Игровые приёмы при проведении артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Клепикова Ольга Валерьевна

В статье обосновывается необходимость использования игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики и предлагаются варианты пособий для работы с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        В норме к 4-5 годам у ребёнка должна быть сформирована произносительная сторона речи. И если среди задач развития речи детей пятого года жизни выделяется задача развития чистого произношения сложных звуков родного языка (свистящих, шипящих, звуков л,р), то к речи детей шестого года жизни предъявляются более высокие требования – они должны чисто произносить все звуки.

        Несмотря на важность этого направления в работе с детьми, зачастую в современных детских садах не используются все возможности для того, чтобы к моменту поступления в школу речь детей была четкой, чистой и ритмичной. По данным статистики около 40 % российских детей в возрасте 5-6 лет имеют фонетические нарушения.

        Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы и точности движений органов, участвующих в речевом процессе, способствует система специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

        На современном этапе артикуляционная гимнастика – это часть комплексной методики коррекции звукопроизношения, которая включает работу по развитию мелкой моторики (движения, сочетаемые с речью, игры с мячом, кинезиологические упражнения, упражнения для подготовки руки к письму), логопедический массаж (классический, зондовый, самомассаж), дыхательно-голосовые, изотонические упражнения.

        Для успешных занятий артикуляционной гимнастикой необходимо учитывать возрастные особенности детей, особенности мышления и ведущий вид деятельности. Ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игра, основной вид мышления – наглядно-образное, поэтому в работе необходимо использовать занимательный наглядный материал, речевые упражнения в игровой форме, сказку.

        Для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата у детей подбираются специальные упражнения, которые соответствуют основным движениям. Эти упражнения можно объединить единым сказочным сюжетом и представить в форме Истории о Весёлом Язычке.

        При разработке картотеки артикуляционной гимнастики каждому упражнению даётся условное название, связанное с игровым образом, подбираются стихи и картинки. Для удобства работы с картотекой составляются сводные таблицы упражнений общей артикуляционной гимнастики и артикуляционной гимнастики для отдельных звуков.

D:\Ольга\Documents\Работа\АТТЕСТАЦИЯ\Фото для статьи\IMG_20180924_193344.jpg

        Для проведения артикуляционной гимнастики можно изготовить различные пособия. «Кубик» и «Многогранник» со сменными картинками позволяют сделать многократные повторения упражнений менее утомительными: закрыв глаза и слегка подбрасывая кубик или многогранник вверх, дети выполняют «выпавшее» упражнение. Пособия «Кубик» и «Многогранник» снабжены комплектами карточек с упражнениями общей артикуляционной гимнастики и упражнениями для различных групп звуков. Нужные для занятия карточки можно прикреплять к пособиям и заменять на новые в зависимости от того, какие упражнения отрабатывается с детьми.

D:\Ольга\Documents\Работа\АТТЕСТАЦИЯ\Фото для статьи\IMG_20180924_194346.jpg

        Можно также использовать пособия по типу «Маршрутных игр». В первом варианте на листах картона крепятся карточки с упражнениями для групп звуков, которые соединены между собой стрелочками. Второй вариант – пособие «К кому пойдём в гости»: на листе картона рядом со сказочными домиками прикрепляются сменные карточки с изображением животных. Каждая карточка соответствует упражнению общей артикуляционной гимнастики. Такого рода пособия удобно использовать в подгрупповой работе, когда дети, по очереди делая ходы с помощью фишек разного цвета, последовательно выполняют упражнения.

D:\Ольга\Documents\Работа\АТТЕСТАЦИЯ\Фото для статьи\IMG_20180924_200232 - копия.jpg

D:\Ольга\Documents\Работа\АТТЕСТАЦИЯ\Фото для статьи\IMG_20180924_201046.jpg

        Правильно выполняя упражнения с помощью пособия «Ёжик», дети помогают ёжику заготовить грибы и яблоки.

D:\Ольга\Documents\Работа\АТТЕСТАЦИЯ\Фото для статьи\IMG_20180924_202103.jpg

        Применяемые игровые приёмы в сочетании с индивидуальным подходом к детям позволяют сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений, создать положительный эмоциональный настрой, избежать быстрого утомления, развить познавательную активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...

Игровые приёмы для проведения артикуляционной гимнастики (из опыта работы)

Некоторые специалисты считают артикуляционную гимнастику серьёзным занятием, поэтому не рекомендуют её проводить в игровой форме. Несомненно, нельзя отрицать важную роль данной гимнастики в коррекции ...

"Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"

quot;Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"...

Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...

Занимательные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением речи

В данной статье представлен практический материал по развитию артикуляционного аппарата в различной форме, которая способствует повышению познавательного процесса....

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

В методических рекомендациях по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста раскрыты основные требования, даны рекомендации при проведении гимнастики на занятиях в условиях Цен...