Главные вкладки

    Рекомендации воспитателям детского сада по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. (5-7л.)
    методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Жилунович Ольга Николаевна

    Материал для планирования индивидуальной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekom.vosp_._po_art.gimn_._ovz_dlya_ind.planir-ya.docx44.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    д/с №2 "Ветерок"

    РЕКОМЕНДАЦИИ

    воспитателям детского сада

    по проведению артикуляционной гимнастики

    с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

    (5-7л.)

    Составила:

    учитель-логопед

    I квалификационной категории

    Жилунович О.Н.

    Рекомендации

    воспитателям детского сада

    по проведению артикуляционной гимнастики

    в совместной деятельности

    с детьми дошкольного возраста

    5-6 лет

    1. Упражнения проводят в контексте сказки, с применением наглядного картинного материала, под счет до 5.

    2. Проводить 3-5 раз в день. ЭНЕРГИЧНО!!!

    3. Строгое соблюдение принципа «от простого к сложному».

    4. Применять упражнения в индивидуальной работе.

    5. В планирование включать 10 упражнений (для губ+для языка+для щек+для челюсти).

    6. В плане прописывать индивидуальную работу в разделе "Артикуляционная гимнастика".

    Перечень упражнений

    Название упражнения.

    Художественное слово

    Цель

    Инструкция

    выполнения упражнения

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

    "Лягушка"

    Наши губки улыбнулись,
    Прямо к ушкам потянулись.
    Ты попробуй «И-и-и» скажи,
    Свой заборчик покажи.

    Выработать умение удерживать губы в улыбке, не обнажая нижние и верхние передние зубы; не прищуривая глаза.

    Улыбнуться: «растянуть губки к ушкам». Удерживать в таком положении губы под счет до 5.

    "Хоботок"

    В гости к нам пришел слоненок –
    Удивительный ребенок.
    На слоненка посмотри –
    Губы хоботом тяни!

    Выработать движение губ вперед.

    Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5.

    "Заборчик"

    Широка Нева – река, 
    И улыбка широка. 
    Зубки все мои видны – 
    От краёв и до десны.

    Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

    Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 5.

    "Окошко"

    Рот приоткрою я немножко, 
    Губы сделаю «окошком». 
    Зубки рядышком стоят 
    И в окошечко глядят.

    Выработать умение удерживать губы в открытом положении.

    Напрягая губы, вытянуть вперед, округлив. Удерживать под счет до 5.

    "Поцелуйчики"

    Губки в трубочку сложу я, Потом маму поцелую.

    Выработать движение губ в положении «хоботка».

    Имитация поцелуйчиков. Удерживать под счет до 5.

    "Пяточок"

    Подражаем поросенку,

    Сложим губки пяточком,

    Раз, два, три, четыре,

    Пяточком мы покрутили.

    Выработать движение губ в положении «хоботка».

    Сделать упражнение «хоботок» и передвигать губы влево - вправо, крутить по кругу. Удерживать под счет до 5.

    "Остановите лошадку"

    Стой, моя лошадка, стой!
    Прискакали мы домой.

    Выработать умение вибрации губами.

    На выдохе губами: пр-р-р-р.

    "Веселая песенка"

    Выработать умение открывать широко рот на гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) со звуком.

    Произносить гласные звуки: а-о-у-и-ы-э

    "Пароход"

    Вывожу язык вперёд,
    Закушу его – и вот:
    «Ы» — так гудит пароход.

    Выработать умение удерживать губы в положении звука Ы, прикусив кончик языка.

    На выдохе!!! Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЧЕЛЮСТИ

    "Почешим губки"

    Если губки я чешу,

    Значит, сладкого прошу.

    Самомассаж верхней и нижней губ.

    Почесывание и  легкое кусание зубами  вначале верхнюю, следом  нижнюю губы.

    "Дразнилки", "Рыбки"

    "Птенчики"

    Открывает рот галчонок:

    «Червячка бы съесть спросонок!»

    Выработать умение ритмично открывать-закрывать рот с характерным призвуком. (Па)

    Широко, часто открывать рот и произносить (без звука): па-па-па.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЕК

    "Толстуны"

    Наливаем воду в бочку -

    Надуваем сильно щёчки.

