Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду
методическая разработка
Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_rekomendats_dlya_pedagogov_massazhnye_gimnastiki.docx | 448.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов
при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду
Подготовила: инструктор по физическому воспитанию
Слободчикова Елена Степановна
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.
Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.
Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе.
Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.
Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой массаж и игровая гимнастика прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между детьми и взрослыми.
В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и игровая гимнастика, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников. Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Важно сказать о том, что нам, воспитателям, надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!» Поэтому все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Приемы самомассажа проводят в такой последовательности:
Поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.
Я предлагаю вашему вниманию отдельные комплексы игровой гимнастики и игрового массажа, которые использую в своей работе.
Самомассаж лица
Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи.
Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.
Самомассаж лица «Озорные мишки»
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.
А теперь по кругу щёчки
Дружно разотрём:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьём.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для щёчек
Нужно делать всем.
Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30. Делать по 1разу.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Чётко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Чтобы думали получше
озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.
Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.
Мы подушечками пальцев
В точки попадём:
Так курносому мишутке
Носик разомнём.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем.
Открыть рот и нижней челюстью делать движения слева направо и наоборот. По 10 раз.
Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят!
В качестве уникального средства для развития речи, поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки кисти рук использую достижение восточной медицины – элементы СУ-ДЖОК – терапии (методика оздоровления, основанная на представлении восточной философии о том, что на стопах и кистях расположены активные точки, соответствующие внутренним органам и частям тела).
Применяю предметы:
1. Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкая моторика.
Предлагаю вам выполнить короткое упражнение массажным шариком.
Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним. Массируем палец до покраснения и появления ощущения тепла. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаю разные стихотворные тексты.
Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов.
Отмечу, что игровую гимнастику с элементами массажа можно включать в различные формы оздоровительной работы. Приведу пример использования игровой гимнастики с элементами массажа в проведении оздоровительной гимнастики после сна.
Игровая оздоровительная гимнастика после сна
Гимнастика пробуждения
Массаж лица и головы
массаж махровой рукавицей или рукавицей с различными наполнителями
Ходьба босиком по коррегирующим дорожкам
Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки
Дыхательная гимнастика
Зрительная гимнастика
I. Давайте вместе представим, что мы только что сладко спали и услышали приятные звуки музыки. Я вас попрошу расслабиться, закрыть глаза.
Итак, вы проснулись, улыбнулись, сделали глубокий вдох, выдох.
Пошевелите пальцами рук и ног, сожмите пальцы в кулак.
Разотрите ладоши до появления тепла.
«Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
Круговыми движениями по часовой стрелке погладьте живот.
Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
Прогнитесь.
Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладоши вверх.
Молодцы! Спасибо! Мы с вами проснулись и снова готовы продолжить работу.
Гимнастика в постели также может включать такие элементы, как пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, элементы самомассажа (представленные мною выше)
Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления.
II. Затем выполняем массаж спины махровой рукавицей или рукавицей с различными наполнителями.
III. Затем выполняем с детьми корригирующую ходьбу и комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. В детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем это может причинять много неприятностей и привести к искривлению позвоночника и снижению остроты зрения.
Детям предлагается:
Ходьба на носочках («лисичка»).
Ходьба на внешней стороне стопы («медведь»).
Ходьба с высоким подниманием колена («лось»).
Ходьба в полном приседе («ежик»).
Ходьба по корригирующим дорожкам (Вот шагаем по дорожке – укрепляем наши ножки)
Ходьба по корригирующим дорожкам способствует развитию координации движений, чувства равновесия. Различный материал, из которого изготовляются дорожки, воздействует на стопу ребенка, массажирует ее.
Также на этом этапе проводим массаж ног, который дети делают сами под руководством воспитателя.
Цель массажа – воздействие на биологически активные точки, расположенные на подошвах ног.
Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, поэтому и массаж мы проводим в виде игры. Вот один из примеров:
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем рядом, отдохнем
И массаж подошв начнем.
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно,
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз – сгибай, два – выпрямляй.
Ну, активнее давай!
Вот работа так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай,
Да за нею поспевай!
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: «Спасибо!» Ноженькам своим.
Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра!
Также для профилактики плоскостопия можно использовать мячи – массажеры и ванночки с различным наполнителем (песком, крупой, мелкими шариками).
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том , что детский игровой массаж и игровая гимнастика оказывают влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же стимулируют рост и развитие мышечной массы, способствуют поддержанию оптимального тонуса, являются своеобразным раздражителем рецепторов кожи.
Таким образом, укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.
«Картотека упражнений с массажными мячиками для детей дошкольного возраста»
Упражнения с массажными мячиками для детей
«Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил
В. Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи малыша.
Цель таких упражнений - развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.
Задачи:
1. способствовать закаливанию организма ребенка.
2. Воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.
3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
4. Хорошая гимнастика для пальчиков, улучшает кровообращение, тонизирует мелкие мышцы на руках.
Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками. Играть с «ёжиками» можно с раннего возраста. Вот упражнения для самых маленьких.
Перед тем, как проводить с детьми или одним ребенком комплекс представленных упражнений, необходимо познакомить их с названием частей ладони и пальцев.
Следить, чтобы при выполнении упражнений для рук, пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались. Желательно, чтобы на детях была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава. Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.
Упражнения показывать в среднем темпе, акцентируя внимание детей (ребенка) на некоторые нюансы при их выполнении.
Эти комплексы упражнений рекомендуется проводить с детьми,
начиная с 3-х летнего возраста.
Упражнения с мячиком-ёжиком можно использовать как часть занятия в структуре коррекционного занятия, проводимого воспитателем, а также как самостоятельное занятие. Оно может быть как индивидуальным, так и подгрупповым.
Упражнения для самых маленьких.
«Ёжик»
Представьте, что к вам в гости пришел ёжик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.
Ёжик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.
«Месим тесто»
Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.
«Орех»
Движения соответствуют тексту.
Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех.
«Иголки»
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т.д. сначала медленно, а потом ускоряя темп.
«Непростой шарик»
Движения соответствуют тексту.
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
«Ласковый ёж»
Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Упражнения для детей с 4 лет
«Ёжик»
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
«Круги»
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
«Ласковый ёж»
Ребёнок гладит мячиком свои ладошками со словами:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
«Зайцы на лужайке»
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
«Медведи»
Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
«Футбол»
Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребeнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребeнком, темп его выполнения можно ускорить.
«Лодочка»
Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть вверх, приняв положение “лодочки”. В одну из ладошек вложить мячик. Перекидывать мячик из одной ладошки в другую, постоянно удерживая исходное положение «лодочка». Когда идет перекидывание мячика, ладошку, которая делает бросок, необходимо слегка поворачивать и стараться, мячик высоко не подкидывать. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребeнком, темп его выполнения можно ускорить.
«Колючки»
Ладошку сделать «лодочкой». В нее вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. На руке должны остаться вмятинки от колючек мячика. Следить за тем, чтобы ребенок старался сжимать мячик одной рукой. Упражнение повторить 8-10 раз одной рукой, потом тоже повторить другой рукой. Потом можно предложить выполнить это упражнение двумя руками сразу же. Чтобы ребенок понял, с какой силой
необходимо сжимать мячик, взрослый сначала сам выполняет это упражнение, демонстрируя ребенку вмятинки на своей ладошке от колючек мячика. Обратите внимание ребенка на то, что при правильном выполнении этого упражнения, ему будет больно. Это делается для того, чтобы ребенок почувствовал момент, когда у него рука напряжена (сжимает мячик и при этом ему больно), а когда рука расслаблена и мячик свободно лежит в ладошке.
«Скатаем шарик»
1 вариант
Обе руки локтями прижать к себе. Пальцы ладошек плотно сжаты друг с другом и напряжены. На левую ладошку положить мячик, сверху прикрыть его другой ладошкой. Делать круговые движения верхней ладошкой по нижней как при лепке шарика из пластилина. Следите, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. Упражнение выполнять внутренней частью ладошки, а не пальцами!!! Затем поменять положение рук.
2 вариант
Локти поставить на стол, ладошками напротив друг друга. Между ними вложить мячик. Делать движения обоими ладошками вверх-вниз. Следите, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. При выполнении упражнения локти держать на столе. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребенком, темп его выполнения можно ускорить.
