Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «На помощь Снеговику», описание работы с детьми дошкольного возраста с СДВГ
методическая разработка по психологии

Игнатьева Ксения Сергеевна

Материалы с РМО педагогов-психологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_sdvg.ppt1.06 МБ
Файл konspekt.docx29.64 КБ
Файл doshkolniki_buklet.docx111.75 КБ
Файл shkolniki_buklet.docx65.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш» г. Данилова Ярославской области Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Педагог-психолог: Игнатьева Ксения Сергеевна 2023 год

Слайд 2

«На помощь Снеговику» (психолого-педагогическое занятие с детьми дошкольного возраста)

Слайд 3

Теория и практика психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ Основными проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются высокая подвижность, неусидчивость, беспокойство, нарушения внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность. В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимально мозговая дисфункция» (ММД) .

Слайд 4

Проявление СДВГ ( синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами): невнимательность , гиперактивность , импульсивность .

Слайд 5

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ – нарушение устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии); – слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение; – с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его; – имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий); – часто теряет вещи; – избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ - суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается. - двигательная активность не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно. - не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.

Слайд 6

3. Импульсивность: – резкие смены настроения; – не способен дождаться своей очереди; – не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же); – не подчиняется правилам (поведения, игры); – имеет разный уровень выполнения заданий.

Слайд 7

Портрет гиперактивного ребенка Невнимательность, импульсивность и гиперактивность – вот психологический портрет ребенка, чаще всего (1:4) мальчика, страдающего так называемым синдромом дефицита внимания с (или без) гиперактивностью (СДВГ). 1. Одинаковое поведение : независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково : бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. 2. Не обращает внимания ни на бесконечные просьбы, ни на уговоры, ни на подкуп. 3. Отсутствие механизма самоконтроля , в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. 4. Провокация на конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается.

Слайд 8

Причины гиперактивности На данный момент врачи выделяют три группы причин возникновения детской гиперактивности. Во-первых, наследственная предрасположенность; во-вторых, органические повреждения головного мозга зародыша в ходе беременности или после родовых травм; В-третьих, социально-психологические травмы, обусловленные неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания .

Слайд 9

Какие методы работы с гиперактивными детьми может предложить педагог-психолог? -

Слайд 10

Рекомендации психологу по работе с гиперактивным дошкольником Занятия строятся по развитию 1-2-3 функций Обязательно наличие подвижного упражнения или игры. Желательно использование яркого методического материала, и пространства для проведения подвижной игры и выхода излишней энергии. Не акцентировать внимание на отвлечение, не делать замечаний, попытаться увлечь ребенка, предложить игры на скорость, на соревнования. В своей работе использовать несложные игры с доступной, простой инструкцией на сосредоточение внимания: собирание пазлов, нахождение двух предметов, «Что пропало?», «Найди отличия».

Слайд 11

Рекомендации психологу по работе с гиперактивным дошкольником 5. Работа с педагогами строится на сотрудничестве. Предлагается хвалить ребенка за достижения, обращать внимание на его достоинства, иметь тесный доброжелательный контакт с родителями. 6. Структурированное систематическое наблюдение (ведение дневников, где ребенок отмечает свое поведение- учится понимать за что его ругают, за что получил плохую отметку, за что похвалили – анализ своего поведения) 7. Оперативное обусловливание. Отсутствие поощрения, если ребенок ведет себя плохо (поведение, а не оценки по предметам). Поощрение за хорошее поведение должно быть разнообразным. Необходима преемственность и выполнение обещания ребенку.

Слайд 12

Оптимальный путь психологического сопровождения СДВГ у детей дошкольного возраста является: > Грамотная и точная диагностика с выявлением причин нарушения поведения. > Регуляция психологической нагрузки. > Комплексная коррекция, при которой надежные результаты дает тесное сотрудничество педагогов, родителей и психолога. > Обязательное медикаментозное лечение, с учетом того, что оно дает предпосылки для изменений. > Коррекция в группе: модификация окружения, создание ситуации успеха, расширение эмоционального опыта и т.д. > Обучение приемам саморегуляции, саморасслаблению для сброса напряжения, социальным навыкам.

