Главные вкладки

    Информация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста»
    материал на тему

    Бойченко Олеся Олеговна

    Информация для педагогов:

    «Артикуляционная гимнастика

    с детьми дошкольного возраста»

    (комплексы артикуляционной гимнастики

    для детей 2 – 7 лет)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc140.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

    (МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

    Информация для педагогов:

    «Артикуляционная гимнастика

    с детьми дошкольного возраста»

    (комплексы артикуляционной гимнастики

    для детей 2 – 7 лет)

    Воспитатели

    Бойченко Олеся Олеговна

    Грызунова Галина Николаевна

    Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2 лет).

    Упражнения для губ, щек и нижней челюсти.

    (сентябрь – октябрь)

    Птенчик. Открыть рот хорошо и удерживать его в таком положении в течение 3- 5 сек. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторять упражнение не менее 3 раз.

    Трубочка. Губы вытянуть в перед, как при произнесении звука У, и удерживать таком положении 3- 5 сек. Затем принять нейтральное положение. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторять упражнение не менее 3 раз.

    Улыбка. Широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние  зубы (челюсти сжаты), и удерживать губы в таком положении в течение 3-5 сек. Затем принять нейтральное положение. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторять упражнение не менее 3 раз.

    Малыш.  Губы вытянуты хоботком, как при произнесении звука У, и удерживать в таком положении в течение 2-3 сек. Затем широко открывать рот, как при произнесении звука А, и удерживать эту позу также 2- 3 сек. Провести перемену артикуляционных поз не менее 3 раз.

    Лягушка. Широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы ( челюсти сжаты). Удерживать улыбку в течение 2-3 сек. После этого, сохраняя положение губ, разомкнуть зубы на 1-1,5 см, подержать в таком положении в течение 2-3 сек, а затем сомкнуть зубы, подержать в таком положении в течение 2- 3 сек, а затем сомкнуть зубы, по прежнему удерживая на губах улыбку. Провести перемену артикуляционных поз не менее 3 раз.

    Упражнения для губ, щек и нижней челюсти.

     (ноябрь- декабрь- январь)

    Трубочка - улыбка. Губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать в таком положении в течение 2-3 сек. Затем широко улыбнуться, удерживая позу в течение 2-3 сек.

    Провести перемену артикуляционных поз не менее 3 раз.

    Шарик. Рот закрыт. Щеки надуть воздухом и удерживать их в таком положении в течение 5 сек. Затем выпустить воздух через губы. Если у ребенка это упражнение не получается, то можно предложить ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри «надувает» щеки. Повторять упражнение не менее 3 раз.

    Поцелуй маму. Рот закрыт. Втянуть щеки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. Удерживать позу в течение 2-3 сек. Если у ребенка упражнение не получается, то можно предложить ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторять упражнение не менее 3 раз.

    Поиграем на губах. Рот закрыт. Губы в нейтральном положении. Слегка ударяя указательным пальцем по губам, произносить звук Б в течение 5-7 сек. Повторять упражнение не менее 3 раз.

    Заборчик. Рот закрыт. Зубы сжаты. Отвести губы в стороны, обнажив зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 3-5 сек. Повторять упражнение не менее 3 раз.

    Упражнение для языка.

    (февраль – март)

    Лопатка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный  язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторять упражнение не менее 3 раз.

    Полакаем как котенок. Рот открыт. Губы в улыбке. Высовывать изо рта и вытягивать обратно широкий язык, совершая  лакательные движения в течение 5-7 сек. Повторять упражнение не менее 3 раз.

    Иголочка. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть изо рта вперед узкий и острый, как жало, напряженный язык в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторять упражнение не менее 3 раз.

    Часики (маятник).  Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть узкий,  как жало , язык и совершать им движения из одного угла рта к другому и обратно. Выполнять 5- 10 движение.

    Качели.  Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть острый, как жало, язык и совершать им движения, то поднимая язык к носу, то опуская его к подбородку. Выполнять 5- 10 движение.

    Упражнение для языка.

    (апрель - май).

    Обезьянка. Рот открыт. Губы в улыбке. Поместить кончик языка между нижней губой и нижними зубами и удерживать такую позу в течение 5 сек. Затем, подняв кончик языка вверх, вставить его между верхними зубами и верхней губой, сохраняя такое положение также в течение 5 сек. Провести перемену роз не менее 2 раз.

