Занимательные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением речи
статья по логопедии (подготовительная группа)

Арсентьева  Наталия  Викентьевна
В данной статье представлен практический материал по развитию артикуляционного аппарата в различной форме, которая способствует повышению познавательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx44.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Занимательные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи»

Аннотация: Важнейшим условием формирования нормативного звукопроизношения является полноценная работа органов речевого аппарата. Выработка правильных движений, умение объединять простые движения в сложные, способность удерживать необходимое положение при произнесении различных звуков, возможна лишь в том случае, если органы речевого аппарата сильные, гибкие и крепкие. [1] Этому поможет научить артикуляционная гимнастика, которая является основой становления правильного звукопроизношения. Но выполнять однообразные речевые упражнения по нескольку раз в день  в традиционной форме детям скучно и не интересно. В данной статье представлен практический материал по развитию артикуляционного аппарата, силы, подвижности и дифференцированности движения органов, участвующих в речевом процессе. Поэтому мы решили представить различные формы работы по проведению артикуляционной гимнастики, которая способствует повышению познавательного интереса.

Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, речевые дефекты, правильное звукопроизношение, познавательный интерес, дошкольник.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Речевые расстройства важно устранить в дошкольном возрасте, так как  они могут послужить причиной неуспеваемости ребёнка в школе. Речь – это сложный процесс, который формируется у ребёнка постепенно. Поэтому необходимо как можно раньше позаботиться о коррекции речевых расстройств.[5]

При логопедической диагностике часто обнаруживаются нарушения в строении и подвижности органов артикуляционного аппарата. [4] Для того чтобы ребёнок правильно произносил звуки нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции – язык, губы, небо. Необходимо тренировать жевательные, глотательные и мимические мышцы. Процесс образования голоса происходит за счет работы органов дыхания (гортани, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагмы, межреберных мышц). [2]  Этого можно добиться путём проведения комплекса артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определённых  положений языка и  губ, необходимых для произнесения требуемого звука. [3] Артикуляционная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. В ходе статических упражнений ребёнок фиксирует в одном положении орган артикуляции: язык, нижнюю челюсть, губы. А при выполнении динамических упражнений речевые органы ритмично двигаются. [6] Упражнения должны быть интересны, понятны и доступны ребёнку. Каждое артикуляционное упражнение имеет свой картинный символ и имеет своё название, то есть соотнося картинку-символ с названием упражнения у дошкольника развиваются мыслительные процессы, активизируется и пополняется словарный запас. А в дальнейшем, ребёнок, увидев знакомую картинку, уже может самостоятельно выполнять упражнения.

Сухое объяснение  и скучные тренировочные упражнения утомляют детей и не вызывают особого интереса при их выполнении. Поэтому  для того, чтобы повысить интерес дошкольника в ходе проведения артикуляционных упражнений можно использовать различные игровые формы проведения артикуляционной гимнастики.

  1. Показ артикуляционных упражнений через мультипликационный персонаж. Например, мультипликационные персонажи  из мультфильма «Маша и медведь» (Маша держит в руке чашку – «Чашка», Заяц копает лопатой  - «Лопатка», Мишка держит в лапах зубную пасту – «Почистим зубки» и т.д.) Можно использовать героев из любых интересных детям современных мультфильмов.
  2. «Кубики». На сторонах кубика приклеиваются артикуляционные упражнения на определенную группу звуков. Ребёнок, подбрасывая кубик, определяет порядок выполнения упражнений.
  3. «Телевизор». По изготовленному экрану логопед двигает ленту с различными артикуляционными упражнениями. Ребёнок выполняет задания, глядя на экран.
  4. «Часы» с циферблатом в виде артикуляционных упражнений. Ребёнок двигает стрелку часов, выполняя поочерёдно задания.
  5. «Аквариум с рыбками». Ребёнок вылавливает на магнитную удочку рыбок, с приклеенными упражнениями для языка.
  6. «Артикулляционное лото». Ведущий показывает картинку с упражнением, дети выполняют это упражнение и находят у себя на карточках.
  7. «Собери яблочки». На настольном дереве висят яблоки. На обратной стороне яблок, приклеены картинки с артикуляционными упражнениями, ребёнок срывает плод и выполняет задание. (Можно использовать любой плод или листья)
  8. «Собери урожай овощей» На имитированной грядке лежат муляжи овощей с приклеенными артикуляционными упражнениями. Ребёнок берёт овощи и  выполняет задание.
  9. «Ходилки» На дорожке наклеены артикуляционные упражнения. Логопед предлагает ребёнку пройти по дорожке с выбранной маленькой игрушкой, переставляя её и выполняя задания,  до определённого финиша.
  10.  «Чудесной мешочек». Ребенок достаёт из мешочка объёмные фишки с приклеенными артикуляционными заданиями и выполняет их.
  11.  «Пазл». Ребёнок складывает пазлы с артикуляционными упражнениями.

Таким образом, выполнение артикуляционных упражнений можно привязать к любой лексической теме. Положительная эмоциональная окраска и применение разнообразных приёмов при проведении речевой гимнастики способствует повышению интереса, мотивирует ребёнка к её выполнению и эффективно скажется на формировании правильного звукопроизношения.

Использованная литература

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М., - 2006.
  2. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М., 2017.
  3. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. М., 2003.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург, 2001.
  5. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения  у детей//Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
  6. Танцюра С.Ю., Данилевич Т.А. Логопедический массаж зондами: упражнения и артикуляционная гимнастика для детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов при проведении артикуляционной гимнастики в группе для детей с нарушениями речи

Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывает дефектное произношение звуков.  Формирование правильного звукопроизношения – долгий и трудоёмкий процесс для всех его участников: для учителя-...

"Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"

quot;Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"...

Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...

Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и...

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

В методических рекомендациях по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста раскрыты основные требования, даны рекомендации при проведении гимнастики на занятиях в условиях Цен...