Слайд 13

Рекомендации родителям Не давайте ребенку «реактивных» указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя» в грубой форме; Повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз; Обязательно предоставьте ребенку как можно больше возможностей для реализации его физической, моторной активности. В семье должны быть правила. В их принятии должен принимать участие ребенок; Оградите гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телепередач; Тщательно отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка, даже если по сути вы и согласны с ней. Старайтесь побольше говорить ему о чувствах, которые испытываете вы сами и другие люди, проясняйте для него нравственную и этическую глубину ситуаций, которые происходят на его глазах, в телевизионных фильмах, в книгах.

Слайд 14

В папке: Литература по теме Психолого-педагогические программы по коррекции СДВГ у детей, методические рекомендации Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV Картотеки игр и упражнений, рекомендации психологу, учителю, воспитателю, родителям Буклеты Стендовая информация



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш» г. Данилова Ярославской области

Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

«На помощь Снеговику»

Составитель: педагог-психолог I кв.кат.

Игнатьева Ксения Сергеевна

2023 год

Описание: занятие ориентировано на детей с низким уровнем концентрации внимания, в том числе на детей с признаками СДВГ. Содержит методы и техники психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста такие, как дидактические игры на развитие внимания; зрительной памяти;  гибкости мышления; игры на развитие саморегуляции деятельности, снижение импульсивности; мелкой моторики; релаксация и визуализация; дыхательная гимнастика; рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Цель – коррекция и развитие психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностm..

Задачи:

  • Развитие свойств внимания у дошкольников: произвольности, концентрации, распределения, объема, переключения, избирательности реакций;
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности;
  • Развитие саморегуляции поведения и речевой регуляции;
  • Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, гибкости мышления, мелкой моторики, коммуникативных способностей;
  • Тренировка навыка правильного носового дыхания;
  • Развитие умения распознавать свое эмоциональное состояние.

Участники: воспитанники старшей группы «Ромашка» (подгруппа – 6 детей), педагог-психолог, персонаж Снеговик.

Возраст детей – 5-6 лет

Время занятия – 30 минут

Используемые материалы: колокольчик, потерянные вещи: пуговки, валенок, варежка с веревкой, носик-морковка, ведро, метла, материалы к дидактической игре «Найди тень», ковер, музыкальное сопровождение, «Снежинка», магнитная доска, картинки к игре «Что исчезло?», материалы к дидактической игре «Найди пару»,  песочница, пуговицы с скотчем, пластиковые бутылки, трубочки, пенопластовый снежок, картинки снеговиков с разными эмоциями, маленькие снежинки.

        

Ход занятия

Вводная часть:

Дети входят в зал.

Психолог звенит колокольчиком и произносит: «Колокольчик мой дружок, собери детей в кружок!» (дети встают в круг). Ритуал приветствия - Упражнение «Колокольчик дружбы» (цель – эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество, раскрепощение, установление коммуникативной связи между участниками)

Ребята, если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

А теперь давайте поприветствуем и пожелаем нашим гостям доброго утра! (дети желают гостям «доброе утро» и приветствуют их)

Доброе утро лесам и полям,

Доброе утро скажу всем друзьям,

Доброе утро родной детский сад,

Видеть друзей своих очень я рад,

А теперь поприветствуем друг друга и будем передавать по кругу наш колокольчик дружбы ….. (Катюша, я рада тебя видеть…. Далее ребята приветствуют друг друга по кругу)

Проблемная ситуация:

Психолог: Ребята, сегодня ранним утром в наш детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, что внутри? Открываю письмо. Здесь, какие- то картинки. Поможете мне разобраться? Дети подсказывают, что это тени предметов. Точно! А вот и картинки к ним (показываю на стол, где располагаются цветные картинки). Ваша задача: найти к каждой картинке её тень. Справитесь? (у каждого ребенка набор: шаблон теней и картинки к Дидактической игре «Найди тень»).  (Цель – развитие познавательной деятельности и концентрации внимания, зрительного восприятия и наложения) В процессе выполнения детьми упражнения психолог контролирует работу, дает дополнительные указания детям, которые нуждаются в помощи. В конце упражнения психолог может поинтересоваться кому из ребят было трудно, а кому легко и почему?

Психолог: Ребята, посмотрите на полученные картинки друг у друга, может в них есть что-то необычное? (если не догадываются, то дополняю - или похожее?) (Дети – Снеговики). Но чтобы это могло значить?

И в зал заходит Снеговик (под музыку)

Здравствуйте, гости дорогие,

Я, ребята, снеговик

К стуже, холоду привык…
Ох как я устал…
Оттоптал все пятки,
Носик потерял…

Пуговки отпали,
И метла моя
Где-то потерялась,
Плохоньки дела…

Что же Дед Морозу
Я скажу теперь?
Ах я и растяпа,
Неудачный день…

Психолог: Какой же грустный ты Снеговик. Ребята, а давайте поможем Снеговику найти все, что он потерял? (Ответ детей) Снеговик, а где ты мог потерять свои вещи?