    Орешки. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка изнутри оттопырить правую щеку и удерживать эту позу в течение 3 сек. затем также оттопырить левую щеку и удерживать в течение  того же времени.

    Лошадка. Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик  языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его убыстряя.  Длительность выполнения 5- 10 сек.

    Остановим лошадку. Рот закрыт. Губы сомкнуты, находятся в нейтральном положении. С усилием подуть так, чтобы воздушная струя заставила вибрировать губы. При этом на одном дыхании произносить звуки, положение на «ТПРУ», заставляя губы вибрировать как можно дольше. Выполнять упражнение 1-2 раза.

    Комплекс общей артикуляционной гимнастики для второй младшей группы.

    Упражнения направлены на удержание языка в статическом положении.

    (сентябрь-октябрь)

    1) Статические упражнения для языка

    "ПТЕНЧИКИ". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

    "ЛОПАТОЧКА". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

    "ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    "ИГОЛОЧКА", "СТРЕЛОЧКА", "ЖАЛО". Рот открыт. Узкий, напряженный язык выдвинут вперед.

    «ГОРКА", "КИСКА СЕРДИТСЯ". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    "ТРУБОЧКА". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. «ГРИБОК". Рот открыт. Язык присосать к небу.

    Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

    Комплекс общей артикуляционной гимнастики.

    Упражнения направлены на удержание языка в динамическом положении.

    (ноябрь- декабрь- январь)

    2) Динамические упражнения для языка

    "ЧАСИКИ", "МАЯТНИК". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    "ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

    "КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    "ФУТБОЛ", "СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    "ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

    "КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперед и убирается вглубь рта.

    "ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    "ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    "МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

    "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

    "ОБЛИЖЕМ ГУБКИ". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

    Комплекс общей артикуляционной гимнастики. Упражнения на развитие подвижности губ.

    (февраль- март)

    3) Упражнения для губ

    "УЛЫБОЧКА". Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

    "ЗАБОРЧИК". Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

    "ТРУБОЧКА". Вытягивать губы вперед длинной трубочкой.

    "ХОБОТОК". Вытягивать сомкнутые губы вперед.

    "БУБЛИК", "РУПОР". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    'КРОЛИК". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и

    обнажает верхние резцы.

    Чередование положений губ:

    "ЗАБОРЧИК" - "БУБЛИК", "УЛЫБКА" - "ХОБОТОК".

    При работе с детьми педагог по своему усмотрению выбирает упражнения, которые соответствуют цели данного занятия.

    Комплекс общей артикуляционной гимнастики. Упражнения на закрепление сложных упражнений.

    (апрель- май)

    1) Статические упражнения для языка

    "ЛОПАТОЧКА". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

    "ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    2) Динамические упражнения для языка

    "КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    "ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

    "КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперед и убирается вглубь рта.

    "ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    3) Упражнения для губ

    УЛЫБОЧКА". Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

    "ЗАБОРЧИК". Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

    "ТРУБОЧКА". Вытягивать губы вперед длинной трубочкой.

    "ХОБОТОК". Вытягивать сомкнутые губы вперед.

    "БУБЛИК", "РУПОР". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны

    "ЗАБОРЧИК" - "БУБЛИК", "УЛЫБКА" - "ХОБОТОК".

    При работе с детьми педагог по своему усмотрению выбирает упражнения, которые соответствуют цели данного занятия.

    Комплекс артикуляционной гимнастики для средней группы

    Сказка №1, 2. Сентябрь.

    Домик для язычка.

    Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь – губы, вторая дверь –зубы.

    В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щеки.

    А потолок был твердым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком-увуля.

    Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное –не было сквозняков.

    Язычок делает ремонт.

    Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь — губы, затем вторую дверь — зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)

    Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребенок двигает языком 5—10 развперед-назад и из стороны в сторону по нёбу — упражнение «Маляр».)

    Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щек обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху—вниз по внутренней стороне обеих щек.)

    После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.)

    Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы — упражнение «Забор».)

    Сказка №3. Октябрь.

    Язычок делает покупки.

    Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому, прежде всего он решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону. (Движения языка из одного уголка рта в другой, рот открыт — упражнение «Часики».)

