Игровые приёмы для проведения артикуляционной гимнастики (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии на тему

Якушова Ирина Алексеевна

Некоторые специалисты считают артикуляционную гимнастику серьёзным занятием, поэтому не рекомендуют её проводить в игровой форме. Несомненно, нельзя отрицать важную роль данной гимнастики в коррекции звукопроизношения. Однако разумное использование игровых приёмов и моментов помогает отрабатыванию артикуляционных движений, а также повышает мотивацию ребёнка к выполнению данных упражнений, которые в некоторых случаях приходится выполнять от занятия к занятию на протяжении нескольких лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые приёмы для проведения артикуляционной гимнастики

(из опыта работы)

 Некоторые специалисты считают артикуляционную гимнастику серьёзным занятием, поэтому не рекомендуют её проводить в игровой форме. Несомненно, нельзя отрицать важную роль данной гимнастики в коррекции звукопроизношения. Однако разумное использование игровых приёмов и моментов помогает отрабатыванию артикуляционных движений, а также повышает мотивацию ребёнка к выполнению данных упражнений, которые в некоторых случаях приходится выполнять от занятия к занятию на протяжении нескольких лет.

 В своей практике использую разнообразные игровые приёмы и дидактические игры.

 Во-первых, широко используется картинный материал. К каждому упражнению подбирается красочная картинка-образ. Картинка демонстрируется ребёнку во время проведения гимнастики. Упражнение можно сопровождать также и стихотворением. Со временем ребёнок выучит стихи и сможет сам читать их перед каждым упражнением.

 В книге Е.М.Косиновой «Гимнастика для развития речи» предлагаются красочные картинки и стихи для проведения артикуляционной гимнастики.

 Можно использовать и картинки-раскраски к каждому упражнению. Их раскрашивание вызывает у ребёнка интерес к гимнастике, происходит повторение и запоминание упражнений.

Наше время-век компьютерных технологий, и их использование в логопедической работе просто необходимо. Создаются красочные слайды для проведения артикуляционной гимнастики, которые демонстрируются ребёнку или группе детей во время занятия. Особенно помогают слайды в работе с детьми, страдающих аутизмом. Такие дети довольно сложно идут на контакт, часто отказываются от предлагаемых упражнений. Некоторые из них с интересом реагируют на такие слайды, особенно с речевым или музыкальным сопровождением.

 Любимы детьми и сказки про приключения язычка. Известна «Сказка о весёлом язычке» М.Г.Генинг и Н.А.Герман. Такую интерпретацию этой сказки можно предложить к начальному основному комплексу артикуляционной гимнастики. Можно сочинять подобные сказки к каждому комплексу артикуляционной гимнастики, и ребёнок с интересом будет выполнять все упражнения.

 Очень нравится детям игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Из белого картона вырезаются небольшие рыбки, на них рисуются картинки-символы упражнений. На каждую рыбку прикрепляют магнит (можно обычную скрепку для бумаг). Удочку можно использовать из игры «Рыбалка» или изготовить самостоятельно. Теперь можно и «ловить рыбу». Ребёнок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадётся на удочку». Важно помнить, что эта игра подходит только тем детям, кто уже в совершенстве овладел артикуляционной гимнастикой, так как такой вид работы на занятии не позволит расположить упражнения в заданном порядке, соблюдая принципы от простого к сложному и от статики к динамике.

C:\Users\ZX\Desktop\DSC_0169.JPG

 

Игра "Рыбки"

 Для занятий можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем Дракоше, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Использование мягких игрушек, « варежки-язычки» и др. детей стимулирует детей. Здесь привлекаются и тактильные ощущения ребёнка.

 Детям старшего дошкольного возраста можно предложить рассмотреть фотографии детей, выполняющих артикуляционную гимнастику. Это тоже может быть эффективным стимулом для мотивации ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов при проведении артикуляционной гимнастики в группе для детей с нарушениями речи

Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывает дефектное произношение звуков.  Формирование правильного звукопроизношения – долгий и трудоёмкий процесс для всех его участников: для учителя-...

Игровые приёмы при проведении артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

В статье обосновывается необходимость использования игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики и предлагаются варианты пособий для работы с детьми....

Игровые приёмы для выполнения артикуляционной гимнастики.

Игра- ведущая деятельность ребенка. Превратить артикуляционную гимнастику в веселое времяпровождение  помогут игровые приёмы для выполнения артикуляционной гимнастики....

Игровое пособие для проведения артикуляционной гимнастики "Лабиринт". Звуки С, З, Ц.

На этапе автоматизации необходимо продолжать использовать артикуляционную гимнастику. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, утомляют детей. Артикуляционные лабиринты помогают сд...

Игровое пособие для проведения артикуляционной гимнастики "Лабиринт". Звуки Ш, Ж

На этапе автоматизации необходимо продолжать использовать артикуляционную гимнастику. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, утомляют детей. Артикуляционные лабиринты помогают сд...

Игровое пособие для проведения артикуляционной гимнастики "Лабиринт". Звуки Л, Ль

На этапе автоматизации необходимо продолжать использовать артикуляционную гимнастику. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, утомляют детей. Артикуляционные лабиринты помогают сд...

Игровое пособие для проведения артикуляционной гимнастики "Лабиринт". Звуки Р, Рь

На этапе автоматизации необходимо продолжать использовать артикуляционную гимнастику. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, утомляют детей. Артикуляционные лабиринты помогают сд...