Снеговик: На празднике, в Новый год, с ребятами я здесь играл. Наверное тут и потерял (ищет). Помогите, очень вас прошу, я домой обратно такой не пойду.

пуговки, носик-морковку, ведерко, метлу, валенок, варежку… Спрятать эти предметы нужно заранее.

Основная часть:

Психолог: Конечно, Снеговик. Но думаю это будет непросто. Зал наш большой. Но я уверена, наши ребята, что-нибудь придумают. А для начала предлагаю поиграть. (приглашаю детей на ковер) Двигательная разминка. Упражнение "Речка-берег" (цель – снижение импульсивности, трудностей переключения, развитие избирательности реакций и внимания, а также речевой регуляции деятельности).

Психолог: Ребята,  представьте, что сейчас вы стоите "на берегу" (на ковре). С другой стороны, представьте, что (на полу) "течет речка». Когда я буду говорить "речка!" – вы прыгаете на пол, когда скажу "берег!" – на ковер. Готовы?

Первый этап (тренировочный) – стою и проговариваю инструкции поочередно: речка-берег

Второй этап – прыгаю вместе с детьми. И в какой-то момент говорю 2 раза «речка» или «берег» и прыгаю на месте, ребята должны сделать также и не перепрыгивать. Повторяю несколько раз.

Третий этап Снеговик: А я тоже с вами хочу попрыгать. (встает вместо психолога). Но я сейчас буду «обманывать ваши глазки» - говорить правильно, а прыгать неправильно.

Психолог: Ребята, будьте внимательнее, слушайте и делайте то, что вам говорит Снеговик.  Дети выполняют упражнение со Снеговиком.

Снеговик: Ой, неудобно прыгать в одном валенке, а вот и вижу я второй. (показывает, что за шторкой выглядывает валенок, ребята приносят его. Снеговик надевает второй валенок). Как же здорово! Я с вами поиграл и валенок тут же отыскал! Но что-то очень я устал….

Психолог: ребята, может в более спокойную игру поиграем, например, «Снежинка».  (релаксационная игра. Цель – развитие регуляции поведения, мышечное расслабление, визуализация образов). Я подброшу снежинку, пока она летит можно хлопать, прыгать, веселиться, но как только она упадет, вы сразу ложитесь на ковер и глазки закрываете. (когда дети и снеговик лягут на ковер, включается спокойная музыка) Представьте, что вы лежите на белом пушистом снегу, но вам не холодно, вам очень хорошо. И вдруг на глазки упала настоящая маленькая снежинка, она такая мокрая и сразу растаяла и глазки немного зажмурились. Потом снежинка упала на носик, она начала его немного щипать и он тоже зажмурился, на щечку, ее захотелось почесать, потом на ушко и на подбородок… и снежинки закончились, пора вставать. (пока дети лежат закрыв глаза, снеговик надевает на нос морковку)

Расскажите о своих ощущениях? (ответы детей)

Дети обращают внимание, что у снеговика появилась морковка.

Снеговик: ребята, это я представил себе снежинку, которая легла на мой нос, и вот у меня выросла морковка. Чудеса какие-то!

Психолог: ребята, а давайте еще поиграем, может так Снеговик и найдет все свои вещи? Предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Запретное слово». (цель – развитие саморегуляции, внимания, гибкости мышления). Я буду произносить слова, а вы их повторять все, кроме запретного. Пусть этим словом будет – Метла. На слово «Метла» вы делаете хлопок, но его не произносите! Понятно, как выполнять упражнение?

Игла, юла, похвала, метла, шкала, смола, метла, пчела, метла, скала, смола, стрела, мгла, метла, метла.

Снеговик: и где же моя метла? А вспомнил…. Убегает.

Психолог: ребята, наш снеговик, какой-то забывчивый. Может мы поможем ему и научим, как тренировать свою память?

Снеговик вбегает с метлой: да вот же она, совсем я забыл про нее родную…

Психолог: Снеговик, ребята хотят тебе показать, как тренировать свою память, чтобы ничего не забывать.

Снеговик: я с удовольствием!

Психолог: Упражнение «Что исчезло»? (цель – развитие зрительной памяти, саморегуляции) Подвожу детей к магнитной доске.

