Использование игровых моментов при проведении артикуляционной гимнастики в группе для детей с нарушениями речи
презентация по логопедии на тему

Мякишева Виктория Игоревна

Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывает дефектное произношение звуков.  Формирование правильного звукопроизношения – долгий и трудоёмкий процесс для всех его участников: для учителя-логопеда, для детей, для родителей. В работе логопеда над правильным звукопроизношением основным инструментом является артикуляционная гимнастика.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровых моментов при проведении артикуляционной гимнастики в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Слайд 2

В последнее время возросло количество детей с общим недоразвитием речи, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя языка, фонетики.

Слайд 3

Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывает дефектное произношение звуков. Формирование правильного звукопроизношения – долгий и трудоёмкий процесс для всех его участников: для учителя-логопеда, для детей, для родителей.

Слайд 4

В работе логопеда над правильным звукопроизношением основным инструментом является артикуляционная гимнастика.

Слайд 5

Артикуляционная (речевая) гимнастика проводится для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 6

С уществуют определённые указания к проведению артикуляционной гимнастики: На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие; Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются); Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка; При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу; Выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательности, указанной логопедом; Инструкции следует давать дробно, например: ''Улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугорочкам за верхними зубами; постучи кончиком языка со звуком Д-Д-Д''

Слайд 7

Проверять выполнение ребёнком упражнения следует также поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение; При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Необходимо следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Работа над каждым упражнением идёт в определённой последовательности: -рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов; -показ взрослым упражнения; -выполнение упражнения ребёнком перед зеркалом; -проверка правильности выполнения, указания на ошибку; -выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

Слайд 8

Главное: -проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Слайд 9

Для ребёнка – дошкольника ежедневное повторение одного и того же материала является утомительным и скучным занятием. Поэтому необходимо подавать материал так, чтобы заинтересовать детей, побудить к самостоятельному выполнению упражнений.

Слайд 10

Для успешного проведения артикуляционной гимнастики необходима такая система, которая будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка. Таким образом, необходим материал, который позволял бы решать учебно-познавательные задачи и был доступен для дошкольника.

Слайд 11

Безусловно, самой интересной деятельностью для ребёнка является игра. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Слайд 12

Таким образом, для успешной работы нужна система, включающая игровые упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.

Слайд 13

Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе: Вторая младшая группа. Упражнения проводятся в игровой форме, с игрушками и показом логопеда. Объём требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата. В средней группе для артикуляционной гимнастики также используются игровые приёмы, с игрушками, картинным материалом и показом логопеда. На основе приобретённых детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

Слайд 14

В старшей группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определённую группу звуков можно включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук. Упражнения также проводятся в игровой форме, с картинным материалом и показом логопеда, допустимо использование игрушек.

Слайд 15

В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков: гласных, взрывных согласных, носовых и сонорных, губных и язычных, взрывных и щелевых, переднеязычных и заднеязычных. Эта работа проводится с использованием игровых приёмов и способствует развитию у ребёнка не только органов артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха.

Слайд 16

Можно говорить об определённой последовательности при разучивании и выполнении артикуляционной гимнастики: *первая ступень – разучивание отдельных упражнений. При этом используются различные приёмы: - показ взрослым упражнения с использованием игровых приёмов; - использование картинного материала, фотографий или того и другого вместе.

Слайд 17

Картинный материал к артикуляционным упражнениям Упражнение «Дудочка» Упражнение «Чашечка» Упражнение «Грибок» Упражнение «Чистим зубки»

Слайд 18

Выполнение артикуляционных упражнений с помощью фотографий Упражнение «Чашечка» Упражнение «Заборчик»

Слайд 19

*вторая ступень – -объединение отдельных упражнений в комплексы (начальный, для свистящих, шипящих, для соноров, для подъязычной уздечки, для заднеязычных, для звуков раннего онтогенеза); -включение упражнений в занятия; -использование упражнений в самостоятельной деятельности детей.

