Методические рекомендации по теме: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»
материал по развитию речи на тему

 Елена Геннадьевна Шитова

Методические рекомендации по теме:«Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по теме:

«Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста».

Подготовила:

Шитова Е.Г., старший воспитатель

           В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоит несколько задач:

- вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;

- помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов;

- добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти;

- учить детей читать стихи выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму;

- воспитывать любовь к поэзии

Все эти задачи определяют построение образовательной деятельности и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.

Методические рекомендации по заучиванию стихов:

1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

2. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

5. В процессе заучивания наизусть воспитатель обращает внимание на выразительность чтения детьми. Нельзя допускать, чтобы при заучивании дети говорили монотонно, однообразно интонируя каждую строчку.

6. В процессе заучивания целесообразно использовать различные виды театра, театральная атрибутика помогают запомнить текст с обилием диалогов. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Не менее интересной будет сценка, представленная в кукольном или перчаточном театре.

7. Можно сопровождать заучивание наизусть демонстрацией игрушек, предметов, иллюстраций, рисунков, картин.

8. Рекомендуется использование «мнемотехники», различных схем, рисунков, планов. Если текст стихотворения достаточно длинный, то зрительная опора поможет более быстрому усвоению.

9. Обязательно единство требований к выразительному чтению стихотворения у всех – воспитателей и родителей. В уголке для родителей желательно поместить папку с текстами стихотворений, которые дети учат наизусть. В текстах использовать разметку, обозначающую паузы, логические ударения, интонацию и т.п.

10. Важно объяснять детям значение всех непонятных слов, проводить игры с незнакомыми словами.

11. Проводить в детском саду конкурсы чтецов.

Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Приложение № 1.

Перспективное планирование по теме:

«Заучивание стихотворений с детьми

младшего дошкольного возраста».

БЛОК: «Работа с детьми»

Содержание

   Срок    

Ответственный

1. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»

2. Раскрашивание силуэтов овощей.

3. Беседа по содержанию потешки «Огуречик, огуречик…»

4. Заучивание наизусть потешки «Огуречик, огуречик…»

Сентябрь

Воспитатели

1. Чтение потешки «Дождик - кап».

2. Обыгрывание потешки с детьми с помощью мимики и жестов.

3. Слушание с детьми звуков дождя (аудиозапись).

4. Заучивание наизусть потешки «Дождик - кап».

Октябрь

Воспитатели

Музыкальный руководитель

1. Повторение с детьми пальчиковой гимнастики «Сорока – ворона».

2. Рассматривание с детьми иллюстраций к пальчиковой гимнастике «Сорока – ворона».

3. Заучивание наизусть пальчиковой гимнастики «Этот пальчик – дедушка…»

4. Обыгрывание пальчиковой гимнастики «Этот пальчик – дедушка…» с детьми с помощью пальчикового театра.

Ноябрь

Воспитатели

1. Чтение стихотворений А. Барто из серии «Игрушки».

2. Обыгрывание стихотворений А. Барто из серии «Игрушки» с детьми с помощью настольного театра.

3. Заучивание наизусть стихотворений А.Барто из серии «Игрушки».

4. Проведение с детьми конкурса чтецов по стихам А. Барто.

Декабрь

Ст. воспитатель

Воспитатели

1. Рассматривание иллюстраций к стихотворению И. Токмаковой «Как на горке снег, снег...»

2. Наблюдение с детьми в уголке природы за основными свойствами и качествами снега и льда.

3. Обыгрывание стихотворения И.Токмаковой «Как на горке снег, снег...» с детьми как подвижной игры.

Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.

4. Заучивание наизусть стихотворения И.Токмаковой «Как на горке снег, снег...»

Январь

Воспитатели

1. Повторение с детьми потешки «Ладушки».

2. Рассматривание с детьми иллюстраций в книге с русскими народными потешками.

3. Заучивание наизусть русской народной потешки «Петушок».

4. Обыгрывание потешки «Петушок» с детьми с помощью пальчикового театра.