Первый этап - Перед вами 10 картинок. Запомните их. Когда отвернетесь, я уберу 1 картинку. Ваша задача – догадаться и сказать, что на ней было изображено. Но не забывайте, что выкрикивать слова не стоит, а нужно поднимать руку!

Второй этап – убираю 2 картинки. (теперь дети называют 2 предмета, исчезнувшие с доски)

Третий этап: Снеговик: я все понял. А теперь предлагаю игру «Что изменилось?»  (цель – развитие зрительной памяти, саморегуляции, мышления).  Я не буду убирать картинки, а просто 2 из них поменяю местами. Вам нужно будет догадаться и сказать, какие предметы я поменял.

После выполнения упражнения Снеговик берет карточку: Эх, а ведь именно такое ведерко я и потерял…

Психолог: не это ли ведерко ты искал Снеговик?

Снеговик: Конечно оно! Спасибо вам! Теперь я буду тренировать свою память и точно ничего не забуду!

Психолог: Ребята, подскажите, какие вещи мы уже помогли найти Снеговику? (ответы детей-валенок, морковка, метла и ведерко). А посмотрите, может у нашего Снеговика еще чего-то не хватает? (одной варежки) И где же она может лежать? Давайте поищем…. (ребята ищут по залу) Ребята, думаю так просто мы ее не найдем. Предлагаю выполнить упражнение из этих конвертов «Найди пару» (цель – развитие зрительного восприятия, наблюдательности, распределения и концентрации внимания, умения находить предмет по сходству). Каждому ребенку предлагается конверт с заданием. Инструкция: Вам необходимо найти все пары одинаковых варежек и соединить их веревочкой. Ребята выкладывают материалы на стол и выполняют упражнение, соединяя одинаковые варежки. Снеговик наблюдает за тем, как дети выполняют упражнение. После завершения проверяет правильность.

Снеговик: Какие же вы наблюдательные и внимательные!  Все варежки разобрали правильно! Но где же все-таки моя варежка?

Психолог: Снеговик, а что за веревочка торчит у тебя в кармане?

Снеговик вытаскивает веревку, а на конце обнаруживает варежку.

Снеговик: так вот же она! И веревка на месте! Ребята, спасибо Вам, но у меня еще проблема есть… Я растерял все свои пуговицы.

Психолог: но где же мы их найдем? Они же маленькие, это очень сложно их здесь найти. Ребята, может вы подскажите, где они могут быть? (дети показывают на песочницу так, как к ней еще не подходили)

Снеговик подходит с ребятами к песочнице: Даже не знаю, может и там. Но одному мне их точно все не найти, поможете ребята? Упражнение «Найди пуговицы в песке» (цель – развитие тактильных ощущений, мелкой моторики). Ребята по двое подходят к песочнице с разных сторон и ищут пуговицы, отдавая их Снеговику. Затем Снеговик приделывает пуговицы себе.

Снеговик: Какие Вы молодцы! Вы умеете всё! А вы еще не устали от игр? (ответ детей) В благодарность я хочу Вам показать настоящую снежную метель. Это очень весело! Вы согласны еще поиграть? Дыхательное упражнение «Метель». (цель - тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха). Нам нужны будут трубочки и пластиковые бутылочки, где уже лежит «снежок». Нужно сделать глубокий вдох через нос и плавно выдохнуть через ротик в трубочку и вы увидите, как получится настоящая метель! Снеговик демонстрирует, 3 детей повторяют, затем  еще трое, чтобы была возможность посмотреть друг у друга.

Заключительная часть:

Психолог (рефлексия): Снеговик, спасибо тебе большое за такую интересную игру! Мы с ребятами обязательно будем в нее играть! Ребята, а вам понравилась сегодняшняя встреча со снеговиком? (ответ детей). А какие игры вам больше всего понравились? (спрашиваю каждого) Ребята в заключение нашей встречи со Снеговиком, я вам предлагаю определить свое настроение. Упражнение «Мое настроение» (цель – развитие умения распознавать свое эмоциональное состояние и соотносить его с картинкой). Перед вами 4 снеговика (на магнитной доске вместе определяем эмоции-веселый, очень веселый, грустный, злой). Ваша задача взять снежинку, подумать какое настроение у вас сейчас, и прикрепить снежинку рядом с тем снеговиком, чье настроение схоже с вашим. Дети и Снеговик выполняют упражнение. В конце можно спросить у детей: почему у них такое настроение? У кого-то оно поменялось или нет?