«Прокати по ладошке»
Локоть левой руки прижать плотно к себе, кисть руки развернуть ладошкой вверх. Пальцы плотно сомкнуты между собой. Положить на ладошку мячик, второй рукой накрыть мячик. Пальцы верхней ладошки плотно сжаты между собой. Производить движения верхней ладошкой вперед-назад по длине всей ладони. Следить, чтобы во время выполнения этого упражнения у ребенка не поднималось плечо. То же повторить другой рукой. Упражнение выполнять не торопясь, с хорошей амплитудой движения. Такие упражнения проводятся, когда мячик катают по тыльной стороне ладони. При этом ладошка лежит на столе, тыльной стороной кверху.
«Горка»
Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклоненной головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.
Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной ладошки кверху. Можно выполнять упражнения ногами, сидя на стуле.
«Будь здоров»
Мячик положить на пол. Одну ногу положить сверху мячика. Другая нога стоит плотно на полу. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Катать мячик ногой вперед-назад, не торопясь. Затем, то же движение выполняется другой ногой. Это упражнение можно выполнять двумя ногами, катая мячик поочередно, либо обеими ногами одновременно. Как вариант, можно делать круговые движения одной ногой, затем другой. Упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой движения. Упражнение можно выполнять двумя ногами сразу же либо поочередно, либо обеими ногами одновременно.
«Горка»
Снять с ног обувь. Сесть на стульчик. Одна нога стоит плотно на полу, а другая прямо выставлена вперед, носок вытянуть. Мячик взять в противоположную от выставленной ноги руку. Этой рукой начать поднимать мячик по ноге вверх. Накрыть мячик рукой и подержать его на счет до 5, затем «спустить» его по горке вниз. То же упражнение повторить с другой ногой. Затем увеличить счет до 10. Упражнение выполняется не торопясь, с хорошей амплитудой движения.
Упражнения для детей 6-7 лет
«Солдаты»
Обе руки локтями плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять круговые движения сначала кистью одной руки, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Круговые движения выполняются к себе и от себя. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками одновременно.
«Тренировка»
Обе руки локтям и плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять движения кистью руки вперед-назад, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками поочередно, либо одновременно.
Руки при выполнении некоторых упражнений можно ставить на стол. Высота стола должна быть такой, чтобы ребенок сидел за столом ровно, не горбясь.
"Развиваем мелкую моторику малышей"
( упражнения из книги Ермаковой И. А.)
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком:
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Упражнение №1
Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Упражнение №2
Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
Упражнение №3
Я мячом круги катаю, (Движения выполняются по тексту)
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошки,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк!
Мяч катаю между рук!
Упражнение №4
Я мячом круги катаю, (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад вперед его гоняю, (гоняем мячик между ладонями по столу)
Им поглажу я ладошку, (гладим одну ладошку мячиком)
Будто бы сметаю крошку, (гладим другую ладошку мячиком)
И помну его немножко, (сжимаем мячик одной рукой)
Как сжимает лапу кошка. (меняем и сжимаем мячик другой рукой
Упражнение №5
Ежик, ежик – чудачек
Сшил колючий пиджачок (прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)
Встал с утра, и в лес – гулять, (поднять руки вверх)
Чтоб друзей всех повидать. (перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)
Ежик топал по тропинке (постучать мячом по столу)
И грибочек нес на спинке. (завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)
Ежик топал не спеша, (прокатываем мяч по одной коленке вперед)
Тихо листьями шурша. (прокатываем мяч по другой коленке назад)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий Попрыгайка, (подбрасываем и ловим мячик)
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку! (завести руки за спину и спрятать мяч)
Упражнение №6
Этот шарик не простой (Движения выполняются по тексту)
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
Упражнение №7
Катится колючий ежик (выполняем круговые движения мячиком между ладонями)
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошкам он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит (перебираем мяч пальчиками)
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда, сюда! Мне щекотно? (движения мячом по пальчикам)
Да, да, да!