    У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в нескольких местах касается округленных губ, указывая расположение цифр на циферблате).

    Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: «Тик-так, тик-так!», а каждый час били: «Бом-бом-бом!» (Дети повторяют.)

    Еще Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий язычок в форме чашечки поднимается к верхним зубам, губы остаются неподвижными — упражнение «Чашечка».) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щек.)

    Язычок купил также сковородку, на ней он пек блины, которые очень любил. (Сделать язык широким и плоским, как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт, губы не напряжены — упражнение «Блинчик».)

    Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (Широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз 5—10 раз; рот открыт упражнение «Вкусное варенье».)

    Сказка №4, 5. Ноябрь.

    Утро Язычка.

    Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался. (Дети выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой.)

    Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюстей, языка). Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко), вниз (нет ли луж на дорожке) и выходил из дома на утреннюю пробежку. (Дети выполняют языком указанные движения.)

    Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в другую сторону. (Круговые движения языка, рот широко открыт.)

    Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом), Язычок возвращался домой, захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.

    У Язычка появился новый друг.

    Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке. (Положить широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; губы не напряжены.)

    Ярко светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал.

    Вдруг он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького пушистого котенка. Язычок погладил его. (Дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котенка.) Но котенку это не понравилось, и он выгнул спинку. (Кончик языка упирается в нижние зубы; широкий язык круто выгнут — упражнение «Киска сердится».) Язычок, отдернув руку, удивлен, но посмотрел на котенка: тот оказался худым и голодным. «Его надо накормить!» решил Язычок и пошел в дом за едой.                                                                                                                                                                                                                                   В своей любимой чашке (упражнение «Чашечка») Язычок принес котенку теплое молоко. Котенок стал с жадностью его лакать (соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котенок облизнулся (упражнение «Вкусное варенье», 5—10 раз) и начал умываться. (Дети правой рукой имитируют движения умывающегося котенка.)

    Язычок решил снова погладить котенка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия (движение языка), а потом потерся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык) и замурлыкал. С тех пор котенок стал жить вместе с Язычком.

    Сказка №6. Декабрь.

    Новый велосипед.

    На день рождения друзья подарили Язычку велосипед: красивый, с двумя большими колесами (круговые движения языка) и блестящим рулем.

    Язычок решил прокатиться на велосипеде вокруг дома. (5—10 круговых движений языка, рот открыт как можно шире.)

    Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь. (Сделать язык длинным и узким, как игла,упражнение «Иголочка».) Язычок напоролся на него, и из камеры стал выходить воздух («С-с-с-с»).

    «Не расстраивайся!» - начали успокаивать Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку в камере и накачали ее с помощью насоса. («С-с-с-с». Одновременно дети выполняют движения руками «Насос».)

    Колесо поставили на место, и Язычок с друзьями снова мог кататься на велосипеде. (Несколько круговых движений языка.)

    Сказка №7. Январь.

    Язычок и лошадка.

    Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают) и весело помахивала хвостом (движения языка из стороны в сторону).

    Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца. Та осторожно взяла его мягкими губами (движение губ).

    На спине у лошадки было широкое седло (упражнение «Чашечка»), и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками «держат поводья» и звонко цокают языком — упражнение «Лошадка».)

    Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движение -упражнение «Натянем поводья») и останавливал  лошадку:   «Тпр-р-р...»   (Подуть на губы, а затем на губы и язык -упражнение «Кучерское межгубное р-р-р».  Названные упражнения  повторить несколько раз, чередуя.)

    Сказка №8. Февраль.

    Язычок в зоопарке.

    Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли: лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга, ездил верхом. (Упражнения «Лошадка», «Натянем поводья», «Кучерское межгубное р-р-р».)

    В зоопарке у Язычка появились новые знакомые.

    Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (дети открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.)

    Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом и «болботал». (Очень быстрые движения широким языком, который бьет по верхней губе, издавая при этом характерные звуки — упражнение «Индюк».)

    Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало. (Упражнение «Иголочка».) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону. (Дети узким длинным языком выполняют соответствующие движения упражнение «Змейка».)

    Самой веселой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожи: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (Дети выполняют все эти движения.)

    Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спину и шипел. (Упражнение «Киска сердит-ся».)

    Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке - соленый хлеб (движение губами, захватывающими что-то); бегемоту — большую конфету (кончиком языка как бы прилепить конфету к небу за верхними зубами упражнение «Конфетка»); индюку — зерна пшеницы (кончиком языка как бы клюют зернышки); ужу — молоко (лакательные движения); обезьяне — банан (попытаться сделать язык похожим на банан); тигру кусок мяса (жевательные движения).

    Сказка №9. март.

    Язычок в цирке.

    Вместе с друзьями Язычок отправился в цирк. Сколько же интересного они там увидели!

    Открыли представление барабанщики. Выйдя на арену, они громко били в барабаны: «Ды-ды-ды!» (Кончиком языка постучать по нёбу за верхними зубами — упражнение «Барабанщик».)

    Затем под куполом цирка появились воздушные гимнасты. Они раскачивались, перелетали с одной трапеции на другую. (Широким языком выполнить движения языком вперед-назад, рот открыт упражнение «Качалочка», повторить 5—10 раз.)

    После гимнастов выступали цирковые лошадки. (Упражнения «Лошадка», «Натянем поводья», «Кучерское межгубное р-р-р».)

    Очень интересным было выступление дрессированных тигров, которые сидели на высоких тумбах (широкий язык положить на нижнюю губу), качались на качелях. (Рот открыт, язык дотрагивается сначала до верхней, а потом до нижней губы 5—10 раз; губы при этом не напрягаются и не подворачиваются, а язык не зажимается зубами упражнение «Качели».) Иногда тигры сердились на дрессировщика и выгибали спины. Упражнение «Киска сердится».)

    Но больше всего Язычку понравилось выступление фокусника. Придя

    мой, он придумал собственный фокус. (Положить ватку на кончик носа и сдувать ее, направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашечки, языка вверх; язык высунут, щеки не раздуваются; зубы не прикусывают язык — упражнение «Фокус».)

    Сказка №10.апрель.

    Язычок собирает грибы.

    Наступила осень - пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину упражнение «Чашечка»), отправился в лес. По дороге в лес увидел ручеек. «Холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке -упражнение «Ручеек».) Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»)

    Язычок   долго   ходил   по   лесу   и наконец, вышел на поляну. Увидел на ней много-много   грибов.   (Широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная   уздечка         ножку   гриба упражнение «Грибок».)

    Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.)

    Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой

    Сказка №11. Май.

    Язычок учится играть на музыкальных инструментах.

    Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных инструментах. Он купил барабан, дудочку и гармошку.

    Сначала Язычок стал брать уроки игры на барабане. Палочки звонко отбивали дробь: «Ды-ды-ды...» (Упражнение «Барабанщик».)

    Освоив барабан, Язычок начал учиться игре на дудочке. (Упражнение «Трубочка»: свернуть язык трубочкой и подуть в нее.)

    Самым трудным, оказалось научиться игре на гармошке. (Язык «присасывается» к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем движением нижней челюсти вниз-вверх подъязычная уздечка растягивается, как меха у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от неба — упражнение «Гармошка».)

    Язычок очень старался, поэтому учеба его шла успешно. Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии. (Несколько раз повторить упражнения «Барабанщик», «Дудочка», «Гармошка».)

    Комплекс общей артикуляционной гимнастики для старшей группы

     «Сказка о веселом язычке»

    (сентябрь-октябрь)

    1. «Маятник часов»

    Цель: вырабатывать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой и левой стороны

    1. «Язычок – счетовод»

    Цель: учить детей умению поочередно прикасаться кончиком языка к зубам, имитируя подсчет передних верхних и нижних, вырабатывать умения подъема языка вверх.

    1. «Расческа»

    Цель: учить массажировать губы с помощью зубов, активируя работу нижней и верхней челюсти

    1. «Паровозик маневрируя»

    Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края языка у верхних коренных зубов, как бы массируя их при этом.

    1. «Прогулка веселого язычка»

    Цель: менять положение языка

    Комплекс общей артикуляционной гимнастики, формирующий и закрепляющий группу свистящих звуков.

    (ноябрь - декабрь)

    1. «Лягушки улыбаются»

    Цель: формировать умение делать открытую улыбку

    1. «Заборчик»

    Цель: учить выполнять непроизвольное удержание улыбки

    1. «Лопаточка»

    Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким

    1. «Паровозик свистит»

    Цель: выработать силу воздушной струи, направляя ее по середине языка.

