Адаптация ребенка в ОУ
консультация (младшая группа) на тему

Горбунова Ольга Ивановна

Консультация для педагогов. Показать средства помогающие при адаптации детей в интернатном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка в ОУ

Лето и начало осени – период, когда, традиционно, детский дом принимает новых ребят, малышей раннего и младшего дошкольного возраста.

О том, как облегчить течение адаптации написано и сказано уже много.

Я постараюсь остановиться на психологических моментах, «настройках», психологических упражнениях, играх, которые на практике проверены и очень помогают облегчить переживания малышей в этот непростой для них период.

В первые дни прихода его многое интересует, и в этот момент главное дать ему свободу в выборе поля деятельности. Для этого в группе должны быть разнообразные игрушки, в том числе, учитывающие и гендерную специфику. Да, да, уже сейчас мальчики предпочитают кораблики, машинки, трактора и самолеты, а девочки кукольную посуду, кукол, мягкие игрушки и пр. Первое время не надо сильно ему «надоедать», дайте ему время осмотреться.

 Что очень важно дать понять малышу с первых минут?

Это, первое, что его здесь любят и понимают, что здесь нет опасности, и его желания и потребности будут исполняться.

Время проведенное в детском доме может быть не только безопасным, но и очень интересным.

В первые минуты грусти, мы передаем ребенку обязательно свое тепло, спокойствие, здесь хорошо помогают тактильные прикосновения, покачивания, обнимание малыша.

А далее на помощь приходят упражнения, направленные в зависимости от обстановки на:

- отвлекание;

- расслабление;

- повышение двигательной активности;

- создание эмоционально-положительного контакта с воспитателем.

1. Игры и упражнения на отвлекание – здесь мы используем различные световые, шумовые, звуковые игрушки, игрушки с двигающимися деталями, подходят и современные музыкальные игрушки (звучащие паровозики, колокольчики, магнитофоны, книжки с песенками и пр.)

Задача «включения» этих игрушек: отвлечь малыша от переживаний, переключить с эмоции грусти и страха на интерес и познание.

В раннем возрасте идет активное развитие восприятия, и эта возрастная особенность учитывается при организации работы в адаптационный период.

2. Игры и упражнения на расслабление приходят на помощь, когда ребенок находится в возбужденном состоянии, излишне напряжен или скован (сжимает кулачки, кусается, кричит, бросает игрушки и др.)

Мы в таких случаях всегда используем игры с водой. Предлагаю малышу успокоить ручки, помыть их, ополоснуть личико, «сделать красивыми носик и глазки», а дальше, предлагаю «помочь уточкам или лягушкам переплыть озеро» (тазик) или переправить кораблик, пароходик на другой берег.

Если мы с детьми находимся на улице, хорошо расслабляют игры с песком. Предлагаю малышам найти собачке закопанную игрушечную косточку или помочь отыскать зайке зарытую морковку. Для таких упражнений пригодятся различные мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов), совки, формочки для песка, разноцветные камешки (сокровища) и ваша фантазия.

Можно использовать и другие упражнения на расслабление мышц (поглаживание малыша по спинке, ручкам, ножкам).

В нашем детском саду мы часто используем упражнения «Мы на пляже» (лежим на коврике) пляже, загораем, а солнышко согревает (педагог поглаживает ножки и ручки) или упражнение «Ветерок» (когда ветерок дует и «трогает» ручки, ножки малыша (для этого упражнения подойдет обычный веер, в дальнейшем можно использовать перышки)).

Вариаций таких упражнений может быть сколько угодно (есть у вас легкий шарфик – вот вам и дотронулась до ребенка пролетающая волшебная птичка, используете ватные шарики – прилетело к нам пушистое облачко и др.)

В отличие от упражнений, которые мы проводим с большими детьми, малышей не нужно заставлять закрывать глазки, они и так воспринимают эти предметы, как действительные. Это еще одна особенность восприятия.

Что же касается музыкального сопровождения, то на первых порах его тоже не используем. Включать запись музыки, только когда упражнение знакомо малышам.

3. Упражнения на повышение двигательной активности использовать можно и нужно. Дети очень любят движения, им просто это необходимо, так же, как дышать и питаться.

В адаптационный период мы применяем знакомые игры, но несколько их видоизменяем.

Например, игры «Мы веселые ребята». Идем взявшись за ручки.Воспитатель произносит «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас поймать», подходим к любой игрушке (мягкая собачка, медведь, лев, слоник) а дальше бежим к воспитателю, которая раскрыв руки, нас встречает и обнимает.

В чем секрет?

Первое – тактильный контакт с товарищами (идем, взявшись за ручки, ощущение безопасности и поддержки) и второе – эмоциональная встреча с воспитателем, улыбки, и объятия, а следовательно: «положительные эмоции» + «тактильный контакт» = эмоционально-положительная связь с воспитателем.

Возьмем другую знакомую игру «Гуси, гуси» (ее особенно любят маленькие детки). Принцип тот-же, идем, взявшись за ручки, волк-игрушка или картинка, а бежим к воспитателю или помощнику воспитателя, которые встречают детей с улыбкой и объятиями.

Можно устраивать в адаптационное время «Сюрпризные тематические дни».

Например, «День курочки и цыпляток».

Воспитатель заходит в группу в костюме курочки (можно взять только атрибуты, например, шапочку на голову, фартучек, накладные крылья, яркую длинную юбку, что есть в арсенале).

Всем малышам в группе говорят, что сегодня все ребята превращаются в цыпляток и предлагают одеть шапочку цыпленка (если ребенок сильно плачет, то сначала успокоить, а потом продолжить начатую тему).

Далее к ребяткам в гости приходит петушок (музыкальная игрушка, вместе с ребятками играем в подвижную игру «Курочки и цыплятки», смотрим мультик по тематике).

Я уверена, такие дни создают положительный настрой, сближают малыша с педагогом и со сверстниками, а частая смена видов деятельности не позволяет ребенку думать о грустном, на это просто нет времени.

Так, у нас появились «День веселых котят», «День разноцветных мышат», «День зайчихи и любителей морковки» и другие не менее интересные дни.

Мы с воспитателями так заинтересовались такими днями, что стали их проводить и позже, когда детки уже адаптировались. И это нам нравится, ведь мы со своими малышами всегда на одной волне…

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

Трудности адаптации ребенка к детскому саду. Игровая деятельность в период адаптации.

Трудности адаптации ребенка к детскому саду.Игровая деятельность в период адаптации.Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации ...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...