмы и методы работы:

- игры и упражнения подбирались по принципу дидактики от простого к сложному; игры первого варианта развивают умения оперировать одним свойством, второго варианта двумя свойствами, игры третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами;

- в зависимости от возраста детей, используется не весь комплект логических блоков, а какая-то его часть, сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине и т.п.

- учитывать индивидуальные особенности детей, приступать к более сложной игре тогда, когда самостоятельно справляются с заданиями в предшествующей игре;

- использование карточек-свойств переход от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

 Набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый), форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами, в наборе нет фигур, одинаковых по всем свойствам.

Начинать играть можно уже в раннем возрасте: в 1-2 года подойдут простые игры на сортировку элементов по форме, цвету, размеру, толщине. Предложите ребенку выбрать все красные элементы. Или все круглые. Можно попросить ребенка найти фигуры, такие же по цвету, но иной формы, или размера, или цвета. Возьмите мишку, куклу, зайца и попросите малыша распределить между ними "пирожные", чтобы у мишки были все красные, у зайца - все большие, а у куклы - все тонкие. Обращайте внимание ребенка, что некоторые фигуры подойдут сразу нескольким "гостям".

С помощью блоков можно также развивать и конструктивные способности ребенка, строя из предложенных элементов схематичные изображения знакомых ему с детства предметов и игрушек - зайчика, мишки, человечка, машинки, ракеты и т.д.
Постепенно задания можно усложнять.

Основная цель использования предлагаемых логических блоков - научить дошкольников решать задачи на выявление свойств и группировку предметов. Помимо этого материал, состоящий из 48 различающихся фигур, поможет развить речь, мышление и математические представления. Играя в интеллектуальные игры с блоками, дети в дальнейшем смогут успешно овладеть математикой и информатикой. Игры и упражнения универсальны - вы можете предложить их детям на занятиях и в свободные часы, в детском саду и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"

Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Представление опыта работы по формированию   логического   мышления у  старших  дошкольников  в  процессе математического  развития  через использован...

Мастер-класс для педагогов "Использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в разных направлениях образовательной деятельности с детьми"

Опыт работы по использованию дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в разных направлениях образовательной деятельности с детьми....

Мастер-класс для родителей «Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для развития детей дошкольного возраста»

Цель: Знакомство родителей с «Логическими блоками Дьенеша», «Палочками Кюизенера» и использование их как игрового материала в работе с детьми...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Конспект занятияпо формированию элементарных математических представленийс использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»«МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ БОЛЬШОГО ГОРОДА&raqu...

Мастер-класс: "Вариативное использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.В изменяющихся условиях современного общества жизни непре...