Уходи, колючий еж, (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
В темный лес, где ты живешь!
Игровой массаж
в детском саду в течение дня
(технология здоровьесбережения)
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног
выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов.
Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком
– бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам.
Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и Лисонькой, и Снеговичком, Петушком или веселым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко
поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу ит. д.). При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:
1)вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
2)растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
При массаже других частей тела используем приемы:
♦поглаживание,
♦растирание,
♦разминание,
♦поколачивание.
Ожидаемые результаты применения массажа:
в образовательном направлении:
◊усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы)
◊умение овладеть простейшими приемами;
в оздоровительном направлении:
◊расширение капилляров кожи;
◊ускорение циркуляции крови и лимфы;
◊усиление функций потовых и сальных желез;
◊влияние на обменные процессы;
◊улучшение подвижности связочного аппарата;
◊побуждение к активности;
в воспитательном направлении:
◊тонизирующее влияние на центральную нервную систему;
◊развитие положительных эмоций.
Начиная со второй младшей группы, мы используем следующие виды массажа:
массаж стоп:
∙ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
∙самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках», см. Приложение);
∙катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажеры).
К сведению! Для снятия усталости ног нужно сто раз ударить кулаком по подошвам ног
–японское упражнение «Стократное ударение по подошвам
ног».
- массаж рук и пальцев рук:
∙самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»;
∙многочисленные пальчиковые гимнастики;
∙массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов;
∙ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки).
Связь пальцев с органами:
*большой палец
–легкие и печень;
*указательный
–пищеварительный тракт, печень, толстая кишка;
*средний
–сердце, кровообращение, секс;
*безымянный
–нервная система, здоровье в целом;
*мизинец
–сердце, тонкий кишечник;
*ладонь
–в центре точка повышения активности.
Скорая помощь:
*при сердечном приступе рекомендуется надавить большим пальцем в центр ладони;
*утоление нервной усталости
–массаж мизинцев до полного расслабления;
*сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем
–улучшает запоминание важных вещей;
*устранение психической напряженности
–круговые движения орехами в каждой ладони;
сцепить руки над головой, наклонять тело в обе стороны попеременно;
*проверка функции печени
–при напряженных разогнутых пальцах руки согнуть указательный палец в виде крючка;
*активизация функции печени
–растягивать, зацепленные друг с другом указательные
пальцы в противоположные стороны перед грудью;
*простуда, зубная боль, переутомление глаз, желудок, кишечник, красивая кожа
–точка между большим и указательным пальцем, нажимать большим пальцем другой руки
или орехом делать круговые движения (30 раз для точки каждой руки).
- массаж спины:
∙игровой взаимомассаж «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
∙массаж специальными и самодельными массажерами;
∙массаж гимнастическими палками;
∙массаж при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед
–назад, в стороны;
∙упражнения на мяче (большом)
- массаж лица и биологически активных точек (профилактика простуды):
∙игровой самомассаж «Бурундук», «Наступили холода», «Пчела», «Нарисуем лицо», «Снеговик» и др.;
- массаж тела и ног:
∙игровой самомассаж «Лисонька», «Лягушата», «Мочалочка»;
∙массаж специальными и самодельными массажерами;
∙растирание массажными рукавичками;
∙выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».
Литература.
1.М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим».Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.2.М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
Упражнения для красивых глаз.
1.Массируют все пальцы рук до расслабления (мизинцы и указательные
–3минуты, остальные – по одной минуте).
2.Массируют все пальцы ног до расслабления (указательные –2 минуты, остальные – по одной минуте).
3.Точка в центре ладони – сильное нажатие 50 секунд 3 раза (точка жизненной энергии).
4.Внутренние уголки глаз нажать большим и указательным пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.
5.Наружные уголки глаз нажать большими пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.
Примерная схема проведения массажа в средней группе в течение дня:
Режимные моменты
Выполняемые виды массажа
1.Утро
Массаж рук «Мышка», «Рукавицы», пальчиковая гимнастика
2.Утренняя гимнастика
Массаж биологически активных зон «Наступили холода»,
«Снеговик», ходьба по массажным дорожкам.