    Укреплять мускулатуру губ и щёк.

     Сильно надуть щеки, сдерживая воздух во рту. Под счет до 5.

    "Худышки"

    Не нужны сейчас улыбки -
    Делай ротик, как у рыбки.

    Укреплять мускулатуру губ и щёк.

    Втянуть щеки, губы бантиком. Под счет до 5.

    "Гоняем воздушный шарик"

    Обезьянка, бегемотик -
    Все водой полощут ротик.

    Укреплять мускулатуру губ и щёк.

    Щеки надувать по очереди.

    СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

    "Лопатка" 

    Пусть язык наш отдыхает, 
    Пусть немножко подремает.

    Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Можно подышать как собачка для лучшего эффекта. Под счет до 5.

    "Месим тесто"

    Тесто мнем, мнем, мнем,

    Тесто жмем, жмем, жмем,

    После скалку мы возьмем,

    Тесто тонко раскатаем,

    Выпекать пирог поставим.

    Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

    "Накажем непослушный язычок"

    Язычок твой – озорник,
    Он не слушает тебя.
    Накажи его скорее:
    «Ня-ня, ня-ня, ня-ня-ня!»

    Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и покусывать его зубками.

    "Иголочка"

    Улыбаюсь: вот шутник –
    Узким-узким стал язык.
    Меж зубами, как сучок,
    Вылез длинный язычок.

    Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым».

    Открыть рот, язык высунуть, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 5.

    "Трубочка", "Желобок"

    Ну-ка делай, дружок! 
    Язычок в желобок.
    Щёки ты не надувай, 
    Губками прижимай!
    Плавно воздух выпускается
    Желобок не разрушается.

    Выработать умение поднимать края языка, сворачивая в трубочку.

    Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. Удерживать под счет до 5.

    "Парус"

    Ветер парус раздувает,

    Нашу лодку подгоняет. 

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем парус мы держать.

    Выработать умение подъема языка к верхнему небу и умения удерживания позы.

    Рот открыт широко. Язык поднять к твердому небу и удерживать позу. Удерживать под счет до 5.

    "Горка"

    Санки привезли ребятки
    Горка есть и – всё в порядке!

    Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.

    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удерживать под счет до 5.

    ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

    "Часики"

    Тик – так, тик – так – 
    Ходят часики – вот так! 
    Влево тик, 
    Вправо так. 
    Ходят часики – вот так!

    Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо-влево.

    Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Нижняя челюсть остается не подвижной.

    "Качели"

    На качелях
    Я качаюсь
    Вверх – вниз,
    Вверх – вниз,
    И все выше поднимаюсь,
    А потом вниз.

    Выработать умение быстро менять положение языка «верх-низ».

    Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

    "Индюк"

    По двору индюк ходил
    Бл-Бл-Бл
    Хвост, как веер, распустил.
    Бл-Бл-Бл
    Вот какой красивый я,
    Бл-Бл-Бл
    Полюбуйтесь на меня!

    Выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

    Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее (бл-бл-бл)

    "Почистим зубки"

    Рот откройте, улыбнитесь, 
    Свои зубки покажите, 
    Чистим верхние и нижние, 
    Ведь они у нас не лишние.

    Вырабатывать подъем языка вверх. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

    1 вариант: Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

    2 вариант: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние/нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

    "Вкусное варенье"

    Нашей Маше очень смело, 
    На губу варенье село, 
    Нужно ей язык поднять, 
    Чтобы капельку слизать.

    Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

    Выработать умение двигать язык по губам по/против часовой стрелки.

    1 вариант: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот.

    2 вариант: рот открыт, облизывать верхнюю/нижнюю губы по часовой стрелке и против.

    "Лошадка"

    Я лошадка – серый бок (цок, цок), 
    Я копытцем постучу (цок, цок), 
    Если хочешь, прокачу (цок, цок).

    Укреплять мышцы языка и выработать подъем языка вверх.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). 
    «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

    "Дятел", "Пулеметик"

    Дятел, дятел тук-тук-тук.
    Д-Д-Д-Д
    Ты чего стучишь, мой друг!
    Д-Д-Д-Д
    -Я не зря во рту стучу
    Д-Д-Д-Д
    Звукам правильным учу.
    Д-Д-Д-Д

    Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка и умение делать кончик языка напряженным.