Снеговик: Ребята спасибо вам большое за помощь. Раз я все нашел, тогда мне пора возвращаться к себе домой, в снежную страну! Но мы обязательно с вами еще увидимся! До свидания. (уходит)

Психолог: Ребята, и нам пора прощаться. (в кругу) ритуал прощания:

А теперь мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы на прощанье

Дружно скажем «до свиданья»! И подарим памятные сувениры!

Спасибо, вам ребята, за интересное занятие! И нам пора возвращаться в группу.

 

        



Предварительный просмотр:

Ну, попробуй нас догнать!». Тот малыш, на которого покажут, становится новым ведущим и догоняет остальных. Последний пойманный ребенок перенимает главную роль, и считалка начинается заново, уже от его лица.

От 5 до 6 лет. Развитию контроля над действиями хорошо помогает игра «Речка-берег». Для нее подойдет участие одного ребенка или нескольких, вплоть до целой компании. Взрослый должен обозначить, что одна сторона, допустим, справа от них – это речка, а слева – берег, и в зависимости от названного слова детям нужно прыгать в обозначенные места. Далее можно начинать саму игру. По ходу упражнения разрешается немного схитрить, например, множество раз подряд называть «Речка» и «Берег» поочередно, а после – вразброс, чтобы дети запутались и поняли, что внимание нужно обращать на слово, а не на привычку. Это особенно помогает ребятам, испытывающим трудности с переключением.

На развитие дисциплинированности.  Игры помогут научить находиться некоторое время в одной позе, сидеть нужный период за столом, планировать действия. Это особенно важно для детей, которые ходят в детский сад, посещают групповые занятия.

До 3 лет. Можно поиграть во «Флажок». Занятие подойдет для одного ребёнка или компании. Включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение ритмичной. Попросите детей начать произвольно двигаться в такт мелодии. Они могут маршировать или танцевать. После того как взрослый поднимет руку с флажком, музыка выключается, и все ребята должны быстро среагировать и «застыть» в той позе, в которой они были во время звучания песни. Простояв так несколько секунд, дети начинают снова двигаться с включением музыки.

От 3 до 5 лет. Подойдет игра «Запрещенное движение» с компанией детей возрастом минимум 3 года. Для занятия включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение веселой и ритмичной. Активное участие взрослого необязательно. Поставьте малышей полукругом или кругом, в центре должен находиться ведущий. Он придумывает запретное движение, которое нельзя использовать, и включает его в список того, что он покажет остальным ребятам. Затем участники повторяют данные действия, убирая запретное. Кто первый ошибся, встает на место ведущего. Игра начинается заново. Также можно поиграть в «Иголку и нитку». Включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение веселой. Водящий выбирается из ребят, он будет «иголкой», а все остальные – «ниткой». Все дети встают в ряд. Далее они должны двигаться вслед за «иголкой», которая стоит впереди всех, огибая различные преграды. Например, стулья или специальные предметы.

От 5 до 6 лет. Игры должны быть сложнее, но не менее интересные. «Дракон кусает свой хвост». Ребята должны встать в ряд друг за другом, взяв впереди стоящего за бока. Первому малышу отдается роль головы, а последнему – хвоста. Голове следует бегать и вести за собой остальных детей, и при этом пытаться догнать «хвост», который от нее уворачивается. Когда он будет пойман, дети продвигаются вперед, то есть ребенок, стоящий вначале, встает в конец и так далее. 

«Мама-робот». Попросите своего малыша научить вас тому, что он хорошо умеет, чем интересуется. Но при объяснении должны использоваться только слова, без действий. А задача взрослого – сделать в точности то, что ему говорят, не подыгрывая. Например, если ребенок произносит, что для заваривания чая достаточно положить в кружку пакетик и налить воды, сделайте точно так. Возьмите обычный бытовой мешочек, поместите его в стакан и залейте водой из-под крана. Когда малыш поймет, что что-то здесь не так, попросите его объяснить подробнее, не забывая про детали. Это поможет понимать и видеть плоды своего планирования.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш» г. Данилова, Ярославской обл.

Методические рекомендации для воспитателей и педагогов-психологов:

Упражнения и игры для детей дошкольного возраста с СДВГ

https://qvilon.ru/wp-content/uploads/2021/10/1.png

2023 год

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – распространенное явление, несмотря на то, что часто родители исключают возможность его наличия у ребенка. Нередко данное расстройство продолжает проявляться в подростковом и более зрелом возрасте. Существует множество занятий, чтобы корректировать данный синдром. Игры для детей с СДВГ дошкольного возраста направлены на тщательную проработку всех сфер развития через игровой подход. Включая их в план по лечению, можно быстро обучить малышей контролю над своим вниманием и действиями.

