Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и конечно, на современном этапе ею должен владеть каждый педагог. Данный материал можно использовать для проведения тренинга или мастер класса для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_artikulyatsionnaya_gimnastika_.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР   "Вкусная артикуляционная гимнастика"»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества, и конечно, на современном этапе ею должен владеть каждый педагог.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимых для правильного произношения звуков. В практике работы мы используем нетрадиционные и игровые формы, методы и приёмы, что позволило сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и повысить результат коррекционной работы. Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет решить такие задачи:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков, и для развития у детей воображения, усидчивости, самоконтроля.

 Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является – ежедневное многократное выполнение упражнений. К сожалению, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности детей с ОВЗ снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности проводимой работы. Возникает необходимость разработки и внедрения вариативных форм логопедической помощи.

Наиболее подходящая форма преподнесения материала, которая соответствует психологическим возможностям дошкольников с ОВЗ – это игровая. Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Вашему вниманию предлагаются веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями (чупа-чупс, мармеладки, сладкая соломка, сушки)! Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

Речевые навыки, сформированные в ходе воспитательного процесса в ДОУ, не автоматизируются без специального закрепления их в свободном общении, в т. ч. в домашних условиях. Поэтому участие родителей в воспитательном процессе по коррекции и развитию речи дошкольников с ОВЗ  является обязательным. Сотрудничество с семьями направлено на создание благоприятного психологического микроклимата в ДОУ и повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

Сначала мы разомнем наши язычки, чтобы красиво и правильно выполнять все упражнения.

Раз – скорее улыбнись. Два – язык опустим вниз.

Три – язык наверх потянем. На четыре – позеваем.

Пять – варенье облизать. Шесть – по нёбу постучать.

Семь – лошадка скачет звонко. Восемь – гриб на ножке тонкой.

Девять – можно поболтать. Десять – можно отдыхать.

Упражнения с чупа-чупсом

 1. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5–10  секунд.

 2. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

 3. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

 4. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к нёбу.

 5. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

Наши «вкусные»  упражнения

1. Упражнение «Дудочка»

Как играть на дудочке,
Знают даже уточки.
Губки мы вперёд поянем –
Тоже уточками станем.

(Вытянуть губы вперед и удерживать  соломинку как можно дольше).

6. Упражнение «Парус»

Затяну покрепче парус,

В путешествие отправлюсь.

Выше парус поднимай

И кораблик отправляй

2.Упражнение «Усач»

Ходят важные мужчины

С пышными усами.

Мы себе чудо – усы

Наколдуем сами!

(Сделать усы! Удерживать соломинку у верхней губы с помощью кончика языка).

7. Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь

И все выше поднимаюсь.

Вправо, влево покатаем

Раз. Два, Раз. Два.

(Двигать сушку по горизонтально  расположенной соломинке языком вправо-влево).

3. Упражнение «Секрет»

Все секреты сохраним

В сказочной шкатулке.

Не расскажем никому,

Даже кошке Мурке.

(Делаем усы, удерживая соломинку губами).

8. Упражнение «Блины»

Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.

А теперь перевернем.

Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.

4. Упражнение «Кошка»

Кошка сердится немножко –

Не сидится у окошка.

Спинку выгнула упрямо

И не хочет слушать маму.

(Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке).

9.Упражнение «Бублик»

Бублик мы изобразили

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Сушку надо удержать.

(Удерживать сушку губами, вытянутыми вперед).

5. Упражнение «Экскаватор»

Идёт стройка полным ходом,

Экскаватор трудится.

Выйдет дом у нас красивый,

Хорошо получится.

(Соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком).

10. Упражнение «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

« - Мы старались, мы учились, и у нас все получилось!

Улыбнемся, отдохнем! Завтра заново начнем!»

Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, родители) может способствовать устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".

Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...

"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".

Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...

«Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, име...

Нетрадиционные формы работы с семьёй по формированию у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру...

Конспект родительского собрания на тему «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».

Конспект родительского собрания  на тему:«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».Цель: использование информации в домашних условиях с ...