    1 вариант: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

    2 вариант: рот открыт. Кончик языка бьет в верхнее небо (дэ-дэ-дэ).

    "Змейка"

    Осторожно народ:
    Змея в пещере живёт.
    Кто её не хвалит,
    Того она ужалит.

    Вырабатывать умение делать язык узким и управлять движениями языка.

    Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его, сделать узким; затем спрятать в глубь рта. Рот при этом не закрывать. Сначала в медленном темпе, потом ускоряться.

    "Футбол"

    Во дворе народ толпится,

    Там идет футбольный матч.

    И вратарь наш, Генка Спицын,

    Пропустить не должен мяч.

    Укрепить мышцы кончика языка и щек.

    Рот приоткрыть слегка. Поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку.

    Рекомендации

    воспитателям детского сада

    по проведению артикуляционной гимнастики

    в совместной деятельности

    с детьми дошкольного возраста

    6л.-7л.

    1. Упражнения проводят с помощью игровых, наглядных приемов: по картинкам, по образцу, перед индивидуальным зеркалом, под счет до 10.

    2. Проводить 3-5 раз в день. ЭНЕРГИЧНО!!!

    3. Строгое соблюдение принципа «от простого к сложному».

    4. Применять упражнения в индивидуальной работе.

    5. В планирование включать 10 упражнений (для губ+для языка+для щек+для челюсти).

    6. В плане прописывать индивидуальную работу в разделе "Артикуляционная гимнастика".

    Перечень упражнений

    Название упражнения.

    Художественное слово

    Цель

    Инструкция

    выполнения упражнения

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

    "Лягушка"

    Наши губки улыбнулись,
    Прямо к ушкам потянулись.
    Ты попробуй «И-и-и» скажи,
    Свой заборчик покажи.

    Выработать умение удерживать губы в улыбке, не обнажая нижние и верхние передние зубы; не прищуривая глаза.

    Улыбнуться: «растянуть губки к ушкам». Удерживать в таком положении губы под счет до 10.

    "Хоботок"

    В гости к нам пришел слоненок –
    Удивительный ребенок.
    На слоненка посмотри –
    Губы хоботом тяни!

    Выработать движение губ вперед.

    Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 10.

    "Заборчик"

    Широка Нева – река, 
    И улыбка широка. 
    Зубки все мои видны – 
    От краёв и до десны.

    Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

    Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 10.

    "Окошко"

    Рот приоткрою я немножко, 
    Губы сделаю «окошком». 
    Зубки рядышком стоят 
    И в окошечко глядят.

    Выработать умение удерживать губы в открытом положении.

    Напрягая губы, вытянуть вперед, округлив. Удерживать под счет до 10.

    "Поцелуйчики"

    Губки в трубочку сложу я, Потом маму поцелую.

    Выработать движение губ в положении «хоботка».

    Имитация поцелуйчиков. Удерживать под счет до 10.

    "Пяточок"

    Подражаем поросенку,

    Сложим губки пяточком,

    Раз, два, три, четыре,

    Пяточком мы покрутили.

    Выработать движение губ в положении «хоботка».

    Сделать упражнение «хоботок» и передвигать губы влево - вправо, крутить по кругу. Удерживать под счет до 10.

    "Остановите лошадку"

    Стой, моя лошадка, стой!
    Прискакали мы домой.

    Выработать умение вибрации губами.

    На выдохе губами: пр-р-р-р.

    "Веселая песенка"

    Выработать умение открывать широко рот на гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) со звуком.

    Произносить гласные звуки: а-о-у-и-ы-э

    "Пароход"

    Вывожу язык вперёд,
    Закушу его – и вот:
    «Ы» — так гудит пароход.

    Выработать умение удерживать губы в положении звука Ы, прикусив кончик языка.

    На выдохе!!! Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

    "Лягушка-Хоботок"

    Улыбайся народ,
    Потом губы – вперёд!
    И так делаем раз шесть.
    Всё! Хвалю! Начало есть!

    Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) – в стороны (улыбка).