Февраль

Воспитатели

Музыкальный руководитель

1. Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением медведей.

2. Повторение с детьми стихотворения «Мишка косолапый».

3. Чтение детям стихотворения З.Александровой «Мой мишка».

4. Заучивание наизусть стихотворения З.Александровой «Мой мишка».

Март

Воспитатели

1. Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением времени года – весна.

2. Слушание с детьми звуков весны – капель, пение птиц (аудиозапись).

3. Чтение детям стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет...»

4. Заучивание с детьми стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет...»

Апрель

Воспитатели

Музыкальный руководитель

1. Повторение русских народных потешек с детьми.

2. Обыгрывание русских народных потешек с детьми с помощью настольного театра.

3. Проведение с детьми конкурса чтецов русских народных потешек.

4. Проведение праздника «Весна - красна».

Май

Ст. воспитатель

Воспитатели

Музыкальный руководитель

БЛОК: «Работа с родителями»

Мероприятие

Дата

Ответственный

Общее родительское или групповые собрания с целью ознакомления родителей с задачами образовательной программы по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Цель: педагогическое просвещение родителей.

Сентябрь

Старший воспитатель Воспитатели групп

Консультация «В начале было слово» и анкетирование родителей.

Цель: педагогическое просвещение родителей по речевому развитию детей.

Октябрь

Воспитатели

Ознакомление родителей с результатами диагностических обследований детей и мониторинга.

Ноябрь

Психолог

Воспитатели групп

Консультация педагога – психолога.

Цель: психолого - педагогическое просвещение родителей.

Декабрь

Психолог

Консультация для родителей на тему: «Как заучить наизусть стихотворение с детьми».

Цель: педагогическое просвещение родителей.

Январь

Воспитатели групп

Проведение родительского клуба на тему: «Игры на кухне. Словесные игры. Игры по дороге домой».

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей.

Февраль

Воспитатели групп

Привлечение родителей к оформлению фотовыставки «Играем дома».

Цель: мотивация к улучшению детско – родительских отношений.

Март

 Воспитатели групп

Посещение Ульяновского кукольного театра имени В.М.Леонтьевой.

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Апрель

Старший воспитатель Воспитатели групп

Родители

Участие в подготовке и проведении детского праздника «Весна - красна».

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско – родительских отношений.

Май

Воспитатели групп

Родители

Приложение № 2.

Перспективное планирование по теме:

«Заучивание стихотворений с детьми

старшего дошкольного возраста».

БЛОК: «Работа с детьми»

Содержание

Срок

Ответственный

1. Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка».

2. Составление с детьми мнемотаблицы по стихотворению Д. Хармса «Удивительная кошка».

3. Работа со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова по стихотворению Д. Хармса «Удивительная кошка» (ступить, отчасти).

4. Заучивание наизусть стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» с помощью мнемотаблицы.

Сентябрь

Воспитатели

1. Чтение «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина.

2. Просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане…» по произведению А.С.Пушкина.

3. Беседа с детьми по «Сказке о царе Салтане…» А.С.Пушкина.

4. Выделение в «Сказке о царе Салтане…» А.С.Пушкина трех чудес, просмотр или чтение отрывков по желанию детей.

Октябрь

Воспитатели

1. Чтение детям 1 чуда из «Сказки о царе Салтане…» («Ель растет перед дворцом») А.С.Пушкина.

2. Работа со «Словарем русского языка»  С.И.Ожегова по содержанию 1 чуда из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина (хрустальный, ручная, затейница, золотые, изумруд, слуги).

3. Составление с детьми мнемотаблицы по 1 чуду из « Сказки о царе Салтане…» А.С Пушкина.

4. Заучивание наизусть 1 чуда из «Сказки о царе Салтане…» («Ель растет перед дворцом») А.С.Пушкина.

Ноябрь

Воспитатели

1. Чтение 2 чуда из «Сказки о царе Салтане…» («В свете есть иное диво») А.С.Пушкина.

