Главные вкладки

    «Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»
    материал по логопедии на тему

    Муратова Эсма  Мудсеровна

    Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Ещё Сухомлинский сказал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее». 
    Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Постоянное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

              Однако ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому, как же сделать выполнение артикуляционной гимнастики игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

    И это подтолкнула к использованию нестандартного метода выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики.

    «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятий: био — человек как биологический объектэнергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

    Другими словами Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

    Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

            Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. Рука ребенка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения.

    Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов.

          На первом этапе дети знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке», короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.

    Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

         При проведении упражнений необходимо помнить: у детей ведущей деятельностью остаётся игровая.

    Поэтому На втором этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем героев перчаточного театра Круть и Верть, которые помогут освоить гимнастику. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.

         На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Педагог  должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения  параллельно полу.

        На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.

         На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.

        Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на  данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).

    Для эффективной работы все артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в  специальной  картотеке, где указаны движения язычка и специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.

    Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год.  Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог  продолжает давать четкий образец движения. Упражнения   выполняются  детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением,  

    Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. 

     

    Описание артикуляционных упражнений с движениями кисти и пальцев рук.

     

    Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

    Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

     

    “Улыбка” – рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении 5 сек. Затем вернуть губы в исходное положение.

    Кисть руки сжата в кулак, пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются в стороны и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

    Тянем губы мы к ушам, улыбнемся малышам.

    Тянем губы прямо к ушкам, и сердиться нам не нужно.

     

     «Трубочка»-  рот закрыт, губы сомкнуты.На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1до 10. Вернуть губы в И.п.

    Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.  Не смыкать с большим пальцем, удерживать под счет от 1 до 10, вернуться в исходное положенине.

    Подудим мы в дудочку, тянем губы трубочкой.

     

    “Хоботок” -   рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать под счет от 1до 10. Вернуть губы в И.п.

    Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и

    сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть под счет от 1до 10 и вернуться в исходное положение.

     

     Губы «хоботком» сложили, со слоненком подружились.

     

    “Чашечка” – рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать под счет от 1 до 10. Вернуться в исходное положение.

    Пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

    Эту чашечку, дружок, сделал ловкий язычок.

    Мы чаек горячий будем пить на даче.

     

     

    «Горка» -  рот закрыт. На счет «один» улыбнуться. Открыть рот, опустить язык за нижние передние зубы и упереть в альвеолы. Среднюю часть языка округлить, немного продвинуть вперед. Удерживать под счет от 1 до 10. Вернуться в исходное положение.

    Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение.

    Горка снежная у нас, мы прокатимся сейчас!

    Ты на горке удержись, плавно, медленно катись.

     

     

     

    Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

     

    Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

     

    “Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

     

    “Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

     

    “Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bioyenorgoplastika.docx21.47 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»

    Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Ещё Сухомлинский сказал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее». 
    Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Постоянное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

              Однако ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому, как же сделать выполнение артикуляционной гимнастики игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

    И это подтолкнула к использованию нестандартного метода выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики.

    «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятий: био — человек как биологический объектэнергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

    Другими словами Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

    Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

            Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. Рука ребенка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения.

    Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов.

          На первом этапе дети знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке», короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.

    Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

         При проведении упражнений необходимо помнить: у детей ведущей деятельностью остаётся игровая.

    Поэтому На втором этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем героев перчаточного театра Круть и Верть, которые помогут освоить гимнастику. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.

         На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Педагог  должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения  параллельно полу.

        На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.

         На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.

        Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на  данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).

    Для эффективной работы все артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в  специальной  картотеке, где указаны движения язычка и специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.

    Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год.  Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог  продолжает давать четкий образец движения. Упражнения   выполняются  детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением,  

    Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.  

    Описание артикуляционных упражнений с движениями кисти и пальцев рук.

    Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

    Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

    “Улыбка” – рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении 5 сек. Затем вернуть губы в исходное положение.

    Кисть руки сжата в кулак, пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются в стороны и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

    Тянем губы мы к ушам, улыбнемся малышам.

    Тянем губы прямо к ушкам, и сердиться нам не нужно.

     «Трубочка»-  рот закрыт, губы сомкнуты.На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1до 10. Вернуть губы в И.п.

    Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.  Не смыкать с большим пальцем, удерживать под счет от 1 до 10, вернуться в исходное положенине.

    Подудим мы в дудочку, тянем губы трубочкой.

    “Хоботок” -   рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать под счет от 1до 10. Вернуть губы в И.п.

    Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и

    сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть под счет от 1до 10 и вернуться в исходное положение.

     Губы «хоботком» сложили, со слоненком подружились.

    “Чашечка” – рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать под счет от 1 до 10. Вернуться в исходное положение.

    Пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

    Эту чашечку, дружок, сделал ловкий язычок.

    Мы чаек горячий будем пить на даче.

    «Горка» -  рот закрыт. На счет «один» улыбнуться. Открыть рот, опустить язык за нижние передние зубы и упереть в альвеолы. Среднюю часть языка округлить, немного продвинуть вперед. Удерживать под счет от 1 до 10. Вернуться в исходное положение.

    Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение.

    Горка снежная у нас, мы прокатимся сейчас!

    Ты на горке удержись, плавно, медленно катись.

    Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

    Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

    “Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

    “Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

    “Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

    Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

    Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

    «Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

    Информация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста»

    Информация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста»(комплексы артикуляционной гимнастики для детей 2 – 7 лет)...

    "Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"

    quot;Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"...

    Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

    Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...