Как организовывать игровую деятельность ребенка с СДВГ? Коррекционная программа должна содержать игровые упражнения, которые направлены на то, чтобы вызвать у малыша интерес. Но перегружать ребенка не нужно. Выполнение одного задания на протяжении долгого времени или комбинация множества упражнений сразу способны привести к недовольству и отказу от дальнейших занятий.

Лучшее решение − устроить небольшую тренировку на 20–30 минут, в которой вы уместите несколько необходимых упражнений. Они должны быть разными по цели и способу выполнения. Например, чередуйте сидячие и подвижные игры.  Для сохранения интереса ребенка к обучению не забывайте о поощрениях и наградах. Если будете его постоянно критиковать и указывать на то, что он делает не так, хорошей реакции не ждите. Дошкольников важно хвалить для повышения мотивации. Например, похвалите ребенка 6-7 лет за то, что он старался сделать все правильно. И неважно, если у малыша плохо получилось, ведь главное – желание.

Какие упражнения подходят дошкольникам с СДВГ? К обучению маленького ребенка следует подходить с большей ответственностью, ведь то, что вы делаете сейчас, – залог его будущего. Занятия для дошкольников нужно проводить регулярно. Для развития каждого навыка использовать отдельные упражнения и игры.

На развитие концентрации внимания. При отработке способности удерживать информацию нужно выбирать игры, подходящие по возрасту.

До 3-х лет. Дети ещё маленькие. Плохо говорят, не понимают значения многих слов, понятий. Поэтому необходимо выбирать самые простые игры и упражнения: «Море волнуется», «Исчезнувшие предметы», «Нос-ухо-глаз». Задача – запутать детей, можно назвать «глаз», но показать на ухо, и наоборот. Ребята должны выявить и исправить ошибку, показывая или называя слово верно. «Поиск героев». Необходимо расположить перед ребенком рисунок, на котором спрятаны разные мультипликационные герои. Желательно, чтобы он хорошо знал и любил их, это повысит интерес. Поставленная задача – найти персонажей.

Для 3-5 лет. К этому возрасту у детей уже должен расшириться в памяти запас понятий и слов. Упражнения можно усложнять, к старым добавлять новые: «Места предметов». Взрослый должен выбрать от 5 до 10 предметов и разложить рядом друг с другом, прикрыв простыней. Снимая ткань на 10 секунд, попросите детей внимательно рассмотреть и запомнить объекты, которые там находятся. После накрытия спросите ребят об этом. Чем больше вещей они запомнили – тем лучше. Также возможны такие вопросы, как: «Какого цвета каждый из объектов?», «По каким группам вы можете их разделить?», «Что их объединяет?». «Пять движений». Взрослый должен показать пять движений в определенной последовательности, называя при этом их порядковый номер. Допустим, что поднять руки вверх – это два, а положить кисти на колени – пять. После попросите детей повторить движения в указанном порядке, который они должны были запомнить. «Что нового?» , «Летает, не летает». «Чей дом?», «Мозаичный узор». Подготовьте картинку с любой формой, например, цифру, силуэт животного или букву, и дайте ребенку ее изучить. После этого

попросите выложить из мозаики изображение. Для усложнения упражнения можно убрать образец, чтобы малыш всё делал по памяти.

Для 5-6 лет. Детей необходимо понемногу готовить к школе, освоению новых сфер знаний. Можно использовать такие занятия: «Съедобное-несъедобное», «Фотограф». Данная игра проводится детьми самостоятельно, без активного участия взрослого. Они должны выбрать одного фотографа, то есть «водящего» игрока. Остальные дети встают в ряд и принимают различные позы. После этого водящий выходит из комнаты либо отворачивается и закрывает глаза на полминуты. Задача остальных ребят – поменяться местами и выбрать другие позиции, чтобы фотограф распознал это и вернул их в изначальное положение, «Смешанный лес». 

На развитие контроля над импульсивными действиями. Такие занятия не направлены на то, чтобы сделать ребенка спокойнее. Но они помогут предотвратить появление приступов агрессии, спонтанного поведения.

