ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
методическая разработка на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее все стороны речевой деятельности: и фонетико-фонематическую, и лексико-грамматическую, и связную речь. Словарный запас детей с ОНР ограничен обиходом, навыки составления всех видов рассказов не сформированы. Многие специалисты по исследованию речи детей (В.К.Воробьева, Б.М.Гриншпун, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева и др.) подчеркивают, что полноценное овладение детьми с ОНР всеми компонентами речевой деятельности возможно лишь в условиях целенаправленного обучения. С этой целью специалистами в области логопедии и дефектологии разработаны специальные коррекционные программы и методики.

  Многочисленные исследования доказали, что одним из основных принципов дошкольной (а особенно, коррекционной) педагогики является принцип наглядности. «Зрение среди чувств занимает самое выдающееся место» ,- писал великий педагог Я.А.Коменский. Постижение окружающего мира, обогащение словарного запаса, развитие связной речи невозможны без визуального материала.

  Развивать речь дошкольников с ОНР в процессе их приобщения к отечественным и мировым ценностям средствами музея, формируя при этом основы художественной и визуальной культуры, а также духовно-нравственные понятия призвана музейно-педагогическая программа Б.А.Столярова «Мы входим в мир прекрасного».

  Музейная педагогика – еще достаточно молодая отрасль педагогической науки. Сам термин был введен в научный оборот в конце XIX века в Германии и связан с именами А.Рейхвена, Г Фройденталя, А.Лихтварка, разрабатывавшими рекомендации для работы в музее с детьми. А.Лихтварк первым предложил подход к посетителю музея как к участнику диалога. Именно на этот подход мы опираемся сейчас, используя произведения искусства как средство развития речи у дошкольников.

  Используемая мною в работе программа «Мы входим в мир прекрасного» является частью многоуровневой музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», которая была разработана коллективом, состоящим из музейных работников, работников дошкольных учреждений и школьных учителей, в начале 90-х годов ХХ века. Особенно привлекательна она для работы с дошкольниками с нарушением речи тем, что:

-разработана специально для дошкольников;

-ориентирована на освоение детьми лучших образцов отечественного и мирового искусства, которое рассматривается как неотъемлемая часть духовной культуры народа;

-направлена на интеграцию в решении задач в области познавательного и речевого развития дошкольников ( интеграция познавательного, речевого, духовно-нравственного и художественно-эстетического развития);

-подразумевает развитие детей на основе музейных подлинников в условиях организации педагогического процесса в музейной среде.

  Как и любая педагогическая деятельность, музейная педагогика строится с учетом основных дидактических принципов.

  1. Принцип наглядности.

Как уже было сказано, без наглядных демонстрационных материалов практически невозможно в полной мере организовать качественную работу по развитию и коррекции речи детей. В качестве наглядного материала используются репродукции картин русских и зарубежных художников( как на бумажной основе, так и демонстрируемые с помощью интерактивного оборудования); схемы и картинные планы; изображения скульптур и архитектурных сооружений и т.д. В музейном пространстве – это оригиналы произведений живописи и скульптуры; во время целевых прогулок – скульптуры и архитектурные сооружения.

  1. Принцип учета возрастных особенностей.

 Программа «Мы входим в мир прекрасного» ориентирована на детей старшей и подготовительной групп детского сада, что, по мнению авторов, наиболее соответствует особенностям возрастной психологии детей 5-6 лет и традициям мировой практики. Возраст детей учитывается при подборе тем, материала и методов работы.

  1. Принцип активности в усвоении музейного наследия.

 По исследованиям психологов, на слух дети усваивают только 20% информации, на взгляд – 30%, в процессе проговаривания – 70%, путем индивидуальных действий – 90%. Следовательно, наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности ребенка. Поэтому особое значение приобретают дидактические игры (в том числе, в музейном пространстве), умение задавать вопросы и отвечать на них, упражнения по раскрашиванию репродукций, складыванию разрезных картинок с их изображением и т.п.

  1. Принцип доступности.

 Планируя занятие с использованием музейно-педагогических средств, необходимо подбирать материалы, которые связаны с вещами и событиями, знакомыми детям из повседневной жизни, содержание которых они могут понять и обсудить с педагогом. Кроме того, материал должен располагаться в доступном для рассматривания и действий с ним месте( в том числе, это должно учитываться при формировании развивающей среды в группе).

  1. Принцип от простого к сложному.

  Материал должен подаваться с нарастанием сложности, от рассматривания 1-2 произведений искусства – к увеличению их числа; от описания одной картины – к сравнительному описанию двух и более; от плоскостных изображений – к объемным, от минимума информации – к пониманию достаточно сложных вещей.

Итак, музейная педагогика, зародившаяся в конце XIX века, сейчас успешно развивается в России. Следуя основным общедидактическим принципам, она привносит в их реализацию новые моменты, обусловленные своей спецификой. Средства музейной педагогики возможно применять в группах для детей с ОНР, направляя их на развитие словарного запаса и самостоятельной развернутой фразовой речи детей, что особенно важно для дошкольников с речевой патологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны  речи детей старше...

Анализ эффективности реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ «Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи»

    В логопедической группе для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития дет...

Использование игровых моментов при проведении артикуляционной гимнастики в группе для детей с нарушениями речи

Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывает дефектное произношение звуков.  Формирование правильного звукопроизношения – долгий и трудоёмкий процесс для всех его участников: для учителя-...

Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи

Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольног...

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Рабочая программавоспитания и обучения детей с нарушениями речи5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленностив условиях логопункта...

Рабочая программа в средней группе для детей с нарушением речи

содержит актуальность, цели и задачи рабочей программы. Перспективный план работы по образовательным областям....