Главные вкладки

    "Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"
    материал по логопедии

    Кольвейвина Анастасия Владимировна

    "Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Особенности проведения артикуляционной гимнастки

    с детьми   дошкольного возраста по формированию ЗКР»

    Я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи. К нам приходят дети с разных дошкольных учреждений в возрасте 5 лет на два года. И, к сожалению, все они не владеют своим речевым аппаратом. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе артикуляционного аппарата. И чтобы добиться максимальных результатов, необходимым считаю, использование артикуляционной гимнастики в работе.  Эта работа важна для всех детей, а не только для детей с ОНР.

    К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

    Дефекты звукопроизношения, возникшие и закрепившиеся в детстве, преодолеваются с большим трудом и могут сохраняться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь. Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду.

    Но в группах общеразвивающей направленности таких специалистов нет, поэтому повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных упражнений  с целью профилактики возникновения  речевых нарушений у детей дошкольного возраста является очень актуальной.

    На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

    • речевой слух,
    • речевое внимание,  
    • речевое дыхание,
    • голосовой и речевой аппарат – АГ влияет на все эти факторы.

    Поэтому с целью  профилактики  возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с раннего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные  на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

    Сегодня  я бы хотела вас познакомить с организацией и с особенностями проведения артикуляционной гимнастки с детьми.

    Начинать эту работу необходимо с 1младшей группы в системе и качественно.

            

    Артикуляционная гимнастика - это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

    Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

    Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

    В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения бывают динамические и статические.

    Статические (неподвижные), направленные  на удержание определенного  положения губ, языка:  чашечка, трубочка, лопаточка, иголочка, грибок… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели, маляр, гармошка… - требуют ритмичного повтора  движений, координации движений и переключаемости.

    Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно.

    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

            Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

    • 1 комплекс – включает основные упражнения.
    • 2 комплекс – упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
    • 3 комплекс – упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.
    • 4 комплекс – упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука Л.
    • 5 комплекс – упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука Р.

    В 1 младшей группе  основная задача – проведение работы по овладению  детьми движений органов артикуляционного аппарата. Необходимо развивать слуховое внимание, уточнять произношение гласных и согласных звуков: работаем над звукоподражанием: му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум, пи-пи-пи, у-у-у-у  и т.д.

    Во 2-ой младшей группе упражнения проводят в игровой форме; объем требований к выполнению упражнений тоже не велик. Детей знакомят с органами артикуляционного аппарата, с движениями органов артикуляции:

    — губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.

    — нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.

    — язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

    Начинаем выполнять упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов);

     («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка», «Лопаточка», «Качели», «Часики», «Лошадка» и др).

    В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учим делать язык широким и узким. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

    В старшей и подготовительной группе  закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях.

    Следим за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

    Организация и рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики?

    -Зеркало, игровой момент, наглядный материал – картинки-символы, игрушки, считалочки, использование загадок, четверостиший…..и т.д.

    1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.

    2.Артикуляционную гимнастику выполняют только сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении, плечи расправлены. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем.

    3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Для этого воспитатели могут предложить  ребенку воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см).

    4.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

    5. Выполняется артикуляционная гимнастика:

    • Так как не все дети одновременно овладевают двигательными навыками и  воспитатель должен видеть и проверять правильность выполнения детьми упражнений, поэтому артикуляционную гимнастику проводят как индивидуально, так и небольшими подгруппами (не более 5 человек).
    • Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнений, дети усвоили определенные упражнения, можно отрабатывать их со всеми.

    Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок.

    3.Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук, наличие салфеток.

            

    Комплекс упражнений следует планировать на неделю.  

    Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5-10 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс  на весь день.

    Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. 

    Упражнения  лучше проводить эмоционально, в игровой форме. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. 

     Для  красочного и забавного оформления игры-занятия могут использоваться картинки - символы, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.

    Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков: язык широкий, язык узкий, вытягивание вперед губ трубочкой, губы в улыбке, подъем языка вверх-вниз, чередование  и т.д.