До 3 лет. Начинать занятия стоит с малышами как можно раньше. Рассмотрим возможные игры: «Руки-ноги». Ребенка необходимо поставить напротив себя, чтобы показать технику движений на своем примере. Для этого начинайте совершать прыжки вверх, одновременно сводя и разводя руки и ноги. То есть, в тот прыжок, когда вы разводите ноги, соедините руки сверху над головой, и наоборот. Повторите упражнение несколько раз, чтобы не переутомить малыша. «Носочки-ладошки». Посадите ребенка на пол, чтобы он оперся спиной о стену. Попросите его согнуть руки в локтях, а раскрытые ладони оставить на уровне плеч, перпендикулярно полу. Далее следует совершать движения кистями и носками. Например, одновременно отвести в сторону носочек правой ноги и ладонь или, напротив, правой ноги и левой руки.

От 3 до 5 лет. В этом возрасте эффективны занятия в команде. Полезной будет игра «Считалки-догонялки».  Ведущий ребенок проговаривает стишок, поочередно указывая пальцем на остальных участников, как бы пересчитывая их: «Мы – веселые ребята, любим бегать и играть, никого не обижать.



Предварительный просмотр:

способы и результативность, основными из которых являются:

  • организация жизни малыша;
  • поддержка интереса к учебе;
  • консультации психолога;
  • баланс между физическими и умственными упражнениями;
  • достаточное количество сна;
  • развитие психических функций;
  • улучшение моторики;
  • правильно подобранные игры и упражнения;
  • обучение беглому чтению.

Просто и быстро читать вслух ребенка можно научить за счет тренировок на звукослияние, однако стоит учесть, что при данном способе он не будет понимать смысл текста. Для улучшения восприятия рассказов предлагайте ему короткие материалы с легкими словами и фразами. Эффективность тренировок повысят картинки, сопровождающие сюжет текста, так как они помогают понять прочитанную информацию.

Рекомендации учителям по работе с гиперактивными детьми:

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с СДВГ часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

7. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Предлагайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

10. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе - воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш» г. Данилова, Ярославской обл.

Методические рекомендации для учителей и педагогов-психологов:

Упражнения и игры для детей школьного возраста с СДВГ

2023 год

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – распространенное явление, несмотря на то, что часто родители исключают возможность его наличия у ребенка. Нередко данное расстройство продолжает проявляться в подростковом и более зрелом возрасте. Существует множество занятий, чтобы корректировать данный синдром.

Занятия с детьми школьного возраста. Обучение школьника уже не будет являться такой сложной задачей, так как азы развития он освоил. Однако не стоит забывать о проведении регулярных упражнений.

Развитие внимания. Упражнения для детей с СДВГ школьного возраста должны выбираться с учетом того, что взрослея, ребенок осваивает больше навыков, понятий. Он учится читать, писать. Подходящие занятия по возрастам описаны ниже.

6-7 лет. «Сходство». Подготовьте набор карточек – 5-10 штук, на которых изображены объекты, имеющие что-то схожее между собой. К примеру, они должны быть все зеленого цвета или подходить под одну категорию. Отдайте ребенку картинку и попросите описать любой один предмет, чтобы вы смогли узнать его. Но обратите внимание малыша на то, что нельзя произносить само название. Для усложнения задачи вы можете называть другие объекты. Это нужно с целью понимания того, что чего-то он еще не указал и необходимо дополнить свой рассказ.

7-9 лет. «Отгадай». Подготовьте набор из карточек 20–50 штук, на которых изображены абсолютно разные объекты. Разложите их перед собой на столе и сообщите ребенку, что вы загадали один из предметов и ему нужно будет отгадать. Для этого есть не более 20 попыток. «Наблюдательность». Попросите ребенка описать то, что видел множество раз в своей жизни. Например, комнату, двор перед школой или путь домой. Он должен максимально подробно все рассказать, вспоминая и учитывая каждую деталь. Если игра проводится в компании из нескольких ребят, они могут ему помочь, дополняя описание.

9-10 лет. «Найди отличия». Подготовьте карточки, на которых находятся по два относительно одинаковых изображения, но с некоторыми отличиями. Разложите перед ребенком и поочередно попросите найти все различия. Для усложнения задания можно установить таймер и сделать упражнение на время.

Развитие самоконтроля. Без этого навыка ребенку будет сложно адаптироваться в кругу сверстников. Также возникнут сложности с поведением на уроках, восприятием информации. Во время занятий нужно ориентироваться на возраст, настроение ребенка.