    1. «Язык-силач»

    Цель: учить удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепляя мышцы языка, напрягая и расслабляя их

    1. «Качели»

    Цель: формирование звука [ц]; учить менять положение языка с постепенным ускорение темпа.

    1. «Горка»

    Цель: формировать умение прижимать боковые края языка к коренным зубам и поднимать переднюю спинку языка упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.

    Комплекс общей артикуляционной гимнастики (январь – февраль)

    1. «Лягушки улыбаются»

    Цель: формировать умение делать открытую улыбку

    1. «Хобот слоненка»

    Цель: учить детей делать трубочку губами

    1. «Трубочка»

    Цель: учить держать губы трубочкой некоторое время

    1. «Бублик»

    Цель: учить округлять губы и удерживать их

    1. «Рупор»

    Цель: учить округлять губы

    1. «Вкусное варение»

    Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка близкое к  форме чашечки-пиалы

    1. «Грибок»

    Цель: формировать умение поднимать язык вверх, растягивая подъязычную уздечку.

    1. «Гармошка»

    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, укреплять умение подъема языка

    Комплекс общей артикуляционной гимнастики направленный на формирование правильного произношения[л],[л’],[р],[р’] (март –апрель – май)

    1. «Иголочка»

    Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая мышцы

    1. «Быстрая змейка»

    Цель: выработать умение делать язык узким и развивать его подвижность

    1. «Индюшата»

    Цель: выработать подъем языка и подвижность его передней части

    1. «Ковшик»

    Цель: выработать умение поднимать кончик языка и приподнимать боковые края языка для образования небольшого углубления в спинке языка

    1. «Лошадка»

    Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывание подъема языка вверх

    1. «Маляр»

    Цель: отрабатывать подъем языка вверх и его подвижность

    1. «Дятел»

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка вверх  и умение делать кончик языка напряженным

    1. «Ступеньки»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений

    1. «Барабанщик»

    Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным

    Комплекс общей артикуляционной гимнастики для подготовительных групп (Сентябрь)

    1.  «Улыбка». («Заборчик») Улыбнуться без  напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5-10 секунд. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребенком пропеть звук [и], и губы растянутся в улыбке.

    2.  «Хоботок». («Трубочка») Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у], и губы примут положение «трубочка».

    3.  «Домик открывается» Слегка улыбнутся, медленно открыть рот (как для продевания звука [а], подержать рот открытым в течении 5-10 секунд , медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивая назад, кончик языка лежит у передних зубов.

    4.  «Любопытный язычок» Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Широкий язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10раз.

    5.  «Язык здоровается с подбородком» Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Проделать упражнение 5-10 раз.

    6.  «Язык здоровается с верхней губой» Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки - дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе в течение 3-5 секунд, убрать в рот.

    7.  «Обезьянка» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении в течение 5 секунд.

    8.  «Бульдог» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5 секунд.

    9.  «Хомяк» Рот закрыт. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении в течение 3-5 секунд. Можно контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк.

    10. «Кружок» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека - под верхней губой, левая щека - под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так «нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую стороны.

    11. «Чередование» («Толстячки - худышки»).Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребёнок поочередно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3-5 секунд.

    12. «Шарики» (поочерёдное надувание щек) Рот закрыт. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

    1 3. «Самовар» («Паровозик») Сжать губы, надуть щёки, удерживать воздух в течении 2-3 секунд и выпустить через губы, произнеся: «Пых». Можно выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «Пых-пых-пых», («самовар кипит»).

    14. «Накажем  непослушный язык» (шлепаем губами по языку).Улыбнутся, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «Па-па-па». Произношение слогов («Па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1 - пошлёпывать губами кончик языка; 2 - пошлёпывать губами середину языка; 3 -пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.

    1 5. «Чистим зубы снаружи» Улыбнутся, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения. Также «чистим» наружную сторону нижних зубов.

    Комплекс артикуляционной  гимнастики для свистящих звуков [с], [з], [ц].