2. Работа со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова по содержанию 2 чуда из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина (диво, бурливо, бреге, чешуе, богатыря, удалые, как на подбор).

3. Составление с детьми мнемотаблицы по 2 чуду из « Сказки о царе Салтане…» А.С Пушкина.

4. Заучивание наизусть 2 чуда из «Сказки о царе Салтане…» («В свете есть иное диво») А.С.Пушкина.

Декабрь


Воспитатели

1. Чтение 3 чуда из «Сказки о царе Салтане…» («За морем царевна есть») А.С.Пушкина.

2. Работа со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова по содержанию 3 чуда из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина (неможно, отвесть, величава, выступает, пава, молвить, диво).

3. Составление с детьми мнемотаблицы по 3 чуду из « Сказки о царе Салтане…» А.С Пушкина.

4. Заучивание наизусть 3 чуда из «Сказки о царе Салтане…» («За морем царевна есть») А.С.Пушкина.

Январь

Воспитатели

1. Обыгрывание трех чудес из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина с помощью игры – драматизации.

2. Показ трех отрывков из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина детям старшей группы.

3. Сюжетное рисование с детьми по мотивам «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.

4. Проведение с детьми конкурса чтецов по мотивам «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.

Февраль

Воспитатели

Старший воспитатель

1. Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением времени года - зимы.

2. Чтение стихотворения С.Есенина «Береза», беседа и составление мнемотаблицы.

3. Работа со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова по содержанию стихотворения С.Есенина «Береза» (принакрылась, серебром, каймой, бахромой).

4. Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Береза».

Март

Воспитатели

1. Рассматривание с детьми иллюстраций к отрывку из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый».

2. Слушание музыки из балета «Руслан и Людмила».

3. Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, беседа, работа со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова и составление мнемотаблицы.

4. Заучивание наизусть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина.

Апрель

Воспитатели

Музыкальный руководитель

1. Повторение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина.

2. Экскурсия в Ульяновский кукольный театр имени В.М.Леонтьевой.

3. Проведение с детьми конкурса чтецов.

4. Проведение праздника «Завтра в школу».

Май

Старший воспитатель

Воспитатели
Музыкальный руководитель

Родители

БЛОК: «Работа с родителями»

Мероприятие

Дата

Ответственный

Общее родительское или групповые собрания с целью ознакомления родителей с задачами образовательной программы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Цель: педагогическое просвещение родителей.

Сентябрь

Старший воспитатель Воспитатели групп

Анкетирование родителей «Скоро в школу».

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах подготовки ребенка к школе.

Октябрь

Воспитатели

Ознакомление родителей с результатами диагностических обследований детей и мониторинга.

Ноябрь

Психолог

Воспитатели групп

Консультация педагога – психолога «Идем в школу».

Цель: психолого - педагогическое просвещение родителей.

Декабрь

Психолог

Консультация для родителей на тему:

«Заучивание наизусть».

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей.

Январь

Воспитатели групп

Привлечение родителей к оформлению фотовыставки «Мы на конкурсе чтецов».

Цель: мотивация к улучшению детско – родительских отношений.

Февраль

Воспитатели групп

Консультация логопеда

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей.

Март

 Логопед

Проведение родительского клуба на тему: «Речевая азбука для родителей и дошкольников».

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Апрель

Воспитатели групп

Логопед

Посещение Ульяновского кукольного театра имени В.М.Леонтьевой.

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско – родительских отношений.

Май

Старший воспитатель Воспитатели групп

Родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"

1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...

Методическая разработка: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Методическая разработка по развитию речи; Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.Мнемотаблицы особенно эффективны при ...

Методическая разработка. Консультация для воспитателей: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста.»

В дошкольном образовании особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспро...

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации

Данные методические рекомендации представляют обобщенный опыт реализации образовательного проекта по вопросам нестандартного подхода к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Реко...

Методическая разработка. Тема: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, мы графически ил...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....