Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии

Мальцева Инна Ивановна

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 111rekomendatsii_po_ag.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика

Рекомендуется для выполнения детям от 3 лет, включая взрослых, если они хотят улучшить дикцию, избавиться от акцента

Система артикуляционных упражнений..

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.  

Советы родителям. Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

7. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Например, рассказать ребенку, что герой любимого мультфильма только  покажет ребенку новую серию только в том случае, если ребенок выполнит упражнения. Если у ребенка долго не получалось выполнить то или иное упражнение и вот, наконец, получилось, можно купить торт и отпраздновать это событие.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

  • Позевывание.
  • Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
  • Полоскание горла.
  • Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  • Покашливание.
  • В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.  

Упражнения для нижней челюсти.

  • Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
  • Жевательные движения.
  • Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

  • Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
  • Перегонка воды из одной щеки в другую.
  • Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ.

  • Улыбнуться, не обнажая зубы.
  • «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
  • «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
  • «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
  • «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
  • «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
  • Вибрация губ (фырканье лошади).
  • «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево-вправо.
  • Чмоканье.
  • Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
  • Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

  • «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
  • «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  • Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
  • «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
  • Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
  • Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
  • Слизывание капель сладкой воды кончиком  языка с вогнутой поверхности ложек.
  • «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
  • Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
  • Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
  • «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
  • Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.
  • «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.  
  • «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
  • «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
  • «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
  • «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
  • «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

 (выполняются с закрытым ртом).

  • Опускание головы вниз.
  • Запрокидывание головы назад.
  • Поворот головы вправо-влево.
  • Наклоны головы вправо-влево.
  • Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
  • Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Литература:

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практическое пособие. – М., 2005.
  2. Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии/Логопедия: методические традиции и новаторство./Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М.,2003.
  3. Косинова М.К. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2004.
  4. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
  5. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"

quot;Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"...

Занимательные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением речи

В данной статье представлен практический материал по развитию артикуляционного аппарата в различной форме, которая способствует повышению познавательного процесса....

Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»

Консультация учителя - логопеда для  воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»...

Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и...

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

В методических рекомендациях по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста раскрыты основные требования, даны рекомендации при проведении гимнастики на занятиях в условиях Цен...

Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду

Методические рекомендации для педагогов  при проведении массажных гимнастик   с детьми дошкольного возраста в детском саду...