"Возрождение культурных традиций русского народа"
проект на тему

Пояснительная записка

 Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому  приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них  фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozrozhdenie_kult_traditsiy_rus.naroda.docx524.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка» п. Пурпе Пуровского района

Возрождение культурных традиций русского народа

    Старший воспитатель: Ишпаева С.Е.

2013-2014 гг.

Пояснительная записка

 Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому  приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них  фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства

Тип проекта: творческий.

Срок реализации проекта: один год                                                         

Участники проекта:

  1. Дети старшей и средней  группы;
  2. Родители;
  3. Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры.  

Объект исследования:  русские народные календарные праздники.

Актуальность:

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток замечаем, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них  фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.

Цель проекта

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи проекта:

  1.  познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные  времена года: «Осенины», «Зимние святки»,  «Коляда», «Сороки»,  «Масленица», «Пасха»;
  2. вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки. Знакомство с обрядами народных празднований.
  3. развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
  4. воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы:

  1. Непосредственная образовательная деятельность.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
  4. Участие в игровой деятельности.
  5. Самостоятельная деятельность.
  6. Проведение ситуативных бесед.
  7. Заучивание стихов и песен.
  8. Организация выставки работ «Русское народное творчество».
  9. Организация и проведение мероприятия совместно с родителями «Ярмарка».
  10. Подведение итогов проекта.

Методы и приёмы:

  1. Наблюдения;
  2. Беседа;
  3. Сбор информации;
  4. Работа с литературой;
  5. Обработка собранной информации;
  6. Творческая работа.

Содержание работы:

Осуществление проекта по основным видам деятельности

Познавательная деятельность:

  1.  «В гостях у хозяйки»
  2.  «Как на Руси весну встречали»
  3.  «Как на святки в вечерок девицы гадали»
  4.  «Собран с поля урожай…»
  5.  «Традиции и обряды русского народа»
  1. Совместная деятельность:
  1. наблюдения за изменениями в природе
  2. создание уголка «Русской избы»
  1. Беседы:
  1. « Что нам осень принесла»
  2. « Рождественские святки»
  3. «Коляда»
  4. «Сороки»
  5. «Праздник масленицы»
  6.  «Пасхальные атрибуты»

Игровая деятельность:

  1. Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»
  2. Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
  3. Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»

Художественная деятельность:

Рисование

  1. « Осенняя березка»
  2.  «Праздник у зверят, рождество в лесу»
  3. «Солнышко – колоколнышко»
  4. «Масленица – барыня!»
  5. «Пасхальное яйцо»
  6. « Во поле береза стояла»

Аппликация:

  1.  «Осенний ковер»
  2. «Игрушки для зверят на рождество»
  3. «Барышня на масленице»

Лепка:

  1.  «Пасхальный кулич»
  2. «Дымковский козлик на ярмарке»
  3.  «Овощи с грядки»
  4.  «Блинчики для зайчат»

   Трудовая деятельность:

  1. «Кукла из соломы»
  2. «Рождественские подарки».

Выставки совместного творчества детей и родителей:

  1. «Барышня Осень»
  2. «Пасхальные куличи и яйца»
  3. «Масленица-кривошейка»
  4. «Зимняя фантазия»

Музыкальная деятельность:

  1. Музыкальные занятия
  2. Совместная деятельность:
  1. Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
  2. Игра на шумовых народных инструментах.

Развлечения:

  1. «Осенины»
  2. «Рождественские колядки»
  3. «Масленица»
  4. «Вот и лето к нам пришло!»

Заключение:

- Проведение совместного мероприятия с родителями и детьми «Ярмарка»;

- выставка работ «Русское народное творчество»;

- Оформление презентации проекта.

Ожидаемые результаты:

  1. Устойчивый интерес к культуре русского народа.
  2. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
  3. Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Оценка результатов проекта

  В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты:

  1. Обновлена  предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Русь обрядовая, Русь сказочная…», в котором собраны предметы быта, олицетворяющие  Древнюю Русь;
  1. сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории календарных праздников русского народа;
  1. создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;
  1. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа»

Актуальность данного проекта заключается в том , что каждый человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной ку...

Анкета "Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа"

Уважаемые родители!Предлагаем  ответить на вопросы анкеты, которые помогут узнать о Вашей осведомленности  о народных традициях, связанных с историей русской тряпичной куклы.https://quick.a...

Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа.  Проек...

Презенация «Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа».

В презентации представлен продукт   проектной деятельности. Описаны виды деятельности детей по образовательным областям....

Творческий ПРОЕКТ « Календарь тряпичной куклы в возрождении народных культурных традиций русского народа»

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и...

ПРОЕКТ « Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа» Для детей 5-6 лет

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа ра...