Слайд 20

Объединение артикуляционных упражнений в комплексы для постановки дефектных звуков Артикул. упражн. Для языка Для губ свистящие шипящие Л-л ’ Р-р ’ задне-язычные для уздечки Заборчик + + Блинчик + + + + + + Лошадка + + + + Горка + + + Упрямый ослик + + + Часики + + + Качели + + + + + + Грибок + + + + Чашечка + + + + + Вкусное варенье + + + + Маляр + + + + + Фокус + + + + + Индюк + + + + Пароход + + Ступеньки + + Дятел + + + Чистим нижние зубки + + + Чистим верхние зубки + + + + + Иголочка + + + Барабанщик + + +

Слайд 21

Все комплексы представлены в виде алгоритмов, сказок, путешествий, прогулок, весёлых заданий. Все они достаточно вариативны, предназначены для разных возрастных категорий и направлены на отработку и дифференциацию разных групп звуков.

Слайд 22

Комплекс упражнений для постановки Ш, Ж, Щ, Ч

Слайд 23

Сказки о весёлом Язычке

Слайд 24

Комплекс упражнений для постановки свистящих звуков (С,С ’ , З, З ’ , Ц)

Слайд 25

Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Поскольку довольно часто сказка или маршрут путешествия составляются в соответствии с лексическими темами, предусмотренными программой, то например, положение «острого» язычка («Иголочка» или «Жало») в зависимости от темы можно сравнить с морковкой, концом ножниц, ракетой, верхушкой ёлки, шпагой и др. Это даёт возможность ещё раз, совсем подчас не лишний, отработать словарь и грамматику, что в свою очередь даёт толчок к развитию самостоятельного связного высказывания.

Слайд 26

Комплекс для постановки Р,Р ’ (лексическая тема «Транспорт»)

Слайд 27

Выводы: Необходимо постоянно помнить о том, что игра – ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника, и что научить чему-либо ребёнка можно, только играя с ним. Поэтому для достижения высоких результатов и положительной динамики в обучении необходимо использование игровых моментов на занятиях.

Слайд 28

Выводы: Для достижения цели мы используем игровые моменты на всех этапах выполнения артикуляционных упражнений, начиная с простого разучивания упражнений и заканчивая объединением их в комплексы для постановки.

Слайд 29

Выводы: Все игры и упражнения рекомендуется вводить на разных этапах занятий. Также можно их использовать во время режимных моментов, в свободной деятельности, на прогулках и как часть другой игры (например, сюжетно-ролевой).

Слайд 30

Составитель: Мякишева Виктория Игоревна Учитель-логопед I категории МДОУ ДС КВ № 57 г. Челябинск

Слайд 31

Терпения и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы для проведения артикуляционной гимнастики (из опыта работы)

Некоторые специалисты считают артикуляционную гимнастику серьёзным занятием, поэтому не рекомендуют её проводить в игровой форме. Несомненно, нельзя отрицать важную роль данной гимнастики в коррекции ...

Игровые приёмы при проведении артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

В статье обосновывается необходимость использования игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики и предлагаются варианты пособий для работы с детьми....

Занимательные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением речи

В данной статье представлен практический материал по развитию артикуляционного аппарата в различной форме, которая способствует повышению познавательного процесса....

Игровое пособие для проведения артикуляционной гимнастики "Лабиринт". Звуки С, З, Ц.

На этапе автоматизации необходимо продолжать использовать артикуляционную гимнастику. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, утомляют детей. Артикуляционные лабиринты помогают сд...

Игровое пособие для проведения артикуляционной гимнастики "Лабиринт". Звуки Ш, Ж

На этапе автоматизации необходимо продолжать использовать артикуляционную гимнастику. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, утомляют детей. Артикуляционные лабиринты помогают сд...

Игровое пособие для проведения артикуляционной гимнастики "Лабиринт". Звуки Л, Ль

На этапе автоматизации необходимо продолжать использовать артикуляционную гимнастику. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, утомляют детей. Артикуляционные лабиринты помогают сд...

Игровое пособие для проведения артикуляционной гимнастики "Лабиринт". Звуки Р, Рь

На этапе автоматизации необходимо продолжать использовать артикуляционную гимнастику. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, утомляют детей. Артикуляционные лабиринты помогают сд...