3.Время после завтрака
Это время для массажа лучше не использовать. Энергетическая сила
рук наиболее эффективна, когда желудок пуст. Во время пищеварения организм занят самим собой и мало способен к энергоконтакту.
4.На занятиях, между занятиями, физкультминутки
Взаимомассаж спины, самомассаж, массаж тела, массаж лица, массаж биологически активных зон, массаж от простуды.
5.После занятий, перед прогулкой
Массаж рук, массаж стоп, ходьба по массажной дорожке
«Обезьянки» (руками и ногами).
6.На прогулке
Массаж пальцев рук «Рукавицы»
7.Возвращение с прогулки, перед обедом
Массаж тела и спины, массаж с использованием массажеров, взаимомассаж.
8.После сна
Массаж стоп, ходьба по массажным дорожкам, массаж
биологически активных зон, растирание тела массажной рукавичкой.
9.Перед ужином
Массаж рук «Строим дом»
10.После ужина
Ходьба по массажным дорожкам, массаж с использованием
специальныхи самодельных массажеров (по желанию детей).
Массажные гимнастики
Массаж биологически активных зон «Снеговик»
(для профилактики простудных заболеваний).
Раз - рука, два - рука.
Лепим мы снеговика.
Три - четыре, три - четыре,
Нарисуем рот пошире,
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть - наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь –
Мы плясать его попросим.
Вытянуть вперед одну руку, потом - другую.
Имитировать лепку снежков.
Погладить ладонями шею.
Кулачками растереть крылья носа.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и
растереть лоб.
Погладить колени ладошками.
Массаж биологически активных зон «Труба»
(для профилактики простудных заболеваний).
Ба – ба - ба –На крыше есть труба.
Бу- бу- бу – Надо чистить трубу.
Бы-бы-бы – Валит дым из трубы.
Всех зовем на новоселье!
Начинается веселье.
Провести всеми пальцами полбу от середины к вискам - 7 раз.
Кулачками провести по крыльям носа -7 раз.
Растереть ладонями уши.
Массаж лица «Пчела».
Ла-ла-ла - На цветке сидит пчела.
Ул-ул-ул - Ветерок подул.
Ала-ала-ала - Пчелка крыльями махала.
Ила- ила-ила - Пчелка мед носила.
Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам -7 раз.
Провести пальцами по щекам сверху вниз -7 раз.
Кулачками энергично провести по крыльям носа -7 раз.
Растереть лоб ладонями, приставленными к нему
козырьком.
Массаж спины «Дождь».
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Хлопки ладонями по спине.
Поколачивание кулачками.
Постукивание пальчиками.
Поглаживание спины ладошками.
Дети поворачиваются на 180% и делают массаж еще раз.
Массаж биологически активных зон «Обезьяна»
Чи-чи-чи»(Дети садятся по-турецки).
Обезьяна Чи-чи-чи - Продавала кирпичи.
Подбежал тут к ней Зайчонок: -Не продашь ли кирпичонок?
- Нет! - сказала Чи-чи-чи.
-Продаю я кирпичи.
Знай, Зайчонок!
Нет слова «кирпичонок»!
(Детская песенка)
Провести ладонями по шее от затылочной части к основанию орла.
Указательным и средним пальцами провести по крыльям носа.
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.
Раздвинуть указательный и средний пальцы, поставить
их перед и за ухом и энергично растереть кожу около ушей.
Массаж спины «Паровоз».
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Паровоз кричит: «Ду-ду! Я иду, иду, иду!»
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так! Так-так-так! Так-так-так!»
Поколачивание кулачками.
Похлопывание ладошками.
Дети «паровозиком» уезжают из зала.
Массаж биологически активных зон «Наступили холода»
(для профилактики простудных заболеваний).
Ехать в поезде тепло
Поглядим - ка мы в окно.
А на улице зима,
Наступили холода.
Давайте сделаем массаж от простуды.
Да-да-да - Наступили холода.
Да-да-да -
Превратилась в лед вода.
Ду-ду-ду -Поскользнусь я на льду.
Ду-ду-ду - Я на лыжах иду.
Ды-ды-ды -На снегу есть следы.