    И начинают гимнастику со статических упражнений (2-3), они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

    1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, например можно показать картинку - символ, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи или дать детям сюжетную зарисовку, например: как представить упражнение «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье.
    2. Педагог показывает его выполнение.
    3. Упражнение выполняют дети.
    4. Воспитатель проверяет правильность выполнения детьми упражнений.

    Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. На первых занятиях полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?).

    Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом надо следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

     После того как он немного освоится, зеркало можно убрать и увеличить количество детей во время проведения АГ.

    На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

            

    Далее переходят к динамическим. (подвижные). В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических.  

    Из всех выполняемых двух-трех упражнений (статических и динамических) новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

    На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй недели. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

    Упражнение выполняет ребенок, а взрослый контролирует выполнение - следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

    Когда дети уже довольно хорошо знакомы с данными видами упражнений, то можно включать в комплекс  упражнения статические и динамические, следить за тем, чтобы был плавный переход от одного упражнения к другому.

    В комплекс с артикуляционной гимнастикой  должно быть включено 1 упражнение на дыхание.

    Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Поэтому артикуляционная гимнастика и упражнения на дыхание взаимосвязаны.

    В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

    В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.

    Можно использовать нетрадиционные формы: артикуляционные сказки, артикуляционные истории, соответствующие теме недели.

    А можно значительно расширить спектр решаемых в ходе данной деятельности задач за счет сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук.

            Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, на четкость произношения звуков, а также развивает координацию движений и мелкую моторику пальцев рук.

            Выявленная такая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

    Артикуляционная гимнастика совместно с движениями кистей рук вполне оправдана, так она играет положительную  роль в обучении детей.

    Такие упражнения позволяют:

    • Стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
    • Совершенствовать внимание, память – все психические процессы, тесно связанные с речью.
    • Развивать точность, чистоту, силу, темп, саморегуляцию и переключаемость.
    • Развивать координацию движений рук, что облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
    • Активно включать детей в работу.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата.

    Если у ребенка нет каких либо серьезных речевых нарушений, то вы увидите улучшения, постепенно напряжение исчезнет, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали. В таком случае необходимо родителям порекомендовать обратиться к специалисту-логопеду.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить  о создании положительного  эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

    Итак, сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос работы – речевое развитие детей дошкольного возраста и  одну из главных задач:  воспитание звуковой культуры речи – развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, в целом являющиеся основой правильного звукопроизношения.

    Оставлять их без внимания нельзя, необходимо  ежедневно включать в свой план работы.

    Это поможет своевременно выявить детей, нуждающихся в дополнительных консультациях или в изменении программы обучения.

    Рекомендуемая тематическая литература, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает непрерывную-образовательную деятельность интереснее, веселее.

    1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии.  Просвещение, 1989г.
    2. Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика -М.Айрис Пресс, 2019г.
    3. Лазаренко О.И. Тренируем артикуляционный аппарат и пальчики // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. М., 2006 № 2.
    4. А. С. Анищенкова. Артикуляционная гимнастика. - Москва, 2006г.
    5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М. издательство Гном, 2018г.
    6. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика, ООО «Детство – Пресс», 2017г
    7. Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для девочек. ООО «Детство – Пресс», 2014г.
    8. Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. ООО «Детство – Пресс», 2017г.
    9. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Издательство: АСТ.

    10. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет. Издательство: Капапуз, 2003.

    11. Костыгина В. Бу-бу-бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года). Издательство: Карапуз, 2007.

    12. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. Издательство: Каро, 2006.

    13. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованы в книгах «Хлоп-топ» и «Хлоп-топ-2». Коноваленко С. В. и Коноваленко В.  В. Издательство: Гном.

    14.  Е. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Издательство: Корона-Принт.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

    «Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

    Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

    Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...

    «Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»

    Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, име...

    Игровые приёмы при проведении артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

    В статье обосновывается необходимость использования игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики и предлагаются варианты пособий для работы с детьми....

    Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

    Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...