Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и конечно, на современном этапе ею должен владеть каждый педагог. Данный материал можно использовать для проведения тренинга или мастер класса для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_artikulyatsionnaya_gimnastika_.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"»
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества, и конечно, на современном этапе ею должен владеть каждый педагог.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимых для правильного произношения звуков. В практике работы мы используем нетрадиционные и игровые формы, методы и приёмы, что позволило сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и повысить результат коррекционной работы. Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет решить такие задачи:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков, и для развития у детей воображения, усидчивости, самоконтроля.
Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является – ежедневное многократное выполнение упражнений. К сожалению, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности детей с ОВЗ снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности проводимой работы. Возникает необходимость разработки и внедрения вариативных форм логопедической помощи.
Наиболее подходящая форма преподнесения материала, которая соответствует психологическим возможностям дошкольников с ОВЗ – это игровая. Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Вашему вниманию предлагаются веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями (чупа-чупс, мармеладки, сладкая соломка, сушки)! Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Речевые навыки, сформированные в ходе воспитательного процесса в ДОУ, не автоматизируются без специального закрепления их в свободном общении, в т. ч. в домашних условиях. Поэтому участие родителей в воспитательном процессе по коррекции и развитию речи дошкольников с ОВЗ является обязательным. Сотрудничество с семьями направлено на создание благоприятного психологического микроклимата в ДОУ и повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
Сначала мы разомнем наши язычки, чтобы красиво и правильно выполнять все упражнения.
Раз – скорее улыбнись. Два – язык опустим вниз.
Три – язык наверх потянем. На четыре – позеваем.
Пять – варенье облизать. Шесть – по нёбу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко. Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать. Десять – можно отдыхать.
Упражнения с чупа-чупсом
1. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5–10 секунд.
2. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
3. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
4. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к нёбу.
5. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
Наши «вкусные» упражнения
1. Упражнение «Дудочка» Как играть на дудочке, (Вытянуть губы вперед и удерживать соломинку как можно дольше). | 6. Упражнение «Парус» Затяну покрепче парус, В путешествие отправлюсь. Выше парус поднимай И кораблик отправляй |
2.Упражнение «Усач» Ходят важные мужчины С пышными усами. Мы себе чудо – усы Наколдуем сами! (Сделать усы! Удерживать соломинку у верхней губы с помощью кончика языка). | 7. Упражнение «Качели» На качелях я качаюсь И все выше поднимаюсь. Вправо, влево покатаем Раз. Два, Раз. Два. (Двигать сушку по горизонтально расположенной соломинке языком вправо-влево). |
3. Упражнение «Секрет» Все секреты сохраним В сказочной шкатулке. Не расскажем никому, Даже кошке Мурке. (Делаем усы, удерживая соломинку губами). | 8. Упражнение «Блины» Утром рано мы встаем, А теперь перевернем. Посмотри, какой красивый |
4. Упражнение «Кошка» Кошка сердится немножко – Не сидится у окошка. Спинку выгнула упрямо И не хочет слушать маму. (Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке). | 9.Упражнение «Бублик» Бублик мы изобразили Плавно губы округлили, Их теперь нельзя смыкать: Сушку надо удержать. (Удерживать сушку губами, вытянутыми вперед). |
5. Упражнение «Экскаватор» Идёт стройка полным ходом, Экскаватор трудится. Выйдет дом у нас красивый, Хорошо получится. (Соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком). | 10. Упражнение «Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. |
« - Мы старались, мы учились, и у нас все получилось!
Улыбнемся, отдохнем! Завтра заново начнем!»
Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, родители) может способствовать устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...
"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".
Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...
"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".
Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...
«Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, име...
Нетрадиционные формы работы с семьёй по формированию у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру...
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Презентация...
Конспект родительского собрания на тему «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания на тему:«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».Цель: использование информации в домашних условиях с ...