Ди-ди-ди - Ну, заяц, погоди!
Потереть ладошки друг о друга.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Указательными пальцами помассировать крылья носа.
Растереть ладонями уши.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично
растирать лоб движениями в стороны - к середине лба.
Хлопки в ладоши.
Погрозить пальцем.
Массаж биологически активных зон, предотвращающий
простудные заболевания «Зайчишка».
Тили - тили - тили бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом!
Жалко мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс.
Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично
разводить их в стороны и сводить вместе.
Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.
Раздвинуть указательный и средний пальцы,
остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.
Массаж тела «Лисонька».
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала - Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица - Лиса!
До чего же хороша!
Движения выполняются соответственно тексту.
Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо - влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.
Массаж рук «Рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
Для лисички Оли,
Для лисенка Коли,
Для лисички Маши,
Для лисенка Саши,
А для Катеньки - лисички
–Маленькие рукавички!
В рукавичках – да-да-да
Не замерзнем никогда!
Имитация вязания.
Поочередное загибание пальцев, начиная с большого, заканчивая мизинцем.
Показываем, какие. Растирание ладоней.
Хлопки руками.
Массаж ног «Курочки и петушок».
Наседка нередко ругала цыплят:
«Кончайте клеваться, кому говорят!
Кто много клюется, тот мало клюет,
Кто мало клюет, тот плохо растет,
Кто мало растет, тот болен и худ,
Кто худ и бессилен, того заклюют!»
Поглаживание подъема ноги.
Массаж щиколоток.
Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх.
Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх.
Поглаживание ноги ладонями.
Поглаживание коленок.
Массаж ступни и пальцев ног.
Пальчики на ножках,
Как на ладошках.
Я их смело покручу
И шагать научу.
Разведу вперед-назад
И сожму руками.
Здравствуйте, пальчики,
Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики,
Игрушки заводные!
Дети (босиком) массируют, «вращают» руками пальчики на ногах.
Один палец тянуть рукой на себя, другой - от себя.
Сжимание ладонями пальцев ног.
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять — Будем листья собирать.
Листья березы, Листья рябины,
Листики тополя, Листья осины,
Листики дуба Мы соберем
Маме осенний Букет отнесем.
Песню осеннюю Маме споем.
Сжимать и разжимать кулачки.
Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.
Упражнение на релаксацию
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже — Руки за спину положим,
Голову поднимем выше - И легко-легко подышим.
Ой, как пахнет здесь весной. Но нам пора уже домой.
Прикасаться поочередно подушечками пальцев друг к другу, начиная с большого пальца.
Сжимать и разжимать пальцы. Покачать расслабленными руками.
Спрятать руки за спину, голова поднята, спокойное дыхание через нос.
Массаж биологически активных точек
«Что делать после дождика» (для профилактики простудных заболеваний)
Что делать после дождика?
По лужицам скакать!
Что делать после дождика?
Кораблики пускать!
Что делать после дождика?
На радуге качаться!
Что делать после дождика?
Да просто улыбаться!
Энергично массируют «дорожку» по спирали от уровня сосков вдоль передне
-срединного меридиана до яремной ямки.
Большими пальцами рук мягко поглаживают шею сверху вниз —3 раза.
Сильно раздвинув указательные и средние пальцы, кладут их перед и за ушами и с силой растирают кожу.
Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев растирают крылья носа—3 раза.
Кладут три пальца на середину лба и массируют, мягко надавливая. Слегка касаясь пальцами, проводят по лбу 3 раза.
Энергично растирают ладони. Протягивают ладони вперед и улыба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП
Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...
Методические рекомендации по теме: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Методические рекомендации по теме:«Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Методические рекомендации по организации закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста в летний период.
Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. В результате закаливания...
Презентация " Методика проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в детском саду"
В презентации даются типы, классификация, способы организации детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях в режиме дошкольного учреждения...
Методические рекомендации по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста.
Краткое описание нетрадиционных техник рисования....
Методические рекомендации для педагогов при проведении гимнастик после дневного сна с детьми дошкольного возраста в детском саду
Методика проведения гимнастики после дневного сна...