Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»
консультация по коррекционной педагогике

Консультация учителя - логопеда для  воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_mladshih_grupp.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя - логопеда для  воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста».

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика ранее была доступна только специалистам логопедам. На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.        Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.        Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.        Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4.        Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации к проведению упражнений:

1.        Познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами).

2.        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. Упражнения надо выполнять медленно перед зеркалом. Воспитатель организует работу следующим образом:

а)        рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;

б)        показывает его выполнение;

в)        упражнение выполняют все дети;

г)        воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Полезно задавать детям наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?).

Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущности. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка. (Показ картинок для артикуляционной гимнастики)

Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку:
Улыбнись,
Покажи зубы,
Приоткрой рот,
Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Картотека артикуляционных упражнений

Упражнение

Описание

«Улыбка»

 удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

«Блинчик»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.

«Чашечка».

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.

«Иголочка».

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.

«Трубочка»

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

«Часики»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз.

«Лошадка».

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

«Качели».

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться по счет 10-15 раз.

«Вкусное варенье».

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 10 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"...

Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и...

Консультация учителя- логопеда по развитию речи детей в раннем возрасте

Значение правильной речи огромно для каждого человека. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его ...

10.03.2024 Консультация для педагогов и родителей «Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста»

Консультация для педагогов и родителей«Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста»            Подготовила Батютенко М.П.При выполнении артикул...