    Чередовать упражнения «Лягушка-Хоботок» под счет до 10.

    "Заборчик-Окошко"

    Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (окошко) – в стороны (заборчик).

    Чередовать упражнения «Заборчик-Окошко» под счет до 10.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЧЕЛЮСТИ

    "Почешим губки"

    Если губки я чешу,

    Значит, сладкого прошу.

    Самомассаж верхней и нижней губ.

    Почесывание и  легкое кусание зубами  вначале верхнюю, следом  нижнюю губы.

    "Дразнилки", "Рыбки"

    "Птенчики"

    Открывает рот галчонок:

    «Червячка бы съесть спросонок!»

    Выработать умение ритмично открывать-закрывать рот с характерным призвуком. (Па)

    Широко, часто открывать рот и произносить (без звука): па-па-па.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЕК

    "Толстуны"

    Наливаем воду в бочку -

    Надуваем сильно щёчки.

    Укреплять мускулатуру губ и щёк.

     Сильно надуть щеки, сдерживая воздух во рту. Под счет до 10.

    "Худышки"

    Не нужны сейчас улыбки -
    Делай ротик, как у рыбки.

    Укреплять мускулатуру губ и щёк.

    Втянуть щеки, губы бантиком. Под счет до 10.

    "Гоняем воздушный шарик"

    Обезьянка, бегемотик -
    Все водой полощут ротик.

    Укреплять мускулатуру губ и щёк.

    Щеки надувать по очереди.

    СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

    "Лопатка" 

    Пусть язык наш отдыхает, 
    Пусть немножко подремает.

    Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Можно подышать как собачка для лучшего эффекта. Под счет до 10.

    "Месим тесто"

    Тесто мнем, мнем, мнем,

    Тесто жмем, жмем, жмем,

    После скалку мы возьмем,

    Тесто тонко раскатаем,

    Выпекать пирог поставим.

    Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

    "Накажем непослушный язычок"

    Язычок твой – озорник,
    Он не слушает тебя.
    Накажи его скорее:
    «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

    Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и покусывать его зубками.

    "Иголочка"

    Улыбаюсь: вот шутник –
    Узким-узким стал язык.
    Меж зубами, как сучок,
    Вылез длинный язычок.

    Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым».

    Открыть рот, язык высунуть, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 10.

    "Чашечка"

    Язычок наш поумнел.
    Чашку сделать он сумел.
    Можно чай туда налить.
    И с конфетами попить.

    Научиться удерживать язык в форме чашечки. Укреплять мускулатуру языка.

    Улыбнуться, открыть рот и установить язык в форме чашечки. Удерживать под счет до 10.

    "Трубочка", "Желобок"

    Ну-ка делай, дружок! 
    Язычок в желобок.
    Щёки ты не надувай, 
    Губками прижимай!
    Плавно воздух выпускается
    Желобок не разрушается.

    Выработать умение поднимать края языка, сворачивая в трубочку.

    Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. Удерживать под счет до 10.

    "Парус"

    Ветер парус раздувает,

    Нашу лодку подгоняет. 

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем парус мы держать.

    Выработать умение подъема языка к верхнему небу и умения удерживания позы.

    Рот открыт широко. Язык поднять к твердому небу и удерживать позу. Удерживать под счет до 10.

    "Горка"

    Санки привезли ребятки
    Горка есть и – всё в порядке!

    Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.

    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удерживать под счет до 10.

    "Лопатка-Иголочка"

    Язык лопаточкой лежит
    И нисколько не дрожит.
    Мы иголочкой потом
    Язык потянем остриём.

    Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий-узкий».

    Чередовать упражнения «Лопаточка-Иголочка» под счет.

    "Лопатка-Чашечка"

    Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «вверх-вниз».

    Чередовать упражнения «Лопаточка-Чашечка» под счет.

    ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

    "Часики"

    Тик – так, тик – так – 
    Ходят часики – вот так! 
    Влево тик, 
    Вправо так. 
    Ходят часики – вот так!

    Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо-влево.

    Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Нижняя челюсть остается не подвижной.

    "Качели"

    На качелях
    Я качаюсь
    Вверх – вниз,
    Вверх – вниз,
    И все выше поднимаюсь,
    А потом вниз.