6-7 лет. «Шепот». Перед началом обозначьте условные жесты. Например, когда вы поднимаете руки вверх, дети могут бегать, прыгать и кричать, если подносите палец к губам, им следует говорить шепотом и медленно передвигаться. При показывании руками креста они должны замереть, замолчав. В идеале нужно проводить упражнение под музыку, вовремя запуская и останавливая ее. «Шарик». Посадите ребят кругом, а сами расположитесь в центре. Попросите их закрыть глаза и выставить ладони вместе перед собой, поместите каждому малышу в руки небольшой шарик. Затем укажите, чтобы они повзаимодействовали с ним: покрутили, потерли, подышали на него или погладили для передачи своего тепла. Спустя минуту-две попросите детей открыть глаза и поочередно рассказать о чувствах и эмоциях, которые возникли у них во время выполнения.

7-9 лет. «Платок». Все ребята становятся в круг. Ведущий, у которого платок, выбирает себе союзника, и вместе они выходят из ряда, начиная бегать вокруг стоящих детей в разные стороны.
Первый игрок должен вручить платок любому, находящемуся в кругу, и поменяться с ним местами – теперь он будет стоять. Второму игроку необходимо успеть пробежать полный круг до того, как ведущий сменится, и встать на свое место. По такому принципу проходит вся игра, пока не будет задействован каждый ребенок.
«Услышь свое имя». Ребята встают в круг, спинами внутрь. Выбранный ведущий, в руках которого находится мяч, должен бросить его и назвать имя любого из участников. Тот ребенок, на которого указали, поворачивается лицом внутрь круга и ловит мяч.

Игра продолжается по тому же методу. Чтобы повысить интерес, можно ввести систему штрафов и наград. Победителем становится малыш, который поймал большее количество мячей.

9-10 лет. «Гонка мячей». Ребята встают в круг, делятся между собой на две команды и выбирают капитанов, в руках которых находится мяч.
Этот ребенок должен оббежать весь круг, встать на место и передать мяч следующему участнику, повторяющему все те же действия. Победителем считается команда, первой закончившая передавать мяч по кругу.

Одновременная тренировка нескольких функций. Помните, что ребенку с СДВГ будет сложно одновременно слушать и сдерживать свои порывы, концентрировать на чем-то внимание, особенно на первых порах коррекции. Поначалу упражнения должны быть направлены на развитие одного или двух навыков, чтобы не истощать ребенка и не вогнать его в тоску.

Однако после успешной проработки аспектов обучения по одному можно переходить к комплексным упражнениям, в которых идет упор сразу на несколько функций. Полезные занятия:

1.        Хлопки. Дети ходят по комнате, как им угодно. Но когда взрослый один раз хлопнет в ладошки, им следует остановиться в заранее обговоренной позе. Если хлопок прозвучал два раза – они примут другую позицию, если три – выйдут из нее и продолжат передвигаться.

2.        Скалолазы. Разделите детей на две команды и распределите по разным сторонам комнаты. От них требуется пройти все расстояние вдоль стены, прислонив к ней как минимум три конечности одновременно. Если кто-то нарушил это правило, он возвращается в начало пути, и так до тех пор, пока успешно не пройдут стену. Победившей считается та команда, участники которой быстрее добрались до финиша.

Как подготавливать ребенка с СДВГ к школе? Главное, что нужно учесть при подготовке ребенка к школе, – особенности нервной системы. Данный фактор напрямую влияет на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема : «На помощь муравью» (по развитию ориентировки в большом пространстве)

Конспект открытого коррекционного занятия.Составила и провела Лямина Надежда ВладимировнаУчитель-дефектолог первой квалификационной категории.Цель коррекционного занятия:  развитие ориентировки в...

Конспект НОД музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Рождественские колядки"

Конспект НОД музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Рождественские колядки"...

Конспект НОД музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народный танец"

Конспект НОД музыкального занятия с детьми старшего  дошкольного возраста на тему "Народный танец"...

Конспект НОД музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Ритмический рисунок"

Конспект НОД музыкального занятия с детьми старшего  дошкольного возраста на тему "Ритмический рисунок"...

Конспект НОД музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Три кита музыки"

Конспект НОД музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Три кита музыки"...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».

Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа.Задачи:Коррекционно-образовательные:- научить детей различать звуки [Б – Б’] по акуст...

Конспект психолого-педагогического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Давай поймем друг друга"

Данное занятие направлено на развитие коммуникативной, личностной, эмоциональной сферы детей 5-6 лет....