Главные вкладки

    Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
    консультация по логопедии

    Мальцева Инна Ивановна

    Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 111rekomendatsii_po_ag.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

    Артикуляционная гимнастика

    Рекомендуется для выполнения детям от 3 лет, включая взрослых, если они хотят улучшить дикцию, избавиться от акцента

    Система артикуляционных упражнений..

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков.

    Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.

    Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

    Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.  

    Советы родителям. Как проводить артикуляционную гимнастику?

    1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

    2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

    3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

    4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

    5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

    6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

    7. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Например, рассказать ребенку, что герой любимого мультфильма только  покажет ребенку новую серию только в том случае, если ребенок выполнит упражнения. Если у ребенка долго не получалось выполнить то или иное упражнение и вот, наконец, получилось, можно купить торт и отпраздновать это событие.

    Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

    • Позевывание.
    • Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
    • Полоскание горла.
    • Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
    • Покашливание.
    • В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.  

    Упражнения для нижней челюсти.

    • Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
    • Жевательные движения.
    • Движения нижней челюсти влево-вправо.

    Упражнения для щек.

    • Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
    • Перегонка воды из одной щеки в другую.
    • Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

    Упражнения для губ.

    • Улыбнуться, не обнажая зубы.
    • «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
    • «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
    • «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
    • «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
    • «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
    • Вибрация губ (фырканье лошади).
    • «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево-вправо.
    • Чмоканье.
    • Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
    • Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

    Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

    • «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
    • «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
    • Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
    • «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
    • Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
    • Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
    • Слизывание капель сладкой воды кончиком  языка с вогнутой поверхности ложек.
    • «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
    • Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
    • Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
    • «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
    • Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.
    • «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.  
    • «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
    • «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
    • «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
    • «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
    • «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

    Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

     (выполняются с закрытым ртом).

    • Опускание головы вниз.
    • Запрокидывание головы назад.
    • Поворот головы вправо-влево.
    • Наклоны головы вправо-влево.
    • Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
    • Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

    Литература:

    1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практическое пособие. – М., 2005.
    2. Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии/Логопедия: методические традиции и новаторство./Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М.,2003.
    3. Косинова М.К. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2004.
    4. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
    5. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

    «Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

    Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

    Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...

    «Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»

    Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, име...

    Информация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста»

    Информация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста»(комплексы артикуляционной гимнастики для детей 2 – 7 лет)...

    Игровые приёмы при проведении артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

    В статье обосновывается необходимость использования игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики и предлагаются варианты пособий для работы с детьми....

    "Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"

    quot;Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"...