    (Октябрь, Ноябрь)

    1.  «Накажем  непослушный язык» (шлепаем губами по языку).Улыбнутся, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «Па-па-па». Произношение слогов («Па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1 - пошлёпывать губами кончик языка; 2 - пошлёпывать губами середину языка; 3 -пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.

    2.  «Чистим зубы снаружи» Улыбнутся, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения. Также «чистим» наружную сторону нижних зубов.

    3.  «Покусываем язык» Улыбнутся, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1 - покусывать кончик языка; 2 -покусывать середину языка; 3 - покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд - назад. Во время выполнения упражнения произносить: «Та-та-та» (это помогает ребёнку в выполнении упражнения).

    4.  «Лопаточка»  Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-1 0.

    5.  «Дуем на лопаточку». Улыбнутся, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть посередине языка. Таким образом, можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, шарики.

    6.  «Горка» («Мостик») Улыбнутся, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и-и-и», и язык примет нужное для «горки» положение.

    7.  «Ветерок дует с горки». Улыбнутся, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положения языка, прикрыть рот, оставить между зубами небольшую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук          «с-с-с».

    8.  «Катушка». Улыбнутся, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-1 0 раз в спокойном темпе.

    9.  «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

    Улыбнутся, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у десен. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при межзубном произношении свистящих звуков, когда в процессе речи язык ребёнка находится между зубами.

    10. «Жуём блинчик» Улыбнутся, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10 -15 раз.

    Комплекс артикуляционной  гимнастики для шипящих звуков.

    (Декабрь, Январь)

    1. «Чашечка» Улыбнутся, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх и язык принимает нужную форму. Можно также завернуть язык на верхнюю губу, придерживая его края пальчиками, и удерживать его в таком положении в течение 5-1 О секунд.

    2.«Вкусное варенье» Улыбнутся, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх - она должна быть неподвижной.

    3.«Ступеньки» (чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» вверху за зубами).

    Улыбнутся, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем - за верхние зубы. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую и удерживая в каждом положении в течение 3-5 секунд.

    4. «Фокус» Улыбнутся, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Можно на кончик носа прикрепить кусочек кальки 1 см. и сдуть его - он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить(провести кусочком кальки по кончику языка ребёнка).

    5. «Не разбей чашечку» Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».

    6. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Улыбнутся, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом необходимо следить затем, чтобы кончик языка двигался у верхних альвеол.

    7. «Маляр» Улыбнутся, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад, поглаживая  нёбо. Следите затем, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

    Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков  

    (Февраль, Март)

    1.  «Барабанщик» Улыбнутся, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «Д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Можно стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося:  «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).

    2.  «Лошадка» Улыбнутся, открыть рот и пощёлкать кончиком языка наверху. Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть не двигается, работает только

    язык.

                3. «Гармошка» Улыбнутся, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка.

    Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

    4.  «Грибок» Улыбнутся, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»), и удерживать в таком положении в течение 5-10 секунд. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернутся к упражнению «Лошадка». Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп, и присасывает язык к нёбу.

    5.  «Кучер» Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют, и слышен характерный звук «тпру-у-у».  Вариант:  положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

    Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л]. (Апрель, май)

    1.  «Иголочка» Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узкими и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.

    2.  «Маятник» Улыбнутся, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижная.

    3.  «Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

    4.«Змейка» Открыть рот и производить узким языком движения вперёд - назад. Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.

    5.  Качели» Улыбнутся, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так поочерёдно менять положение языка 5-6 раз.

    6.  «Пароход» Слегка улыбнутся, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук [ы]: «Ы-ы-ы» («пароход гудит»). Тёплый воздух выходит по бокам языка. Если при пропевании звука [ы] вы слышите не твёрдый звук [л], а мягкий [л], то попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, среднюю часть языка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Психогимнастика - здоровьесберегающая технологияв работе с детьми дошкольного возраста»

    Выступление на педагогическом совете«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Психогимнастика - здоровьесберегающая технологияв работе с детьми до...

    Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

    Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

    Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

    Информация для родителей " Страхи у детей дошкольного возраста"

    Причины страхов у детейПочвой для формирования детских страхов чаще всего становится один или несколько из нижеперечисленных факторов: Конкретный случай. Фобия может быть обусловлена прошлым негативны...

    Современные игровые технологии в работе с детьми дошкоСовременные игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста.льного возраста.

    В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, мы...