    Выработать умение быстро менять положение языка «верх-низ».

    Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

    "Индюк"

    По двору индюк ходил
    Бл-Бл-Бл
    Хвост, как веер, распустил.
    Бл-Бл-Бл
    Вот какой красивый я,
    Бл-Бл-Бл
    Полюбуйтесь на меня!

    Выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

    Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее (бл-бл-бл)

    "Почистим зубки"

    Рот откройте, улыбнитесь, 
    Свои зубки покажите, 
    Чистим верхние и нижние, 
    Ведь они у нас не лишние.

    Вырабатывать подъем языка вверх. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

    1 вариант: Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

    2 вариант: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние/нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

    "Вкусное варенье"

    Нашей Маше очень смело, 
    На губу варенье село, 
    Нужно ей язык поднять, 
    Чтобы капельку слизать.

    Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

    Выработать умение двигать язык по губам по/против часовой стрелки.

    1 вариант: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот.

    2 вариант: рот открыт, облизывать верхнюю/нижнюю губы по часовой стрелке и против.

    "Маляр"

    Язык – как кисточка моя,
    И ею нёбо крашу я.

    Отработать движение языка вверх и его подвижность.

    Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка и обратно.

    "Лошадка"

    Я лошадка – серый бок (цок, цок), 
    Я копытцем постучу (цок, цок), 
    Если хочешь, прокачу (цок, цок).

    Укреплять мышцы языка и выработать подъем языка вверх.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). 
    «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

    "Грибок"

    На лесной опушке, 
    Где жила кукушка, 
    Вырос гриб волнушка, 
    Шляпа на макушке.

    Учить удерживать распластанный язык у верхнего неба.

    Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 10 секунд.

    "Дятел", "Пулеметик"

    Дятел, дятел тук-тук-тук.
    Д-Д-Д-Д
    Ты чего стучишь, мой друг!
    Д-Д-Д-Д
    -Я не зря во рту стучу
    Д-Д-Д-Д
    Звукам правильным учу.
    Д-Д-Д-Д

    Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка и умение делать кончик языка напряженным.

    1 вариант: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

    2 вариант: рот открыт. Кончик языка бьет в верхнее небо (дэ-дэ-дэ).

    "Гармошка"

    Присосу язык на нёбо,
    А теперь смотрите в оба:
    Ходит челюсть вверх и вниз –
    У неё такой круиз.

    Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

    Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

    "Змейка"

    Осторожно народ:
    Змея в пещере живёт.
    Кто её не хвалит,
    Того она ужалит.

    Вырабатывать умение делать язык узким и управлять движениями языка.

    Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его, сделать узким; затем спрятать в глубь рта. Рот при этом не закрывать. Сначала в медленном темпе, потом ускоряться.

    "Футбол"

    Во дворе народ толпится,

    Там идет футбольный матч.

    И вратарь наш, Генка Спицын,

    Пропустить не должен мяч.

    Укрепить мышцы кончика языка и щек.

    Рот приоткрыть слегка. Поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку.

    "Катушка", "Киска сердится"

    Выгляни в окошко,

    Там увидишь кошку.

    Кошка спинку выгнула,

    Зашипела, прыгнула.

    Рассердилась киска –

    Не подходите близко!

    Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, выгибать спинку языка и активизировать язык.

    Улыбнуться, показать зубы, рот приоткрыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, перевернуть язык. Удерживать в таком положении.

    «Пулеметик» с пальчиком, «Заводим моторчик»

    Укрепление мускулатуры языка. Выработать умение удерживать язык за верхними зубами.

    Губы  открытым «заборчиком», язык «парусом» за верхними зубами. Произносить «д-д-д-д-д» и одновременно указательным пальцем двигать под языком. В медленном темпе, затем с небольшим ускорением.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

    «Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

    Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

    Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...

    «Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»

    Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, име...

    Информация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста»

    Информация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста»(комплексы артикуляционной гимнастики для детей 2 – 7 лет)...

    Игровые приёмы при проведении артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

    В статье обосновывается необходимость использования игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики и предлагаются варианты пособий для работы с детьми....

    "Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"

    quot;Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"...

    Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

    Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...